1. Развитие экологических представлений людей с древнейших времен до наших дней. Возникновение и развитие экологии как науки



страница1/9
Дата14.05.2018
Размер0.6 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

1. Развитие экологических представлений людей с древнейших времен до наших дней. Возникновение и развитие экологии как науки.Экология приобрела практический интерес еще на заре развития человечества. Начиная с 8-го тысячелетия до н. э. в Передней Азии начинают практиковаться различные методы обработки земли и выращивания сельскохозяйственных культур. Особый интерес мыслители Древней Греции и Рима проявляли к вопросам происхождения и развития жизни на Земле, а также к выявлению связей предметов и явлений окружающего мира. Древнегреч. философ, Анаксагор выдвинул одну из первых теорий происхождения известного на тот момент мира и населяющих его живых существ.

Величайший философ, ученый-энциклопедист Аристотель создал первую из известных классификаций животных, а также заложил основы описательной и сравнительной анатомии.Древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) учил, что лечить больного необходимо, принимая во внимание индивиду­альные особенности организма человека и его взаимоотношения с окружающей средой. Древнегреческий астроном Аристарх Самосский (ок. 310-230 гг. до н.э.) предложил первую гелиоцентрическую систему мира, «поместив» Солнце в центр Вселенной. Страбон (ок. 64-24 гг. до н.э.) написал 17-томную «Географию», содержащую цен­ные сведения из области геологии, физической географии, этно­графии, зоологии и ботаники. Римский натуралист Плиний (23-79 гг. н.э.) составил 37-том­ное сочинение «Естественная история», своеобразную энциклопе­дию естествознания, в которой изложил сведения по астроно­мии, географии, этнографии, метеорологии, зоологии и ботанике. Бэкон особо отмечал роль солнца в жизни организмов, а также обращал внимание на их за­висимость от состояния среды и климатических условий в кон­кретной местности обитания. Леонардо да Винчи считал основной задачей науки установление закономерностей явлений природы, исходя из принципа их причинной, необходимой связи. В 1492 г. итальянский морепла­ватель Христофор Колумб открыл Америку. В 1498 г. португалец Васко да Гама обогнул Африку и морским путем достиг Индии. А в 1521 г. испанские мореплаватели во главе с Фернаном Магелланом совершили первое кругосветное путешествие. Обогнув Южную Америку, они достигли Восточной Азии, после чего возвратились в Испанию. Эти путешествия яви­лись важным этапом в расширении знаний о Земле.В 1543 г. был опубликован труд Николая Коперника (1473-1543) «Об обращениях небесных сфер». Джордано Бруно (1548-1600) утверждал, что во Вселен­ной имеется бесчисленное множество звезд, подобных Солнцу, зна­чительная часть которых заселена живыми существами. Итальянский физик и астроном Галилео Галилеи (1564-1642) сконструировал телескоп. В конце XVI в. голландский изобретатель ЗахарийЯнсен (жил в XVI в.) создал первый микроскоп, позволяющий получать изо­бражения мелких объектов, увеличенные при помощи стеклянных линз. Английский естествоиспытатель Роберт Гук (1635-1703) зна­чительно усовершенствовал микроскоп (его прибор давал 40-крат­ное увеличение).Карлом Линнеем (1707-1778) определил классификации системы растительного и животного мира, по которой че­ловек включался в систему животного царства и относился к классу млекопитающих, отряду приматов, в результате человече­ский вид получил название Homosapiens. Гумбольдт (1769-1859) подробно изучил особенности климата в различных районах Северного полушария и составил карту его изотерм, обнаружил связь между климатом и характером растительности, предпринял попытку выделения на этой основе ботанико-географических областей (фитоценозов). Чарлз Дарвин (1809-1882), создал теорию происхождения видов путем естественного отбора. В 1866 г. немецкий зоолог-эволюционист Эрнст Геккель (1834-1919) в своей работе «Общая морфология организмов» предложил весь круг вопросов, связанных с проблемой борьбы за существо­вание и влияния на живые существа комплекса физических и био­тических условий, назвать термином «экология». В своей речи «О пути развития и задаче зоологии», произнесенной в 1869 г., Гек­кель определил предмет новой отрасли знания следующим обра­зом: «Под экологией мы подразумеваем науку об экономии, домаш­нем быте животных организмов. Она исследует общие отношения животных как к их неорганической, так и к их органической среде, их дружественные и враждебные отношения к другим животным и растениям, с которыми они вступают в прямые или непрямые контакты. В течение второй половины XIX в. сложилось несколько круп­ных, относительно автономно развивающихся направлений эко­логических исследований, экологию растений, экологию животных, экологию человека и геоэкологию. Представители: Ч.Дарвин и Т.Гексли, английский философ, социолог и пси­холог Г. Спенсер, немецкий естествоиспытатель К. Фогт Э.Беринг, Р.Кох, И.И.Мечников, Л. Пастер, Г. Риккетс, П. П. Э. Ру, П. Эрлих и др.Исследования, проводимые в рамках перечисленных выше на­правлений, заложили основу для выделения их в самостоятельные отрасли научного знания.


2. Становление социальной экологии и ее предмета.Своим появлением термин «социальная экология» обязан аме­риканским исследователям, представителям Чикагской школы социальных психологов - Р. Парку и Е.Берджесу, впервые упот­ребившим его в своей работе по теории поведения населения в городской среде в 1921 г. Одно из первых определений социальной экологии дал в своей работе 1927 г. Р. Мак-Кензил, охарактеризовавший ее как науку о территориальных и временных отношениях людей, на которыеоказывают влияние селективные (избирательные), дистрибутивные (распределительные) и аккомодационные (приспособительные) силы среды. Выделяют восемь этапов в становлении и развитии экологического знания:Первый этап – отражает примитивные знания, накапливаемые людьми. Второй этап – накопление фактического материала, но уже античными учеными, средневековый застой. Период: I-III век до н.э. – XIV век н.э.Третий этап – продолжение сбора и первые попытки систематизация колоссального фактического материала, накопленного с началом великих географических открытий и колонизацией новых стран – в эпоху Возрождения. Период: с IV по XVIII век включительно.

Четвертый этап – связан с крупными ботанико-географическими открытиями. Период: конец XVIII – начало XIX века.Пятый этап – становление эволюционной экологии, углубление экологических исследований, начало изучения взаимосвязей. Период: с начала XIX века до второй половины (1866 г.) XIX века. Шестой этап – определение понятия "экология", изучение естественной совокупности видов. Период: со второй половины (1866 г.) XIX до середины (1936 г.) XX века.Седьмой этап отражает новый – системный, подход к исследованиям природных систем, формирование общей экологии, как самостоятельной фундаментальной биологической науки. Период: 40-70 гг. XX века. Восьмой этап – "экологизация" науки; становление экологических наук, учитывающих деятельность Человека, т.е. социальной и политической направленности. Одной из важнейших проблем, стоящих перед исследователями на современном этапе становления социальной экологии, является выработка единого подхода к пониманию ее предмета.В школьном справочнике «Экология» А. П. Ошмарина и В.И.Ошмариной даны два варианта определения социальной экологии: наука «о взаимодей­ствии человеческого общества с окружающей природной средой», наука «о взаимодействии отдельного человека и человеческого общества с природной, социальной и культурными средами».С.Н.Соломина, указывая на целесообраз­ность разведения социальной экологии и экологии человека, ог­раничивает предмет последней рассмотрением социально-гигие­нических и медико-генетических аспектов взаимоотношений че­ловека, общества и природы. В. П. Казначеев и Н.Ф.Реймерс, по мнению ко­торых, эта дисциплина охватывает значительно более широкий круг вопросов взаимодействия антропосистемы (рассматриваемой на всех уровнях ее организации - от индивида до человечества в целом) с биосферой, а также с внутренней биосоциальной органи­зацией человеческого общества. По мнению Д.Ж.Марковича, предметом изучения современной со­циальной экологии, понимаемой им как частная социология, яв­ляются специфические связи между человеком и средой его обита­ния. Т.А.Акимова и В.В.Хаскин, с их точки зрения, социальная экология как часть экологии человека представляет собой комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп), а также связь человека с природной и социальной средой их обитания. По мнению Э.В.Гирусова, социальная экология должна изучать прежде всего законы общества и природы, под которыми он понимает законы саморегу­ляции биосферы, реализуемые человеком в его жизнедеятельности.



3. Отношение социальной экологии к другим наукам. 1. Социальная экология и биология. Экология поднимает вопросы охраны живой природы, рационального использования и расширенного воспроизводства биологических ресурсов. Знание закономерностей функционирования природных систем и естественного круговорота вещества в природе формирует предпосылки для решения важнейшей задачи социальной экологии – достижения баланса во взаимодействии человека и природной среды. В традиционной биологии выделились 2 направления: первое нацелено на поиск методов объяснения явлений живой природы, второе - на выявление методов управления этой природой для её сохранения и развития.
2. Социальная экология и география.
К основным научным направлениям экологических исследований в географии относятся:– контроль над изменениями окружающей среды под воздействием человеческой деятельности;
- составление научно-географических прогнозов последствий хозяйственной деятельности на среду обитания;
- предупреждение, ослабление или ликвидация стихийных природных бедствий; - оптимизация среды в природно-технических системах.
Географическое начало придаёт социальной экологии широту и многоаспектность подхода, пространственное видение проблемы.
География представляет обширный арсенал средств исследования взаимодействий человека со средой обитания: картографический методы, математико-картографическое моделирование региональных и локальных СЭ. 4. Социальная экология и философия.
Философия создаёт теоретическое и общеметодологическое основание для развития социальной экологии. Философское знание нацелено на разработку целостной синтетичной теории гармонизации взаимодействия общественного развития и природных процессов. В рамках философии и других гуманитарных сферах идёт становление глубинно-экологического мировоззрения.
В сфере философии развивается экологическая этика. 5. Социальная экология и история.
Появилось новое направление, исследующее взаимоотношения человеческого общества и природы в историческом контексте, давшее начало научной дисциплине – социоестественная история. 6. Социальная экология и синергетика. В методологическом отношении социальная экология основывается на синергетическом подходе, в основе которого лежит представление о мире, социальных и биологических системах как самоорганизующихся. Идея самоорганизации в рамках социальной экологии увязывается с идей познания социоприродной системы как диалога между человеком и природой.

4.Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия. Современная наука видит в Человеке прежде всего биосоциаль­ное существо, происхождение и эволюция человека не только за­висели от эволюции живой природы, но и в значительной степени предопределили серьезные экологические изменения на Земле. В соответствии с предложенным Л. В. Максимовой подходом к анализу сущности и содержания базовых категорий экологии че­ловека понятие «человек» может быть раскрыто посредством со­ставления иерархической типологии его ипостасей, а также свойств человека, оказывающих влияние на характер его отношений со средой и на последствия для него этого взаимодействия. Важнейшими характеристиками человека в антропоэкологических и социально-экологических исследованиях выступают его свойства, среди которых Л.В.Максимова выделяет наличие по­требностей и способности к адаптации, которая осуществляется через освоенные механизмы адаптации и завершается адаптированностью как результатом адаптации. Одну из первых позиций в этом ряду свойств занимают потреб­ности, рассматриваемые как нужда в чем-либо необходимом для жизнедеятельности и развития человека. Отражая его зависимость от условий окружающей среды, они в то же время выступают как источник активности человека в его отношениях со средой, регу­лятор его поведения, направления мышления, чувств и воли. Одним из ключевых свойств человека в его отношениях со сре­дой выступает адаптивность, определяемая Л. В. Максимовой как способность к активному приспособлению к окружающей среде и ее изменениям. Адаптивность человека проявляется в присущих ему адаптивных способностях и адаптивных признаках. Своим образованием она обязана таким человеческим качествам, как изменчивость и наследственность. Понятие степень адаптированности отражает меру приспособ­ленности человека к конкретным условиям существования. В качестве показателей степени адаптированности человека к кон­кретным условиям существования в исследованиях по экологии человека и социальной экологии используют такие характеристи­ки, как социально-трудовой потенциал и здоровье.
Понятие социально-трудовой потенциал человека было предло­жено В. П. Казначеевым как «способ организации жизнедеятельности популяции, при котором осуществление различных естественно-природных и социальных мер по организации жизнедеятельности популяций создает опти­мальные условия для социально полезной общественно-трудовой деятельности индивидов и групп населения». В качестве другого критерия адаптации в экологии человека широко используется понятие здоровье.
Для выражения состояний здоровья человека как показателя меры его приспособленности к среде и характера процесса адапта­ции используются понятия «норма», «стресс», «болезнь», «смерть». Понятие нормы используется для характеристики состояния организма, при котором поддержание гомеостаза (динамического равновесия внутренней среды) полностью обеспечивается имею­щимися резервами и восстановительными процессами. Под стрессом в общем случае понимают неспецифическую (общую) приспособительную реакцию (общая активизация обмен­ных процессов, усиление потоотделения, повышение температуры тела и др.) организма на любое оказываемое на него извне силь­ное воздействие, приводящее к нарушению динамического равно­весия внутренней среды организма. Принято выделять множество разновидностей стрессов - тепловой, световой, хирургический, нервно-психологический и др. Отличают положительные и отри­цательные формы стресса. Первые (экстресс, эвстресс) мобили­зуют организм, стимулируя развитие приспособительных меха­низмов; вторые (дистресс), напротив, ведут к его ослаблению и развитию болезней. Болезнью называют особое состояние организма, характери­зующееся серьезным нарушением гомеостаза и развитием на этом фоне специфических приспособительных реакций (например, вос­палительного процесса), направленных на его восстановление. Наступление смерти организма означает полное прекращение в нем всех обменных процессов, потерю им системных свойств вследствие неспособности приспособительных механизмов обес­печить поддержание и восстановление гомеостаза.


5.Среда человека и ее элементы как субъекты социально-экологического взаимодействия. Среда человека выступает сложным образованием, интегрирующим множество различных компонентов. По мнению Д. Ж. Марковича, понятие среда человека в самом общем виде может быть определено как совокупность естественных и искусственных условии, в которых человек реализует себя как природное и общественное существо. Среда человека состоит из двух взаимосвязанных частей: природной и общественной. Природный компонент среды составляет совокупное пространство, непосредственно или опосредованно доступное человеку. Это прежде всего планета Земля с ее многообразными оболочками. Общественную часть среды человека составляют общество и общественные отношения, благодаря которым человек реализует себя как общественное деятельное существо. В качестве элементов природной среды Д.Ж.Маркович рассматривает атмосферу, гидросферу, литосферу, растения, животных и микроорганизмы. Н. Ф. Реймерс выделил в окружающей человека среде четыре неразрывно взаимосвязанных компонента-подсистемы: а) природную среду,б) среду, порожденную агротехникой - так называемую вторую природу, или квазиприроду, в) искусственную среду - «третью природу», или артеприроду, г) социальную среду. Природный компонент среды человека составляют факторы естественного или природно-антропогенного происхождения, прямо или косвенно воздействующие на отдельного человека или человеческие общности (в том числе человечество в целом). К их числу Н. Ф. Реймерс относит энергетическое состояние среды (тепловое и волновое, включая магнитное и гравитационное поля); химический и динамический характер атмосферы; водный компонент (влажность воздуха, земной поверхности, химический состав вод, их физика, само их наличие и соотношение с населенной сушей); физический, химический и механический характер поверхности земли (включая геоморфологические структуры - равнинность, холмистость, гористость и т.п.); облик и состав биологической части экологических систем (растительности, животного и микробного населения) и их ландшафтных сочетаний (в том числе сочетаний непахотных сельскохозяйственных и лесохозяйственных земель с естественными экосистемами); степень сбалансированности и стационарности компонентов, создающих климатические и пейзажные условия и обеспечивающих определенный ритм природных явлений, в том числе стихийно-разрушительного и иного характера, рассматриваемого как бедствие (землетрясения, наводнения, ураганы, природно-очаговые заболевания и т.п.); плотность населения и взаимовлияние самих людей как биологический фактор; информационная составляющая всех упомянутых процессов и явлений.
Среда «второй природы» (квазиприроды) - это все элементы природной среды, искусственно преобразованные, модифицированные людьми; они в отличие от собственно природной среды не способны системно самоподдерживать себя (т. е. они разрушаются без постоянного регулирующего воздействия со стороны человека). К ним относятся пахотные и иные преобразованные человеком угодья («культурные ландшафты»); грунтовые дороги; внешнее пространство населенных мест с его природными физико-химическими характеристиками и внутренней структурой (разграничением заборами, различными постройками, изменяющими тепловой и ветровой режимы, зелеными полосами, прудами и т.д.); зеленые насаждения (газоны, бульвары, сады, ландшафтные парки и лесопарки, дающие имитацию природной среды). Н. Ф. Реймерс относит ко «второй природе» также домашних животных, в том числе комнатные и культурные растения.
«Третьей природой» (артеприродой) Реймерс называет весь искусственно созданный, сотворенный человеком мир, не имеющий аналогов в естественной природе и без постоянного поддержания и обновления человеком неизбежно начинающий разрушаться. К ней, по мнению Н. Ф. Реймерса, могут быть отнесены асфальт и бетон современных городов, пространство мест жизни и работы, транспорта, предприятий сферы обслуживания (физико-химические характеристики, размерность, эстетика помещений и т. п.); технологическое оборудование; транспортные объекты; мебель и другие вещи («вещная среда»); все предметы, состоящие из искусственно синтезированных веществ. В качестве одного из элементов артеприродной среды называется также культурно-архитектурная среда. Современного человека окружает главным образом именно артеприродная среда, а не природная - «первой» и «второй» природы.
Наконец, четвертый компонент среды человека составляют общество и разнообразные общественные процессы. Социальная среда - это, по словам Н. Ф. Реймерса, прежде всего культурно-психологический климат, намеренно или непреднамеренно создаваемый самими людьми и слагающийся из влияния людей друг на друга, осуществляемого непосредственно, а также с помощью средств материального, энергетического и информационного воздействия. Такое воздействие включает экономическую обеспеченность в соответствии с выработанным обществом или данной этнической, социальной группой эталоном (жильем, пищей, одеждой,

другими потребительскими товарами), гражданские свободы (совести, волеизъявления, передвижения, места проживания, равенства перед законом и т. п.), степень уверенности в завтрашнем дне (отсутствие или наличие страха перед войной, иным тяжелым социальным кризисом, потерей работы, голодом, лишением свободы, бандитским нападением, воровством, заболеванием, распадом семьи, ее незапланированным ростом или сокращением и т. п.); моральные нормы общения и поведения; свободу самовыражения, в том числе трудовой деятельности (максимальной отдачи сил и способностей людям, обществу с получением от них знаков внимания); возможность свободного общения с лицами одной этнической группы и сходного культурного уровня, т.е. создания и вхождения в эталонную для человека социальную группу (с общностью интересов, жизненных идеалов, поведения и т.п.); возможность пользоваться культурными и материальными ценностями (театрами, музеями, библиотеками, товарами и т.д.) или сознание обеспеченности такой возможности; доступность или сознание доступности общепризнанных мест отдыха (курортов и т. п.) или сезонной перемены типа жилища (например, квартиры на туристическую палатку); обеспеченность социально-психологическим пространственным минимумом, позволяющим избежать нервно-психического стресса перенаселения (оптимальная частота встреч с другими людьми, в том числе знакомыми и родными); наличие сферы услуг (отсутствие или наличие очередей, качество обслуживания и т. п.).
По словам Н. Ф. Реймерса, социальная среда, объединяясь с природной, квазиприродной и артеприродной средами, образует общую совокупность человеческой среды. Каждая из названных сред тесно взаимосвязана с другими, причем ни одна из них не может быть заменена другой или быть безболезненно исключена из общей системы окружающей человека среды.


10. Концепция устойчивого развития.Концепция устойчивого развития вошла в природоохранный лексикон после Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми (друг с другом) и между Обществом и Природой» (Коптюг, 1992). В рамках Глобального экологического форума в Рио-де-Жанейро (1992) были сформулированы следующие основные принципы о неразрывности эколого-экономических связей:— экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к превращению планеты в пустыню;— упор на экологию без экономического развития закрепляет нищету и несправедливость. Особо подчеркивалось, что понятие устойчивого развития общества подразумевает обеспечение возможности удовлетворения потребностей людей без угрозы возможности удовлетворить таковые для будущих поколений.Понятие устойчивого развития должно определяться через два основных признака такого развития - антропоцентрический и биосфероцентрический. Под антропоцентрическим признаком в широком смысле понимается выживание человечества (страны) и способность (возможность) его дальнейшего непрекращающегося (устойчивого), непрерывно долгого развития, чтобы наши потомки имели не меньшие возможности, по сравнению с настоящим поколением, удовлетворения своих потребностей в природных условиях и экологических условиях Земли и космоса (принцип равенства возможностей поколений в плане удовлетворения своих потребностей).Биосфероцентрический (в общем случае - экологический) признак понятия связан с сохранением биосферы как естественной основы всей жизни на Земле, необходимого условия ее устойчивости и естественной эволюции, так чтобы дальнейшее развитие человечества не происходило в экофобной форме. В книге “Наше общее будущее” отмечается, что “стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между обществом и природой”. Этот принцип можно охарактеризовать как принцип коэволюции природы и общества. Сказанное позволяет определить устойчивое развитие как стратегию социоприродного развития, которая обеспечивает выживание и непрерывный прогресс общества и не разрушает окружающую природную среду, особенно биосферу. Переход к устойчивому развитию предполагает поэтапное восстановление естественных экосистем до уровня, который обеспечивает устойчивость окружающей среды и при котором появляется реальная возможность существования будущих поколений людей, удовлетворения их жизненно важных потребностей и интересов. Формулирование новой стратегии развития означает постепенное соединение в единую самоорганизующую систему экономической, экологической и социальной сфер деятельности. В этом смысле устойчивое развитие предполагает, как минимум, экономическую эффективность, биосферосовместимость и социальную справедливость при общем снижении антропогенного давления на биосферу. Организация хозяйственной деятельности, не разрушающей биосферу, а ее сохраняющей, т.е. экологодопустимой, не выходящей за пределы несущей емкости экосистем, - одно из центральных направлений становления будущего устойчивого общества. Биосфера с этой точки зрения должна рассматриваться уже не только как кладовая и поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть обязательным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов.


Каталог: ld
ld -> Общая характеристика исследования
ld -> Петинова М. А. П 29 Философия техники
ld -> Лингвистический поворот и его роль в трансформации европейского самосознания ХХ века
ld -> Образование в человеческом измерении
ld -> Социокультурные традиции в контексте становления и развития самосознания этноса
ld -> Физкультура и спорт issn 2071-8950 Физкультура
ld -> Культурная социализация молодежи в условиях транзитивного общества
ld -> Великую землю


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница