1. Общие тенденции развития современной теоретической социологии Тема Теории конфликта в современной социологии



Скачать 172.45 Kb.
страница1/2
Дата15.03.2018
Размер172.45 Kb.
ТипКурсовая
  1   2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВО «ЗабГУ»)
Институт социальных наук, психологии и педагогики

Факультет социологический

Кафедра социологии

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

для студентов заочной формы обучения

(с полным сроком обучения, с ускоренным сроком обучения)

по дисциплине «Современные социологические теории»



наименование дисциплины (модуля)
для направления подготовки (специальности) 39.03.01 Социология,

профиль: «Социология управления»



код и наименование направления подготовки (специальности)

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) – 4 зачетные единицы.

Форма текущего контроля в семестре – реферат.

Курсовая работа (курсовой проект) (КР, КП) – нет.

Форма промежуточного контроля в семестре – экзамен (4 семестр).

Краткое содержание курса

Перечень изучаемых разделов, тем дисциплины (модуля).

Тема 1. Общие тенденции развития современной теоретической социологии

Тема 2. Теории конфликта в современной социологии

Тема 3. Структурализм и функционализм в социологии в последней трети ХХ века.

Тема 4. Социологические теории социального действия и теории общества конца ХХ - начала XXI веков

Тема 5. Современная западная феноменологическая социология

Тема 6. Теоретическая социология Франкфуртской школы

Тема 7. Теория социального пространства и габитуса П. Бурдье

Тема 8. Социологические идеи М. Фуко

Тема 9. Социологическая теория Э. Гидденса

Тема 10. Теория систем Н. Лумана

Тема 11. Социологическая концепция Ю. Хабермаса.

Тема 12. Символический интеракционизм Дж. Мида, Ч. Кули и Г. Блумера

Тема 13. Теории модерна и постмодерна в социологии конца ХХ в.

Тема 14. Теоретические дискуссии в социологии начала XXI века


Форма текущего контроля

1. Написание реферата-доклада.

Темы для рефератов:

  1. Преемственность и связь научных идей в процессе конструирования картин социальной жизни.

  2. Периодизация истории западной социологии: критерии выделения этапов.

  3. Различные подходы к определению хронологического начала современного этапа развития социологии и их обоснование.

  4. Кризисы в западной социологии как вехи ее периодизации.

  5. Позитивистская, антипозитивистская, психоаналитическая ориентации в западной социологии.

  6. Понятие парадигмы. Критерии парадигматического статуса науки (Т. Кун, Р. Фридрихс, М. Мастерман).

  7. Основные парадигмы современного социологического знания (Дж. Ритцер, Г. К. Кинлох, Г. В. Осипов).

  8. Социологическая парадигма и социологическая теория.

  9. Теоретическая ситуация в западной социологии этого периода: дивергенция и интеграция социологических теорий.

  10. Современные подходы к соотношению макро- и микросоциологии, объективного и субъективного в понимании социальной реальности, теоретического и эмпирического уровней знания.

  11. Неопозитивизм и неореализм.

  12. Переход от эмпиризма к теоретизированию в современной западной социологии. Теоретические затруднения современной социологии.

  13. Соперничество количественных и качественных методологий.

  14. Основные направления современной западной социологии.

  15. Социокультурная ситуация в западных обществах в конце 60-х - начале 70-х годов ХХ века: социальные, культурные, политические и социально-экономические трансформации, новые явления и процессы.

  16. Кризис в социологической теории в 60-70-е годы.

  17. Критика структурного функционализма и оформление «радикальной» и «рефлексивной» социологии в США.

  18. Теории конфликта: критическая реакция на структурный функционализм.

  19. «Новая социология» Ч. Р. Миллса.

  20. Теоретические истоки современной западной конфликтологии (К. Маркс, Г. Зиммель).

  21. Диалектическая теория конфликта Р. Дарендорфа.

  22. Конфликтуалистский функционализм Л. Козера.

  23. Социология конфликта Р. Коллинза.

  24. «Общая теория конфликта» К. Боулдинга.

  25. Применение функционального подхода в социальной антропологии (Б. Малиновский, А. Р. Радклиф-Браун).

  26. Влияние структурно-функциональной социологии Т. Парсонса и социального функционализма Р. Мертона на современное развитие социологической науки: дискуссии и критика.

  27. Развитие парсонианской функциональной теории Р. Бэйлсом, Э. Шилзом, Н. Смелзером, К. Нагалем.

  28. Критика парсонианской версии функционализма леворадикальной социологией (Ч. Р. Миллс).

  29. Неофункционализм в современной западной социологии

  30. Разработка понятия «системы действия» Дж. Александером.

  31. Особенности и общая характеристика французского структурализма.

  32. Влияние структурного анализа языка Р. Барта, структурной антропологии К. Леви-Стросса, структурализма в творчестве М. Фуко, генетического структурализма Л. Гольдмана на развитие социологической теории.


Требования к реферату

Особое значение придается самостоятельности суждений, новым примерам, проработке книг и публикаций, выходящих за рамки приведенного списка литературы. Реферат – краткое изложение научной и специальной литературы по определенной проблеме или анализ источников (например, нормативного права). Их цель – научить студента пользоваться литературой, статистическими данными, критически осмысливать теорию и практику рассматриваемых проблем, привить умение четко и логично излагать материал в письменном виде. Реферат является самостоятельной разработкой какой-либо теоретической проблемы. Реферат обязательно должен иметь характер научного исследования и фактически может стать итогом самостоятельной работы студента, направленной на самообразование и более глубокое изучение учебной дисциплины.

Реферат примерно должен иметь следующую структуру:

1. Введение излагается на 2-3 страницах. Содержит обоснование проблематики и актуальности выбранной темы, определение цели и задач работы, небольшой обзор литературы, оценка степени изученности проблемы.

2. Основная часть имеет 2-3 параграфа, примерно равных по объёму. В них раскрывается поставленная проблема, при соблюдении логики в переходе от одного вопроса к другому и чёткости завершающих их выводов. При использовании документов, цифр или фактов нужно обязательно давать ссылку на источник данной информации. При оформлении реферата применяют таблицы и графики, которые должны сопровождаться анализом.

3. Заключение занимает 1-2 страницы и содержит основные обобщённые выводы по всему реферату.

Список литературы составляется в алфавитном порядке и должен включать не менее 5-6 наименований.

На последнем этапе проходит защита реферата, в ходе которой студент знакомит слушателей с выбранной им проблемой, её актуальностью, даёт оценку степени изученности, кратко излагает содержание реферата (или главы) и основные выводы по теме. После чего слушатели могут задать защищающемуся вопросы по теме реферата и должны получить на них ответы. В итоге обсуждения студенту выставляется оценка за проделанную работу. Лучшие рефераты могут быть рекомендованы для студенческих научных конференций.



Критерии оценки: степень раскрытия поставленной проблемы; логика и стиль изложения; самостоятельность в подходах и выводах; количество используемых источников; оформление реферата и научного аппарата.

Оформление письменной работы согласно МИ 4.2-5/47-01-2013 Общие требования к построению и оформлению учебной текстовой документации
Таблица 1. Определение варианта реферата.

Первая буква фамилии студента

Последняя цифра номера зачетной книжки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

А,Б,В,Г,Д,Е,Ж,

22

13

12

3

2

21

20

11

10

1

З,И,Й,К,Л,М,Н,

21

14

11

4

1

22

19

12

9

2

О,П,Р,С,Т,У,Ф,

20

15

10

5

28

23

18

13

8

3

Х,Ц,Ч,Ш,Щ,

19

16

9

6

27

24

17

14

7

4

Э,Ю,Я

18

17

8

7

26

25

16

15

6

5



Форма промежуточного контроля – экзамен (проводится в форме теста).
1. Автор книги «Структура социального действия»

  • П. Блау

  • Т. Парсонс

  • П. Сорокин

  • М. Фуко

2. Автором теории «мировой системы» является

  • А. Франк

  • Р. Робертсон

  • Дж. Гобсон

  • И. Валлерштайн

3. Борьба за ценности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих соперников, - это социальный

  • диалог

  • спор

  • конфликт

  • дискурс

4. В современном мире, согласно феноменологам, люди сталкиваются с плюрализацией

  • рисков

  • доходов

  • жизненных миров

  • жизненных шансов

5. И. Валлерштайн выделяет следующие стадии в развитии человечества: стадию «мировой системы», стадию «мировых империй» и стадию «__»

  • квази-систем

  • мини-систем

  • аут-систем

  • ин-систем

6. Как утверждает американский теоретик И. Валлерштайн, капитализм стал

  • закрытым обществом

  • мировой проблемой

  • замкнутым сообществом

  • мировой системой

7. Классическая социология исходила из видения мира

  • мифологического

  • монистического

  • теологического

  • плюралистического

8. Когда происходит разрушение значимых символов, по Г. Блумеру, то возникают

  • спонтанные интеракции

  • консолидации

  • стигматизации

  • идентификации

9. Коллективное поведение, по Г. Блумеру, базируется на значимых

  • ролях

  • ресурсах

  • источниках

  • символах

10. Концепция личности, исходящая из признания решающей роли взаимодействия индивидов, когда собственное «Я» человека - сумма тех впечатлений, которые, как ему кажется, он производит на окружающих, - это теория __ «Я»

  • зеркального

  • зависимого

  • суммарного

  • адекватного

11. Люди, считает П. Блау, вступают в социальные отношения, поскольку ожидают, что будут

  • вознаграждены

  • обучены

  • материально обеспечены

  • развиты

12. Методологический принцип, состоящий в вычленении элементов социального взаимодействия и выявлении их функций, - это

13. Можно различать социологические теории по их преимущественной ориентации: фундаментальные и

  • парадигмальные

  • прикладные

  • разработанные

  • теоретические

14. Наиболее яркие представители теории социального обмена

  • М. Фуко и К. Леви-Стросс

  • Э. Дюркгейм и М. Вебер

  • Дж. Хоманс и П. Блау

  • Р. Дарендорф и Л. Козер

15. Неэволюционистские теории пытаются совместить идею системности, характерную для структурного функционализма с идеей

  • стабильности

  • взаимодействий

  • развития

  • обмена

16. Общение может рассматриваться как процесс интерпретации путем принятия каждым роли другого в концепции

  • символического интеракционизма

  • материализма

  • прагматизма

  • позитивизма

17. Основаны на сциентизме, объективистских интерпретациях парадигмы социологии

  • классические

  • неклассические

  • плюралистические

  • теологические

18. Основоположником феноменологической социологии является

  • Дж. Хоманс

  • Г. Блумер

  • Ч. Кули

  • А. Шютц

19. Основоположником этнометодологии считается

  • Г. Гарфинкель

  • П. Блау

  • Ч. Кули

  • Дж.Г. Мид

20. Парадигма в социологии, направленная на изучение социальных явлений повседневного «жизненного мира», - это парадигма

  • бихевиористская

  • феноменологическая

  • структуралистская

  • функционалистская

21. Парадигма, рассматривающая то, как люди на основе здравого смысла используют конкретные методы взаимодействия друг с другом, - это

  • этнометодология

  • бихевиоризм

  • структурализм

  • позитивизм

22. Писал о структурном, конъюнктурном и событийном уровнях истории

  • Ф. Бродель

  • Ч. Кули

  • М. Фуко

  • З. Бауман

23. По Г. Гарфинкелю, общее понимание индивидами социальной жизни конструируется

  • извне

  • изнутри

  • спонтанно

  • случайно

24. По Дж.Г. Миду, жесты могут быть незначимыми и

  • групповыми

  • социальными

  • значимыми

  • символическими

25. По мнению Г. Гарфинкеля, социальная структура воздействует на сознание индивида через

  • идентификацию

  • коммуникации

  • «фоновые ожидания»

  • стратификацию

26. По терминологии Э. Гидденса, образец социальных отношений, существующий в определенное время и в определенном пространстве, который предполагает соответствующие модели поведения индивидов, - это

  • модель

  • знак

  • иероглиф

  • структура

27. По Э. Гидденсу, социальные практики, основанные на бездумном характере повседневного взаимодействия, - это

  • игра

  • габитус

  • рутина

  • обмен

28. Попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения - это

  • конформизм

  • критика

  • конфликт

  • кооперация

29. Применительно к социальной жизни Э. Гидденс различает два вида структур:

  • правила и ресурсы

  • деньги и ископаемые

  • нормы и ценности

  • знаки и символы

30. Причины конфликтов, по мнению Л. Козера, материального свойства - это ограниченность

  • ресурсов

  • ценностей

  • норм

  • интеллекта

31. Рассматривал историю капитализма

  • Ф. Бродель

  • Д. Белл

  • З. Бауман

  • М. Фуко

32. Создателем теории символического интеракционизма является американский социолог

  • М.Фуко

  • К. Леви-Стросс

  • П. Блау

  • Дж.Г. Мид

33. Социологическое знание приобрело в настоящее время статус знания

  • одновариантного

  • многовариантного

  • неразвитого

  • допарадигмального

34. Способ оправдания и объяснения социальной реальности, по П. Бергеру и Т. Лукману - это

  • легитимация

  • рандомизация

  • символизация

  • идентификация

35. Суть своей теории как «волюнтаристской теории социального действия» определял

  • Дж.Г. Мид

  • Р. Мертон

  • Т. Парсонс

  • Ч. Кули

36. Считает характерной чертой современности изменение системы контроля над средствами насилия английский социолог

  • Ч. Кули

  • Э. Гидденс

  • Р. Мертон

  • Т. Парсонс

37. Считает, что в современном обществе происходит освобождение межличностных связей от внешних факторов - родства, традиций, английский социолог

  • Т. Парсонс

  • Р. Мертон

  • Э. Гидденс

  • Ч. Кули

38. Считает, что смысл любого социального действия можно понять только в определенном локальном контексте,

  • А. Роуз

  • Г. Стоун

  • Г. Гарфинкель

  • Б. Барт

39. Считал, что предметом социологического исследования должны быть социальные практики, английский социолог

  • Ч. Кули

  • Т. Парсонс

  • Р. Мертон

  • Э. Гидденс

40. Теория обмена базируется на методологических принципах

  • бихевиоризма

  • позитивизма

  • структурализма

  • конструктивизма

41. Теория социального обмена, в противоположность структурному функционализму, исходит из примата не системы, а

  • страты

  • группы

  • государства

  • человека

42. Теория, основывающаяся на том, что все формы взаимодействия людей в обществе подразумевают общение, базирующееся на социальных символах, - это

  • символический интеракционизм

  • бихевиоризм

  • символический редукционизм

  • феноменология

43. У Э. Гидденса, представление о дуальности структуры является главной теоремой теории

  • социализации

  • стратификации

  • структурации

  • обмена

44. Условием социальной жизни, по Миду, является то, что значения символов в значительной степени членами общества
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница