1. Проблема возникновения философского мировоззрения, его специфические особенности



страница1/62
Дата10.03.2018
Размер3.14 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62

1. Проблема возникновения философского мировоззрения, его специфические особенности.  
Считается, что ф. появилась из мифологии и религии. Существует 3 концепции возникновения философии: 1) Мифогенная (Гегель, Корнфорд), 2) Гносеогенная (Спенсер, Богданов) 3) Гносеогенно-мифогенная (Чанышев). Философия может быть и религиозной, и атеистической, – в зависимости от того, каким исходным мировоззренческим тезисом она руководствуется при построении своей системы. Но основной особенностью философского мировоззрения является его критичность по отношению даже к собственным исходным тезисам. Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности. Основные черты философского мировоззрения:

1) концептуальная обоснованность; 2)систематичность; 3)универсальность; 4) критичность. Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо так же как и они, она выбирает направление своей деятельности весьма произвольно. Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего мыслимого — универсальных закономерностей, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух. Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия — одной из основных философских категорий. К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои. Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и др., в которых задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах. Сам термин «философия» всегда имел славу термина, с трудом поддающегося определению из-за подчас фундаментального разрыва между философскими дисциплинами и используемыми в философии идеями. Современные западные источники дают следующее определение: «философией является учение о наиболее фундаментальных и общих понятиях и принципах, относящихся к мышлению, действию и реальности».

По отношению к любой сфере человеческой жизни и деятельности философия может занимать три позиции.

1) Исследовательская позиция. Философия как наиболее общая наука исследует данную сферу. 2) Критическая и методологическая позиция. Философия критикует деятельность данной сферы и предписывает ей правила.

3) Позиция активного вмешательства. Философия претендует на то, чтобы заменить собой данную сферу деятельности (например, время от времени философия пытается подменить собой науку). В целом философия претендует на выполнение следующих функций. 1) Мировоззренческая функция: философия помогает сформировать целостную картину мира. 2) Методологическая функция: философия формулирует правила познания для всех частных наук.

3) Эвристическая (поисковая) функция: философия создаёт новые области теоретического исследования.

4) Функция социальной критики: философия осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.

5) Футурологическая функция: философия отвечает на вопрос о том, каким должно быть будущее.

6) Идеологическая функция: философия создаёт представление о желательном политическом и общественном устройстве. 7)Воспитательная и образовательная функция: философия участвует в формировании личности.

Философское мировоззрение рассматривает мир с точки зрения его предельных, последних оснований. Этот тип мировоззрения вычленяет законы мира — те силы, которые правят миром. В основе философского мировоззрения лежит логическая аргументация. Формами существования философского мировоззрения являются основные понятия философии, которые называются категориями. Мировоззрение может существовать вне философии, но философия обязательно формирует мировоззрение. Философия (в переводе) — «любовь в мудрости», она рассматривает общее основное, предельное в данных явлениях. Философия может быть научной и не научной. Специфика философского знания состоит в том, что оно элитарное. Элитарность заключается в следующем: Философское знание не всем одинаково доступно, для некоторых — легко, для других трудно. Люди увлекаются философией в основном в зрелом возрасте. Философия не имеет практической значимости. 


3. Основные школы «золотого века» китайской философии. Важнейшие понятия древнекитайского мировоззрения.  
Первую классификацию философских школ провел Сыма Тань (11-1 вв. до н э ) в трактате Основные указания о шести школах.

- натурфилософы – инь-янь цзя

- конфуцианство

- моисты – мо-цзя

- школа имен – мин-цзя

- легисты – фа-цзя

- даосизм

Школы и течения китайской философии объединяет общее происхождение. Их единый корень - культура Дао. Различия между ними заключаются в мировоззренческой ориентации и методах последующей реставрации Дао. Отсюда вытекают основополагающие характеристики китайской философии: китайская философия в своих истоках и эволюции есть философия Дао.

Важнейшие понятия: Тянь – небо, жэнь – человеколюбие, ли – долг, сяо – сыновья почтительность.

Рассматривая всё сущее как единство противоположных начал – мужского – Ян и женского – Инь, китайские мыслители объясняли бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Наполняющие Вселенную, порождающие и сохраняющие жизнь эти первичные субстанции или силы обусловливают сущность Пяти Элементов: Металла, Дерева, Воды, Огня и Воздуха.

Отличия от западной философии: цельное (холическое) восприятие вместо аналитического; периодичность процессов вместо их статичности, линейности.

В древней китайской философии (до VII века до н. э.) господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одной из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов и духов: многие из них имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными – полулюдьми. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения неба и что «воля неба» постигается через гадания, а также предзнаменования. Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков, который строился на признании влияния духов умерших на жизнь и судьбы потомков. В VII-VI вв. до н.э. некоторые философы Древнего Китая стремились объяснять мир уже исходя из непосредственного созерцания природы. Судя по книге Ши-Цзин, в этот период в китайской философии господствует культ Неба, который не только объясняет движение звёзд закономерностями естественных процессов, но и связывает их с судьбами государств и отдельных людей, а также с заповедями морали.



Золотой век

Именно в эти века зарождаются гл. философские школы: даосизм (Лао-цзы и Чжуанцзы), конфуцианство, школа моистов (Моцзы и его последователи). Многие древнекит. мыслители интересовались решением логической проблемы о соотношении понятия («имени») и реальности. Моцзы, Сюнъцзы и др. считали, что понятия являются отражением объективных явлений и вещей. Идеалистическое объяснение проблемы дано у Гунсунь Луна, к-рый получил известность своими высказываниями, напоминающими апории Зенона, а также крайней абсолютизацией и отрывом понятия от действительности. В его учении об «именах» много общего с учением об «идеях» у Платона. Широкий отклик имели этико-политические построения Конфуция и Мэнцзы, высказывания Хань Фэйцзы и др. представителей школы «законников» (фацзя) о государстве и праве. Это был «золотой век» древнекит. философии. В вопросах натурфилософии осн. борьба развернулась вокруг представлений о тянь - небо, к-рое у одних мыслителей определялось как природа (Сюнь-цзы), а для др. являлось обозначением высшей, целенаправляющей силы (Конфуций, Мэнцзы), о дао - путь (естественная закономерность и абсолют), дэ - проявления, качества, ци - первоматерия, о «стихиях» природы и т. д. В области этики и морали осн. внимание уделялось учению о сущности человека. Взгляды Конфуция привели к концепциям Мэнцзы о врожденной доброте и Сюньцзы о врожденном зле природы человека. Большой известностью пользовались теории индивидуализма Ян Чжу и альтруизма Моцзы. 





Каталог: files -> 9session
files -> №1. Введение в клиническую психологию
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия
9session -> 1. Китай: Лао Дзы, конфуцианство


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница