1, курс магистратуры Протяженность во времени как признак классификации онтологий



Скачать 48.84 Kb.
страница1/2
Дата30.07.2018
Размер48.84 Kb.
  1   2

61, 2 курс магистратуры
Протяженность во времени как признак классификации онтологий
Не секрет, что психология находится в гораздо худшем положении, чем, скажем, физика, в отношении наличия хорошо проверенных фундаментальных теорий. Как известно, в физике каждый раз появление новой фундаментальной теории было связано с определенным онтологическим осмыслением новых проблем, которое, если и не расставляло все точки над i, то давало, по крайней мере, некоторую общепринятую модель интерпретации. Возможно, большее внимание социальных наук к своим основаниям даст почву для более плодотворного их развития, то есть развития не только по пути пролиферации, но и по пути создания универсальных теорий фундаментального уровня. В этом эссе я предлагаю набросок аргументации в пользу одного из подходов к поиску таких теорий.

Принимая декартовское разделение материального и духовного как протяженного и непротяженного, заметим, что имеется в виду пространственная протяженность, в то время как временная протяженность присуща как материи, так и сознанию. Это простое наблюдение ставит время на особое место среди философских категорий, и позволяет усмотреть возможность установления некоторого соответствия между основаниями психологии, как науки о духе и физики как науки о материи.

Мы знаем, что в физике имеется в общем три основных фундаментальных теории, которые делят область своего применения в зависимости от величины пространственно-временной протяженности области описания, а именно: физика Эйнштейна, физика Ньютона и квантовая физика. Ниже я покажу, что такое деление, относящееся только ко времени, может быть использовано в качестве эвристической схемы для систематизации онтологических представлений различных психологических теорий.

В привычном для нас повседневном опыте, мы обычно пользуемся таким представлением о времени, которое принято использовать для интерпретации временных величин в механике Ньютона1. Одни события в нашей жизни следуют за другими и между многими можно усмотреть причинную связь. Как правило, если мы вспоминаем или думаем о некотором событии, то знаем (если не точно, то хотя бы приблизительно), когда оно произошло или происходит. В когнитивной психологии такое представление о времени реализуется репрезентационной моделью, в которой каждому событию соответствует некоторая временная характеристика [5, 3]. Иными словами события располагаются в некотором фиксированном временном пространстве, и в этом случае можно говорить об абсолютном субъективном времени по аналогии с абсолютным временем Ньютона, которое он считал вместилищем событий.

Подобное бытовое представление о времени сопряжено так же с классическим механизмом причинности. Это значит, что некоторое событие может считаться причиной другого события, только в случае, если последнее происходит позже первого.

Далее мы увидим, что описанного выше понятийного аппарата, который можно назвать классическим, не достаточно для объяснения всех явлений сознания, связанных с временем.

Подобно тому, как механика ньютона не способна описать явления микромира, объяснительная модель сознания, основанная на классических понятиях, становятся неприемлемой, когда речь идет о малых временных промежутках. Здесь нарушается и ощущение последовательности событий, и закон причинности. Например, в известных экспериментах Либе, обнаруживается нарушение причинно-следственной связи между желанием и действием [6]. Этот факт ведет к пересмотру применимости классического закона причинности и ставит под вопрос единство субъекта2.

Таким образом, при рассмотрении субъективного времени в масштабе, существенно отличном, от того, с которым мы имеем дело в повседневном опыте, мы сталкиваемся с ситуацией, которая имеет аналог в физике, а именно в квантовой механике, и которая характеризуется досадными парадоксами причинности и необходимостью пересмотра понятия субстанции.

Для продолжения аналогии между особенностями физического и психического времени обратимся теперь к рассмотрению совсем другого временного масштаба – к большим временным интервалам. Возьмем, к примеру, психоанализ3, который является одной из дисциплин, для которых существенно рассмотрение событий, разделенных довольно большими промежутками времени (вплоть до нескольких десятилетий). Здесь мы также находим представления, ставящие под сомнение классические понятия о субъективном времени.

Преставление о том, что чувство времени не дано с рождения, а постепенно развивается [7], может служить аргументом против принятия абсолютного субъективного времени. Ведь если чувство времени не дано человеку изначально, но требует «навыка», то оно не может быть свойством ментальной репрезентации. Это означает, что время не является вместилищем событий, но есть свойство, производное от более фундаментальных характеристик репрезентаций4. Иными словами здесь необходима реляционная модель времени. Субстанциональное единство субъекта здесь также нарушается, только в этом случае это происходит из-за действия значительно удаленных во времени событий (таких, например, как детская психическая травма)[8].



Таким образом, достаточно очевидно, что признак величины временного протяжения может служить в качестве классификационного для психологических теорий. Причем каждая область классификации характеризуется онтологическими особенностями, сходными со свойствами соответствующих физических областей. Это позволяет сделать предположение, что поиск фундаментальной теории, объединяющей многие более конкретные теории в каждой из этих областей, может дать определенные результаты, и это выведет психологию на новый фундаментальный уровень.


Каталог: esse
esse -> «Социальные проблемы молодежи во взаимодействии с государством»
esse -> Тип шаблона
esse -> Н. В. Гоголь «Искусство диалог, в котором собеседник молчит»
esse -> Мораль, как предмет исследования Сократа. Специфика сократовского метода ведения диалога
esse -> О. С. Дамшаева, учитель английского языка маоу «Саянская сош» Окинского района
esse -> Эссе о гуманизме
esse -> «Призвание воспитатель детского сада!» Горжусь профессией своей, за то, Что детство проживаю многократно!
esse -> Эссе на тему «Я библиотекарь»
esse -> «Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрала»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница