1. Мировоззрение, его общественно-исторический характер



страница1/62
Дата14.05.2018
Размер2.92 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62

1. Мировоззрение, его общественно-исторический характер


Мировоззрение – это система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире. Основной вопрос мировоззрения – вопрос об отношении человека к миру.

Мировоззрение – это система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение человека к действительности, общее понимание им мира, так и его жизненную позицию, жизненную программу деятельности.

Уровни в структуре мировоззрения (3):

1) мироощущение – здесь фиксируются отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей.

2) мировосприятие – это синтез ощущений; тут создается цельная картина, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Здесь преобладает больше чувственный опыт, чем рациональное мышление.

3) миропонимание – охват мира в системе понятий; разумное его объяснение. Именно миропонимание и представляет собой философия. Это высший уровень мировоззрения, теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение.

Компоненты мировоззрения (4):

1. Познавательный. Он базируется на обобщенных знаниях-повседневных, профессиональных, научных и т.д. Это знания и представления о природе в целом, об универсуме (мире как целом), космосе. Кроме знаний о природе, в познавательный компонент мировоззрения включаются антропологические, социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды и представления людей. Это обобщенные знания о самом человеке и об обществе, о его устройстве, функционировании, о направленности исторического процесса, о смысле истории, представления о свободе человека в выборе поступков и направлений деятельности.

2. Ценностно-нормативный. Он включает в себя ценности, идеалы, нормы и т.д. Ценность - это способность какого-либо предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формирует определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Идеал является образцом (эталоном) для деятельности человека в конкретной обстановке и желаемой нормой его поведения в будущем.

3. Эмоционально-волевой. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Убеждение - это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера человека в правоту усвоенных идей. Убеждение - это не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка.

4. Практический. Мировоззрение - это реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер.

Понятие мировоззрения шире, чем понятие философия. Философия не совпадает с мировоззрением, потому что:

  1. зарождение мировоззренческого сознания предшествует становлению философии;

  2. функции мировоззрения до возникновения философии выполняли мифология, религия, обыденное знание;

  3. мировоззрение предшествовало философии не только в историческом процессе развития человечества, но и с точки зрения формирования индивидуального, личностного сознания. Ребенок, не имеющий представления о философии, тем не менее, обладает определенным воззрением на мир, ставит мировоззренческие вопросы и по-своему отвечает на них.

Мифология (от греч.повествование, сказание) - это такой тип мировоззрения, для которого характерно фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений. Мифология была первой попыткой сознательного отношения человека к себе и окружающему миру, попыткой человека с помощью сказочных персонажей создать единую картину мира и показать свое место в этом мире. Отличительные черты мифологического мировоззрения:

- синкретизм (нерасчлененное единство реального и воображаемого, знания и веры, естественного и сверхъестественного);

- антропоморфизм (наделение предметов природы, а затем и общественных явлений человеческим обликом и свойствами);

- гилозоизм (отсутствие границы между живым и неживым, эмоциональность, нерефлексивность и т.д.).



Мифологическое мышление по своей природе является художественным, поэтому оно оперирует образами, но не понятиями (как формой абстрактного мышления). Можно сказать, что в целом мифология как мировоззренческая форма исторически изжила себя, однако она может-фрагментарно сохраняться в современной культуре. Политические мифы.

Религиозное мировоззрение сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Религия (от лат - благочестие, святыня, предмет культа) - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной и сверхъестественный, причем сверхъестественные силы в виде богов играют главенствующую роль в мироздании и в жизни людей.

Религия, как и мифология, апеллирует к фантазиям и чувствам. Отличается религия от мифологии тем, что не смешивает земное и сакральное, а раздваивает мир на земной и потусторонний. В качестве одной из главных отличительных черт религии можно назвать наличие культовой системы, т.е. системы обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным миром.

Новый тип мировоззрения - философское мировоззрение. Термин философия (в пер. с древнегреч. «phileo» - люблю, «sophia» - мудрость) - означает любовь к мудрости. Философия стала новым явлением в VI веке до н.э. в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. В этих регионах зародились самые развитые цивилизации с производящей экономикой и товарно-денежными отношениями, с первыми государствами и классовой структурой. Зрелая социальная основа вызвала к жизни древнюю науку и философию. Философия - особая форма познания мира, форма общественного сознания, форма духовной деятельности, вырабатывающая систему теоретических знаний о наиболее общих принципах бытия, познания, о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, об отношении человека к миру и его месте в этом мире. Философия зарождается из потребности рационального понимания мира, как первая попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связанные между собой определенными логическими законами. Цель философского поиска - через частное и общее обнаружить всеобщее.


Каталог: vkd -> media -> 15709917
15709917 -> Предмет и этапы развития философии науки
media -> Билет Панарин об основных принципах политической жизни и политического творчества на Западе
15709917 -> 1. Общество, политика и управление
media -> Империя как судьба
media -> Александр Гельевич Дугин
media -> Основные политические теории Методологические аспекты изучения политических теорий
media -> Сборник материалов по этносоциологии и социальной антропологии
media -> М. В. Ломоносова XIII панаринские чтения с международным участием


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница