1. Основные понятия и проблемы теории потребностей



Скачать 478.25 Kb.
страница1/11
Дата15.01.2018
Размер478.25 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

кафедра экономики и методики преподавания экономики

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Человек и его потребности»


для студентов специальности

100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»



Тема 1. Основные понятия и проблемы теории потребностей.
Вопрос 1. Потребности: понятие и классификация.
Потребностьэто состояния нужды, недостатка в чем-либо, это состояние, стимулирующее деятельность, направленную на устранение этого недостатка.

Классификация:

Изначально потребности следует разделить 1. по степени осознанности их человеком: осознанные и неосознанные. Неосознанные потребности это в основном все наши базовые потребности, которые мы стремимся удовлетворять на уровне инстинктов. Осознанные потребности это наши интересы, установки и цели, которые толкают нас на совершение определенных действий.

Следующий важный критерий для деления потребностей - это 2. происхождение потребности. Здесь потребности делятся на биогенные (первичные) и социальные (вторичные). К числу первичных потребностей относятся потребности в самосохранении, т.е. пище, воде, отдыхе, сне, тепле, сохранении здоровья, воспроизведении потомства и др. Вторичные потребности - это жизнедеятельность человека в обществе. Ко вторичным потребностям относятся потребности в самоутверждении, общении, различных достижениях, дружбе, любви и т.д.; потребности в знаниях, саморазвитии, в творчестве, самовыражении.

Так же можно выделить следующие группы потребностей:



  1. индивидуальные и групповые;

  2. жизненно важные и второстепенные;

  3. рациональные и нерациональные; Рациональные потребности – это стремление удовлетворять жизненно важные потребности при ограниченных возможностях.

  4. традиционные и новые;

  5. постоянные и временные



Вопрос 2. Потребности и теория ценностей.

Ценность - это свойство предмета (услуги) удовлетворять определенным потребностям субъекта (индивида, группы, общества).

Уровень ценности товара зависит от того, насколько характеристики и свойства товара соответствуют человеческому представлению о потребительской ценности. Таким образом, если достоинства товара ниже ожиданий, то потребитель останется неудовлетворенным. Если товар оправдывает ожидания, потребитель удовлетворен. Если достоинства превосходят ожидание, то потребитель в восторге.



Система ценностей - это совокупность убеждений, касающихся предпочтительных стилей поведения или конечных состояний существования в соответствии с их относительной важностью.

В системе ценностей различаются два основных вида ценностей: терминальные и инструментальные. Терминальные (конечные) ценности - это наши убеждения о целях и конечных состояниях, к которым мы стремимся (например, представления о добре и зле). Инструментальные (опосредованные) ценности относятся к представлениям о желаемых методах поведения с целью достичь терминальных ценностей (образование, готовность взять на себя ответственность).

Ценность продукции определяется: степенью ее необходимости для потребителя; уровнем качества (наличием требуемых характеристик качества и их значений, соответствующих ожиданиям потребителей); приверженностью потребителя торговой марке предпочитаемой продукции; доверием к информации о продукции, получаемой от личных и безличных контактов, и т.д. Следовательно, потребительские ценности это идеи о том, что человеку желанно.

Желание есть мера ценности, мера психологической оценки человеком полезности блага или услуги. Каждый потребитель выбирает необходимые для него блага, придерживаясь своего субъективного предпочтения, своих ценностей. При этом А. Адлер отмечает что потребительские предпочтения (ценности) формируются в зависимости от жизненного стиля человека: различают 5 жизненных стилей:

-гедонический (пристрастие к развлечениям)

-хозяйственный (пристрастие к домашнему хозяйству, работе на даче и др.)

-трудоголический (очень высокий оценочный рейтинг работы, стремление к самосовершенствованию: предпочитают чтение, телепередачи, пассивный отдых, компьютерные игры);

-общительный стиль (любят проводить время с семьей и друзьями, посещать театры, музеи, путешествовать).

-нейтральный стиль (рейтинг любимых занятий близок к средним значениям).

Вопрос 3. Теория возвышения потребности (устно).

Потребности человека со временем изменяются не только количественно, но и качественно. Это отражает закон возвышения потребности: закон развития общества, выражающий рост и совершенствование его потребностей с развитием производительных сил и культуры.

Данные закон говорит о том, что как только производственные мощности обновляются, создаются и новые предметы потребления способные более качественно удовлетворять уже существующие потребности и создавать новые. Например: машинка автомат более качественно удовлетворяет потребность в стирке вещей. А появление ноутбука и беспроводного интернета сформировало потребность молодежи как можно чаще находится в социальных сетях и общаться.
Тема 2. Классификация потребностей

В первой теме уже кратко затрагивался вопрос классификации потребностей. Было дано главное разделение потребностей на первичные и вторичные, или как их еще называют биологические и социальные. Данная классификация основана на том, что человек при рождении обладает определенным набором базовых потребностей: еда, тепло, одежда, защита. С развитием человек начинает познавать окружающий мир, становится его частью, и появляются потребности в общении, познании, принадлежности и любви.

Описанная классификация делит наши потребности в зависимости от этапа нашей жизни. Так же необходимо познакомиться еще с несколькими классификациями потребностей.

1. Первая классификация – это знаменитая и общепризнанная классификация потребностей - пирамида потребностей А. Маслоу.

Маслоу выделяет 5 уровней потребностей:


  1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.

  2. Потребность в безопасности.

  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

  4. Потребность в самоуважение и признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

  5. Потребность в самоактуализация и самовыражение.

Графически пирамида Маслоу представляется ниже.

Рассмотрим кратко, что подразумевал Маслоу называя и выделяя только ограниченный набор потребностей.

Физиологические потребности - это фундаментальные (жизненные) потребности. Эти потребности первичны по отношению к происхождению человека. Будучи удовлетворенными, они более на поведение индивида не влияют наибольшим образом.

Потребность в безопасности - это потребность в физической и психологической безопасности. Здесь имеется ввиду и безопасность от нападения, страдания, так же стабильное рабочее место и стабильная политическая ситуация в стране.

Социальные потребности - это потребности в общении, взаимопомощи, сопричастности.

Потребности в самоуважении и уважении - это самоуважение, личное достоинство, уверенность в себе, компетентность, в признании, в наличии значимого социального статуса.

Потребности в самоактуализации - это самореализация, развитие личности. В реальной жизни все категории (типы) потребностей сосуществуют, причем, та или иная категория (тип) потребностей приобретает большую важность, в зависимости от удовлетворенности остальных, образа жизни и типа личности индивида.

Пирамида Маслоу


2. Далее необходимо рассмотреть классификацию потребностей по Г. Мюррею. Данная классификация основой своего деления также берет деление потребностей на биологические и социальные. Но интерес в денной классификации представляет именно то, что Мюррей более потребно разделяет мотивы человеческой жтизнедеятельности. Рассмотри данные мотивы:



  1. Доминантность — стремление контролировать, влиять, убеждать, препятствовать, ограничивать;

  2. Агрессия — стремление силой преодолевать противостояние, мстить за обиды. Нападать, оскорблять, убивать, противостоять насилием или наказывать.

  3. Аффиляция — стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;

  4. Автономия — стремление быть независимым и действовать соответственно своим побуждениям. Не быть чем- либо связанным , ни за что не отвечать, пренебрегать условностями.

  5. Самоунижение – стремление пассивно подчиняться внешним силам. Готовность принять обиду, обвинение, критику, наказание. Готовность сдаться, подчиниться судьбе.

  6. Потребность в уважении и поддержке;

  7. Потребность достижения — стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным;

  8. Эксгибиция - потребность быть в центре внимания, впечатлять, удивлять;

  9. Потребность в игре — предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам;

  10. Потребность поиска покровителя — ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;

  11. Потребность в опеке - потребность оказания помощи;

  12. Потребность избегания наказания — сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;

  13. Потребность самозащиты — трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;

  14. Потребность в порядке — стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;

  15. Потребность в суждение — стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами», и пр.

3. Еще одну концепцию человеческих потребностей, получившую название теории двух факторов (или мотивационно-гигиеническая теория), разработал Фредерик Герцберг ("Отношение к труду: об­зор исследований и мнений", в соавторстве). Изучая проблемы мотивации, Ф. Герцберг установил, что потребности можно разде­лить на две части: мотивирующие, определяющие удовлетворен­ность работой, и потребности, направленные на устранение нега­тивных условий работы, "гигиенические", "факторы здоровья". Теория двух факторов также устанавливает иерархию потребностей — высшие потребности (удовлетворенность работой, творчество, признание, продвижение по службе) и десять низших (поли­тика компании, технический надзор, взаимоотношения с началь­ником, коллегами и подчиненными, заработок, безопасность, лич­ная и семейная жизнь, условия труда и статус). Наблюдения под­тверждают, что когда человек недоволен работой, то обычно его претензии относятся к социальному окружению, а ощущение удов­летворенности, комфортности дает сама работа. Логично сделать вывод, что имеется не одна система потребностей, а две, незави­симых друг от друга и определяющих поведение людей.

Исследования Ф. Герцберга имели своим результатом два специфических вывода.

1. Есть набор внешних условии, которые удовлетворяют работника, если они есть, но не обязательно мотивируют его. Это заработная плата, условия труда, качество руководства, гарантии рабочего места, отношения с коллегами. При отсутствии этих условий возникает неудовлетворенность среди работников. Такие внешние условия Ф. Герцберг назвал гигиеническими факторами или факторами неудовлетворенности.

2. Есть система внутренних условии, связанных с содержанием трудового процесса (признание, ответственность, продвижение, собственно работа и др.), отсутствие которых не является показателем большой степени неудовлетворенности. А их наличие в трудовом процессе придает сильные мотивационные стимулы. Ф. Герцберг их назвал факторами мотивации (удовлетворенности).

4. Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда устанавливает зависимость между поведением человека и его потребностями к власти и соучастию.

Д. Макклеланд считает, что у человека имеет место три приобретаемых потребности:



  1. в достижении,

  2. в принадлежности,

  3. во власти.


Тема 2. Основные концепции человека и человеческих потребностей в истории общественной мысли

Каталог: tspu -> files -> feu -> empe
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) б 02 История Религий Трудоёмкость
files -> Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 13. Психотерапия
files -> Рабочая программа дисциплины 033300. 68 М в. 01 Современные проблемы религиоведения трудоемкость
files -> Программа дисциплины опд. Ф. 02 История мировой литературы и искусства (озо)
feu -> Рабочая Программа учебной дисциплины б 05 Основы социального государства Трудоемкость
empe -> Раб прграмма 2003


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница