1. Организация человеческого восприятия. Феномены, сенсорная очевидность познавательных феноменов



Скачать 132.7 Kb.
страница1/29
Дата28.05.2019
Размер132.7 Kb.
ТипРассказ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

1. Организация человеческого восприятия. Феномены, сенсорная очевидность познавательных феноменов.

Восприятие - психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира, действующих на органы чувств в данный момент.

Человек весьма ограничен в своём восприятии (а, следовательно, в познании) окружающей действительности. Другими словами, если ему не рассказать о каких-то явлениях, существующих вне видимого мира, и не научить ими пользоваться, то самостоятельно человеку это сделать невозможно. Человек познает мир с помощью органов чувств. Органы чувств поставляют весьма скудную информацию о внешнем мире, благодаря чему у человека возникает иллюзия восприятия. В целом, у человека субъективное восприятие действительности. Информация об окружающей действительности воспринимается индивидом с временным опозданием и пространственным искажением. То есть человек получает обрывочную, фрагментарную информацию. Модели восприятия окружающей действительности весьма субъективны. Человек познаёт окружающую действительность при помощи сознания, посредством приобретённых ассоциаций. Сознание, настроенное в повседневности на шаблонное восприятие мира, многое упускает из виду, вследствие непонимания неизвестных ему процессов и явлений.

Феномены восприятия как факторы его организации по определенным принципам лучше всего были описаны и проанализированы школой гештальтпсихологии. Все, что человек воспринимает, он воспринимает как фигуру на фоне. Фигура — это то, что ясно и отчетливо осознается, имеет четкие границы и хорошо структурировано. Фон же представляет собой нечто неотчетливое, аморфное и неструктурированное. Важным феноменом человеческого восприятия можно считать его иллюзии. Иллюзии восприятия определяются как искажение восприятия реальных предметов.

Иллюзии восприятия - искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер. Иллюзия восприятия - это феномен восприятия, существующий только в голове человека и не соответствующий какому-либо реальному явлению или объекту. Могут происходить в разных модальностях. Наибольшее их число наблюдается в области зрения.

2. Основные проблемы психологии познания. Ограничения, связанные с органами чувств. Проблема адекватного познания реальности.

Способность органов чувств к возбуждению ограничена и лучший из них может различить лишь малую долю сигналов, поступающих из окружающего мира. Человеческое ухо не способно улавливать слишком высокие для него звуки. Пространство пронизывается бесконечным множеством электромагнитных волн — от самых коротких до самых длинных. Однако глаза чувствительны лишь к небольшому участку спектра, занимающему промежуточное положение, — к «видимому свету». Достаточно посмотреть на фотографию, сделанную аппаратом для съемки в инфракрасных лучах, чтобы увидеть, что она отражает совершенно другой образ окружающего. Или известно, например, что люди, у которых удален хрусталик, чувствительны к ультрафиолетовым лучам.

Познавательное устремление человека – знать все, проникнуть в тайны природы – сталкивается не только с пространственно-временными границами, но и с тем, что достижение позиции объективного наблюдателя, который непогрешимо отражает действительность, не привносит в это знание ничего своего, свободен от иллюзий, фантазий, представляется проблематичным. Это связанно с многочисленными предрассудками, которые мешают видеть действительность. Первый тип ложных идей проистекает из природы человеческого разума находить закономерности, порядок и организацию везде и во всем, соизмерять познаваемое с «человеческими» смыслами и значениями. Следующий тип предрассудков проистекают из особенностей индивидуального воспитания и пристрастий, интересов, симпатий и антипатий, свойственных человеку. Подобные симпатии концентрируют внимание на одних аспектах действительности и «затушевывают» другие. Расхожие упрощенные представления, стереотипы, которые закрепляются в языке культуры, приобретаются человеком в процессе общения с другими людьми и становятся само собой разумеющимися понятиями. Идеи, понятия, почерпнутые из идеалистических учений и доктрин, объясняющие общие вопросы мироздания и наделяющие события действительности сюжетной канвой, которая отвлекает от реальных причинно-следственных механизмов.

3. Целостность познавательной деятельности и проблема выделения познавательных процессов. Образ мира как теоретический конструкт, позволяющий организовать изучение познавательных процессов.

Познавательные процессыпсихические процессы, обеспечивающие получение, хранение, воспроизведение знаний из окружающей среды. Все психические процессы обеспечивают получение информации. Они входят в любую человеческую деятельность и обеспечивают эффективность. Чем лучше развиты у человека эти процессы, чем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. Человек рождается с задатками к познавательной деятельности, но ему предстоит развивать познавательные процессы и научиться управлять ими. Уровень развития познавательных возможностей человека зависит от полученных при рождении задатков и характера воспитания ребенка.

Познавательные процессы Веккер разделил на 2 группы:

1. Специфические: ощущение, восприятие, мышление (собственно познавательные процессы).

2. Универсальные: память, внимание, воображение.

Специфические обеспечивают приобретение новых знаний. Универсальные включены в другие познавательные процессы. Например, внимание не имеет своего продукта, проявляет через себя другие продукты; память - фиксирует результаты восприятия, ощущения и мышления; воображение - образ, представление.

Без участия психических процессов деятельность человека невозможна (человек обучается воспринимать и оценивать формы, запоминать и хранить информацию, мышление дает возможность познавать предметы).

Центральной категорией психологии познавательных процессов является категория образа. Образ выступает исходным пунктом и одновременно результатом любого познавательного акта. В широком смысле под образом понимается всякая (в том числе и абстрактно-логическая) субъективная форма отражения реальности. В более узком смысле слово "образ" используется для обозначения чувственных форм отражения, т. е. таких, которые имеют сенсорную (образы ощущения, восприятия, последовательные образы и др.) или квазисенсорную природу (образы памяти, воображение, галлюцинации, сновидения и др.).

В качестве интегрального конструкта познавательной сферы личности выступает целостный образ мира - "многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, себе и своей деятельности". Понятие образа мира в контекст общепсихологической теории деятельности было введено в последних работах А.Н.Леонтьева.

До сих пор во многих работах по психологии познания при описании процесса построения образа воспринимаемого объекта воспроизводится стимульная парадигма функциональной структуры познавательных процессов. Согласно этому подходу, процесс построения образа актуального окружения носит не активный, а реактивный (рефлекторный) характер.

Складывание из полученных таким образом ощущений целостного образа предмета за счет: а) присоединения к этим ощущениям образов памяти о прошлых воздействиях данного предмета на органы чувств той же модальности, что и актуальное воздействие, а также его воздействие в прошлом на органы чувств другой модальности; б) применения к исходным чувственным данным различных операторов, с помощью которых в стимуляции выделяются переменные более высоких порядков, инвариантные относительно изменяющихся условий восприятия (для зрения такими условиями являются угол наблюдения, расстояние, относительное движение, освещенность и т.п.).

Применение к полученному таким путем чувственному образу, который уже приобрел отнесенность к внешнему миру, различных приемов смысловой обработки (обобщение, категоризация, абстрагирование и т.п.).





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница