1. Понятие науки. Взаимодействие науки и философии



Скачать 167.13 Kb.
страница1/26
Дата04.05.2019
Размер167.13 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

1. Понятие науки. Взаимодействие науки и философии.
Наука – это сложное и многомерное явление, дать четкое определение ему довольно сложно. Имеется немало подходов к определению этого понятия, однако, самый подходящий из них связан с истолкованием науки как специфической деятельности людей.

Наука возникла в XVI-XVII вв. Научное знание и наука это разные вещи.

Наука – это особая форма деятельности, социальный институт, научное знание.

Тихо Браге – организатор науки, создал вокруг себя коллектив заинтересованных ученых астрономических явлений. Целью было открытие определенных законов. Наука связана с именем Коперника и Галилея.

Наука – форма духовной деятельности человека, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом процессе познания, имеющая целью постижение истины и открытие законов.

Если сравнивать философию и науку то:

Общее:


  1. Рациональное (разумное) рассуждение. Основано на разуме, на законах. Логика и разум.

  2. Теоретические формы знания. Теория есть в философии и в науке. Не просто отрывочные сведения о мире, но и теоретическая система. Знания непротиворечивы в данной теории. Рациональность и теоретичность.

  3. И та и другая форма знания ищет истину. Поиски осуществляются не на вере, а на рациональном доказательстве и в философии и в науке. Доказать Бога можно рациональным образом.

  4. Это умозрительные дисциплины. Н. Коперник высчитал и открыл гелиоцентрическую систему без каких-либо экспериментов. Только потом это доказывали.

  5. Системность, доказательность этого знания.


Различия:

  1. По разному ищут истину (в разных предметах, фрагментах реальности). Наука связана с реальным конкретным природным или соц. фрагментом реальности. Наука спрашивает о истине мира:

ЧТО ЕСТЬ МИР?

Философия смотрит на мир и спрашивает:

КАК ЭТОТ МИР ПРОПУСКАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ?

Ученый в науке убежден, что он открывает законы, и эти законы положены в реальную действительность. Философия профильтровывает.



  1. Философия проникает в самые пределы мира. Видит то, чего нет.

Философия обладает знание, которое можно классифицировать:

- трансцендентальное знание



В строгом философском смысле «трансцендентность» означает пребывание за пределами возможного опыта (запредельность).

- метафизическое – не физическое, но предельное



Метафизика (др.-греч.— «то, что после физики») — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.

В философии нет определенного ответа на один вопрос. Надо рассуждать. Рассуждение должно быть рациональным



  1. Научное знание можно систематизировать и передать другому человеку. Философское знание у всех разное и его трудно (даже невозможно) передать в чистом виде.

2. Структура научного знания. Роль теории в структуре научного знания.
Структура научного познания состоит из главных элементов научного знания, уровней познания и оснований науки. Выделяются два уровня – эмпирический уровень познания, теоретический уровень познания и метафизический.

Первый начинается с анализа информации, полученной в ходе проведения наблюдения и постановки эксперимента. Данный уровень позволяет составить представление об объекте (как предмете, так и действии). После обработки полученных сведений, информация получает статус научного факта.

В этот момент на теоретическом уровне познания происходит исследование всего процесса, начиная с отдельных суждений и заканчивая построением теоретических гипотез (т.е. предположений).

Теоретический и эмпирический уровни познания тесно взаимосвязаны между собой. Это объясняется тем, что теоретические знания опираются на исследуемый эмпирический материал, а эмпирические исследования определяются задачами и целями, поставленными на теоретическом уровне.

Кроме эмпирического и теоретического в структуре научного знания можно выделить еще один уровень, содержащий общие представления о действительности и процессе познания - уровень философских предпосылок, философских оснований (метатеоретический уровень).

Метатеоретический уровень научного исследования, по сути, не является обособленным и «пронизывает» как эмпирический, так и теоретический уровни научного исследования.

Важная составляющая метатеоретических оснований науки – научная картина мира. Она складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях их исторического развития.

Проблема->Гипотеза->Теория.

Определенные идеи философского характера воплощены в теориях.

Теория – высшая, самая развитая форма организации научных знаний.

По мнению К. Поппера любая теоретическая система должна удовлетворять 2-м основным требованиям – непротиворечивости (и фальсифицируемости (т.е. может быть опровергаема).Поппер называл теорию инструментом, проверка которого осуществляется в ходе его применения и о пригодности которого судят по результатам таких применений.

В научном познании теория выполняет ряд функций, важнейшими из которых являются объяснительная, систематизирующая, предсказательная и методологическая.

- Объяснить факты – значит, подчинить их некоторому теоретическому обобщению, которое носит достоверный или вероятный характер.

- Объяснительная функция теории тесно связана с систематизирующей. Как и при объяснении, в процессе систематизации факты подводятся под теоретическое положение, которое их объясняет, и включаются в более широкий теоретический контекст знания.

- Предсказательная функция теории реализуется в способности к дальним и точным прогнозам.

- Теория выполняет методологическую функцию, т.е. выступает в качестве опоры и средства дальнейшего исследования.

Таким образом, обращая внимание на значение философии для научного познания, Л.Бриллюэн писал, что «ученые всегда работают на основе некоторых философских предпосылок и, хотя многие из них могут не сознавать этого…».

“Наука, – отмечал А. Эйнштейн, – без теории познания (насколько это вообще мыслимо) становится примитивной и путаной”.
3. Роль и понятие эксперимента в научном познании.
ЭКСПЕРИМЕНТ – более сложный метод эмпирического познания. Он предполагает активное, целенаправленное воздействие исследователя на изучаемый объект.

Эксперимент включает в себя другие методы эмпирического познания: наблюдение и измерение, но в то же время обладает рядом особенностей.



  1. Эксперимент позволяет изучить объект в “очищенном” виде, т.е. позволяет устранить всякого рода побочные факторы, затрудняющие процесс исследования. (Например, корпуса, защищающие объект от внешнего электромагнитного излучения.)

  2. В ходе эксперимента объект может быть поставлен в искусственные, в частности, экстремальные условия. (Например, при сверхнизких температурах, в вакууме и т.д.)

  3. Эксперимент позволяет исследователю активно вмешиваться в изучаемый процесс, влиять на его протекание.

  4. Условия эксперимента могут многократно повторяться с тем, чтобы получить достоверные результаты.

Для постановки эксперимента, так же как и для наблюдения, необходимы предварительные знания, требуется известное общее представление о предмете.

В ходе эксперимента осуществляется описание или протоколирование. Оно производится и в виде отчета с использованием общепринятых терминов, и наглядным образом в виде графиков, рисунков, фото- и кинопленок, и символически в виде математических, химических формул и т.п. Основное научное требование к описанию — это достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и эксперимента.

По способу проведения эксперименты могут быть


  • исследовательские

  • проверочные.

Исследовательские эксперименты направлены на обнаружение новых, неизвестных свойств. Проверочные же эксперименты направлены на подтверждение теоретических построений.

Исходя из методики проведения, эксперименты можно разделить на



  • качественные

  • количественные.

Качественные эксперименты носят поисковый характер и не ведут к получению каких-либо количественных соотношений. Количественные эксперименты устанавливают количественные зависимости в исследуемом явлении.
4. Понятие парадигмы в развитии науки. Учение Т.Куна о научной революции.
Понятие парадигмы (в современной интерпретации) было введено в научный оборот Томасом Куном в его знаменитом труде «Структура научных революций».

Paradeigma вообще в переводе с греческого означает: одним словом – первообразец.

1. Термин парадигма – соотносительный, т.е. всегда требует своего дополнения. Парадигма чего? Парадигма науки, парадигма культуры, парадигма знания?

2. Единственно первичной парадигмой является парадигма познания (гносеологический первообразец).

Процесс развития науки делится на 3 периода:


    1. Период нормальной науки (основное время)

    2. Подпериод кризиса в науке

    3. Период экстраординарной или революционной науки.

1) – это такое время, для которого характерен принципиальный отказ от новых теорий (т.к. новая теория – покушение на парадигму). В рамках этого периода у каждого научного новшества отсутствует ореол открытия. При этом в рамках эмпирич. исследований происходит совершенствование и углубление старых теорий; формирование теорий наилучшим образом объясняющих эмпирию; разработка теорий, способных усовершен. и укреплению самой парадигмы.

2) - причины и проявления кризиса в науке:



  1. нарастает неспособность нормальной науки решать локальные проблемы средствами парадигмы

  2. внутри самой парадигмы возникает все больше аномалий.

  3. проблемное поле самой парадигмы сужается и исчерпывается.

  4. растет число факторов, остающихся за пределами парадигмы.

Возникает смутное чувство интеллектуального дискомфорта, т.е. ситуация по Куну чисто психологическая.

3) – Революция – смена парадигм. Старая парадигма замещается новой, несовместимой со старой. Происходит мгновенное переключение научных идеалов.

Парадигма – категория, кот. соед-т «норм. науку» и «науч. револ.» Парадигма (ввел Кун) использ. В 3-х смыслах:

1. Трумен – совокупность всех тех научных принципов, ценностей, которые определяют специфику и характер научных исследований в данный конкретный промеуток времени.

2. Общее – состояние общей культуры, которая определяет особенности человеческого познания в определенной эпохе (заслуга Куна ).

3. Парадейгма (греч.) – пример (разновидность аналогии).

Парадигма (греч. пример, образец) - совокупность различных достижений, которые в течении определенного времени признаются научным сообществом в качестве основы для развития его дальнейшей практической деятельности, набор образцов решения конкретных задач.

П. позволяет решить возникающие в исследовательской работе затруднения. П. задает мир – Кун. Переход от одной П. к другой – научная революция.

Примеры парадигм: физика Аристотеля; геоцентрическая система Птолемея; гелиоцентрическая система Коперника; классическая механика Ньютона; теория относительности Эйнштейна…

5. Наука в системе человеческого знания. Бертран Рассел. Наука в истории человечества.
Наука - явление духовного характера.

Наука - это система знаний о природе, обществе, о человеке. Научное знание - это продукт духовного производства.

С эпохи Возрождения наука становится важнейшей сферой общественного сознания, располагающей своими методами познания. В науке критерий рационального освоения мира занимает главное место, а из триединства - истина, добро, красота - в качестве ведущей ценности в ней выступает истина.

Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности.

Природа, человек и общество в целом. Поэтому науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека. Методы исследования науки зависят от ее предмета. Например, в общественных науках одним из главных является статистика, а в естественных - эксперимент. В то же время грань между этими науками не абсолютна. В современных условиях появляются смежные дисциплины (биохимия, биофизика). Открытия науки и изобретения в области техники оказали огромное влияние на развитие человечества.

Вопрос о структуре научной теории наиболее интенсивно прорабатывался в начале ХХ в. сторонники неопозитивизма, в числе которых был Б. Рассел. Ими была предпринята попытка проанализировать структуру науки, опираясь главным образом на достижения в области математической логики. В результате совместных усилий сторонниками неопозитивизма была предложена так называемая “стандартная концепция”. Согласно этой концепции любые научные утверждения и высказывания должны быть “сводимы” к набору “протокольных”, “элементарных” предложений наблюдения (“лебеди белые”, “луна круглая” и т.п.). По замыслу неопозитивистов научные понятия представляют собой своего рода узлы теории, а определения и гипотезы являются нитями, которые связывают эти узлы в сложную сеть. Те же высказывания теоретического характера, которые не сводятся к предложениям наблюдения (и, стало быть, которые не несут в себе эмпирического содержания), следует устранить из языка науки… Далее, опираясь на эту концепцию, сторонники неопозитивизма предложили свести различные языки науки (химический, биологический, психологический, социологический и др.) к языку физики, а через него – к языку наблюдения. Таким образом, они попытались реализовать программу создания универсального языка науки, основывающегося на логико-математических правилах.

Таким образом, наука, является частью культуры, в качестве одной из форм человеческой деятельности имеющей социальную природу. Наука сложным образом взаимодействует с другими феноменами культуры, которые выполняют функции осмысления мира.
6. Культурно исторические предпосылки возникновения и основные этапы становления науки.

Возникновение науки

В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая – науку в собственном смысле слова.

1. Преднаука, где зарождаются предпосылки, элементы науки. Хронологически данный период продолжается с 4 тысячелетия до н.э. до XVII в. н.э. и считается начальным пунктом развития естествознания. Колыбелью преднауки считается Др. Енипет и Античная Греция.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница