1-до перерыва



страница1/6
Дата10.03.2018
Размер1.15 Mb.
  1   2   3   4   5   6


Конференция Союза женщин России на тему: «Взаимодействие семьи, школы, советов женщин в гражданском и патриотическом воспитании подрастающего поколения»
14 февраля 2017 г. в Москве в Союзе женщин России состоялась ежегодная конференция на тему: «Взаимодействие семьи, школы, советов женщин в гражданском и патриотическом воспитании подрастающего поколения»

В конференции приняли участие руководители региональных 73 отделений Союза, коллективных членских организаций, члены Совета Федерации Федерального Собрания, депутаты Государственной Думы, руководители и специалисты органов социальной защиты населения.

С особым удовлетворением собравшиеся восприняли выступление Министра образования и науки Ольги Юрьевны Васильевой, в котором были затронуты приоритетные задачи в развитии современного образования. Участники конференции единодушно выразили поддержку Министру в решении обозначенных проблем школьной жизни, в восстановлении лучших традиций отечественной школы, заявив о готовности нести совместную ответственность в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Директор Департамента демографической политики и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РФ Петрова Светлана Валентиновна в своем выступлении остановилась на основных направлениях государственной политики в сфере социальной поддержки семей с детьми, одобрительно отозвалась об инициативах, социально-значимых проектах, реализуемых региональными отделениями СЖР.

В своем докладе председатель Союза женщин России Е.Ф. Лахова отметила, что вопросы сохранения традиционных базовых ценностей, повышения нравственной культуры семьи, преодоления социального неравенства, укрепления солидарности поколений на уровне семьи и общества, воспитания любви и уважения к Отечеству всегда были в центре внимания и практической деятельности Советов женщин — базовых организаций СЖР. Союз и впредь будет рассматривать гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи как важнейшую часть своей работы.

Руководители региональных отделений Союза рассказали о конкретной работе женсоветов, на основе позитивной практики, реализуемых проектов, обозначили возможные механизмы взаимодействия школы, семьи, советов женщин, советов отцов, других институтов гражданского общества в области развития воспитания, определили основные направления дальнейшей деятельности.

По итогам работы Конференции была принята Резолюция.
ВАСИЛЬЕВА Ольга Юрьевна — Министр образования и науки Российской Федерации:

Уважаемая Екатерина Филипповна! Уважаемые женщины, дорогие коллеги! Добрый день! Не скрою, что волнуюсь, т.к. осознаю важность темы, которую вы будете обсуждать на конференции. Я отчетливо понимаю, сколь велика роль женщины в истории нашей страны. Как историк могу сказать, на первый взгляд создается впечатление, что российская женщина всегда оставалась в тени и занимала весьма скромные позиции в обществе. Но не было ни одного трудного периода в истории нашего государства, чтобы его не вытягивали на своих плечах женщины. И самый яркий пример – XX век.

XX век в истории нашей страны – был век особый. Будучи аспиранткой, я читала послевоенные письма женщин 1945-1946 годов. Тогда в деревнях и селах практически остались одни женщины, которые пахали на себе, выполняя всю непосильную работу, потому что на фронт были забраны и все лошади, и вся тракторная техника. Помню одно письмо, которое стало для меня во многом знаковым, и я поняла — пока есть женщины, которые в любых обстоятельствах способны принимать пусть не громкие, но четкие и ясные решения – жизнь будет продолжаться.

Летом 1946 года женщина — председатель колхоза, а на ее плечах было все хозяйство, судьбы людей, рассказывает в своем письме секретарю райкома, как они живут, как работают. В письме – просьба: «Пришлите нам, пожалуйста, мужичка. Пускай он будет без рук и без ног. Мы будем его холить и лелеять, возить на колясочке». Может быть, многие из вас застали, еще в 60-е годы, на тех самых колясочках ездили 40-летние мужчины — участники той страшной войны. Она продолжает: «Вы нам его пришлите. Но маленькая просьба – чтобы он только не пил». На всю жизнь я запомнила эти письма!

В книге «Женщины русской деревни в XX веке» сделан очень четкий вывод — все, что происходило, что строилось в стране – все на своих плечах вытягивали женщины. Никто так чутко не реагирует на происходящее в обществе, как женщины. Потому, что все мы – мамы, бабушки, болеющие за будущее своих детей, страны. Когда Екатерина Филипповна пригласила меня на встречу с вами, я шла с чувством внутреннего волнения и надежды, ведь именно от вас зависит, как будет реально строиться государственная политика на местах по воспитанию наших детей.

Я считаю, что патриотизм – это не только наша национальная идея, это также наша национальная безопасность, это основа, на которой держится наша страна. Это то, что делает нас единым народом. Никто, как родители, никто, как мамы, бабушки, так остро не реагируют и так действенно не смогут помочь Министерству образования в решении очень важной задачи — сделать так, чтобы маленький человек вырос патриотом.

Ребенок должен любить свою малую родину, землю, где он живет — это первая клеточка матрицы. Вторая – ребенок должен ощущать себя гражданином великой, огромной страны. И третья – он должен впитывать в себя культурные ценности, все лучшее, что дала наша страна миру, и что мир дал нашей стране. Взаимообогащение культур – это очень важная вещь, о которой стоит и нужно говорить.

«Рatris» — греческое слово; напомню слова Даля: «Патриотизм – это любовь к своей родине и к своему народу». Родина – это и глобальные масштабы, и та маленькая родина, и то маленькое село, и город, и поселок, которому мы отдаем бо́льшую часть нашего сердца, это место, где мы родились и выросли.

Министерство образования и науки никогда не стояло, и не будет стоять в стороне от этих проблем. У нас есть тесное взаимодействие с Росмолодежью. Еще 20 федеральных органов исполнительной власти вместе с нами реализуют государственную программу, которая имеет четкие задачи и очень четкие временные рамки. Программа эта называется «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Рассчитана она на период 2016-2020 годы, и утверждена Правительством в декабре 2015 года.

Приоритеты программы очевидны, я назову только некоторые из них. Они понятны, доходчивы, логичны и сводятся к следующему. Первое — сформировать, отвечающую современным требованиям общественную государственную систему патриотического воспитания, что предполагает системный подход. Второе – создать дополнительные условия для консолидации российского общества через нашу ценностную основу, коей, безусловно, является патриотизм, причем в широком смысле этого слова. Обеспечить межпоколенческую преемственность историко-культурных традиционных ценностей нашей страны.

Еще греки говорили, и наш великий поэт сказал, что без прошлого не может быть будущего, а без уважительного отношения к нашим предкам не может быть настоящего, а, тем более, будущего. Поэтому эта программа очень мощная, нацеленная на совершенствование и развитие, она четко определяет пять тематических направлений.

Программа включает в себя научно-методическое сопровождение для воспитания ребенка в духе любви к Родине, в духе патриотизма. К слову сказать, наши коллеги за океаном, когда готовят своих педагогов, обязательно изучают курсы Выготского, Сухомлинского, Макаренко. Они высоко ценят это педагогическое наследие, и это неслучайно.

Второе – это совершенствование форм для реализации самой программы: новые формы, и, конечно, старые формы — очень добротные и проверенные.

И третье очень эффективное направление – это развитие практики шефства воинских частей над образовательными организациями. Это военно-патриотическая часть программы. Это волонтерское движение — многоплановое и многостороннее. В российской традиции его чаще называют добровольческим движением. Символ его – пеликан, который относится еще и к нашему учительству, мы награждаем наших учителей «хрустальным пеликаном». И направление, без которого нельзя – это информационное обеспечение патриотического воспитания.

Возникает вопрос: как женщины и женсоветы сюда могут вписаться? И не просто вписаться, а стать во главе. Без женщин, как я уже говорила, этот вопрос в России не решить. Активность наших женщин совершенно очевидна. Я еще раз повторяю, исторически женщины всегда в тени, но на своих плечах они всегда вытягивали самые тяжелые периоды в нашей истории. Конечно, женщины тесно взаимодействуют и с детскими садами, и со школами. И, самое главное, и вы со мной согласитесь, становление ребенка как гражданина, как патриота, как человека, происходит все-таки в семье.

Я думаю, что о семье будет еще очень много сказано в ваших выступлениях. На мой взгляд, самое главное – это то, чего мы сегодня лишились. Ранее и российское, и советское образование – было направлено на формирование человека-творца, ставились высокие цели, высокие задачи. И они были очень понятны.

Мы – народ, и тому свидетельство — наша история, всегда охвачен великой миссией, и эти мессианские идеи он несет в своем историческом коде. В какой-то период была попытка сделать из нас человека-потребителя. Она, к счастью, не может реализоваться, потому что у нас исторически другая ментальность.

Я жестко против, и всегда буду против того, когда об образовании говорят как об услуге. Это не услуга, это служение. Так же, как и медицина, и культура, не могут быть услугой. Это служение. Педагоги – это самая уважаемая во всем мире профессия наряду с врачом, священником. И нет, пожалуй, ни одной профессии в мире, к которой бы не относились с таким пиететом, и все присутствующие со мной согласятся, в жизни каждого был педагог, который помог определить его будущее, определить его как человека.

Опять вернусь к семье, потому что все начинается с семьи. Обращаюсь к вам, к женсоветам, к вашей помощи, Екатерина Филипповна, как руководителю Союза женщин России. Просьба прозвучит, может, странно, но вы поймете, что она не очень странная. Мы перестали читать. Человека нельзя сформировать, если маленький человек не читает.

В сегодняшней конференции участвует уважаемая Татьяна Владимировна — руководитель Ассоциации школьных библиотекарей русского мира. Именно из этой Ассоциации пришла идея «Читающие мамы – читающая страна». Я хочу попросить вас, чтобы мы вместе с вами «навалились» на решение этой задачи. Начиная с детского сада, должен быть определенный, очень правильный список литературы, которую читают наши маленькие детки, литературы, которая формирует ребенка. Читая любую русскую сказку, адаптированную к детскому возрасту, беседуя с ребенком, переживая ситуации, при личных оценках героев мы его уже воспитываем, уже его формируем. Формируем его человеческую основу. И это нужно возвратить – этот корпус книг «От мала до велика».

Да, конечно, у нас есть сегодня большое подспорье и одновременно большой противник – наш Интернет. Все это надо иметь в виду. Я считаю, что если ты не можешь победить явление – его надо возглавить. Нужно использовать все новые средства. Следить за тем, чтобы Интернет не был для наших детей бедой и злом. Об этом мы говорим в последнее время — об информационной безопасности. В то же время нужно использовать все лучшее, что там есть, чтобы человек не потерял необходимое — а именно вкус к чтению.

Доказано, что вся мировая литература возникла на базе русской литературы XIX века. С этим никто не спорит. Ведь русская литература формирует прежде всего человека, отсюда «Читающая мамочка – читающая страна». Сегодня 30-летние мамочки, которые родились в 90-е годы, легко владеют гаджетами, и практически не разговаривают с детьми.

Я очень приветствую волонтерское движение, которое предложил ОНФ, «Волонтеры в школах», говоря о дополнительном образовании, потому что дополнительное образование в школах бесплатное. Есть 10 бесплатных часов. Я часто выступала на эту тему, и меня критикуют за то, что я якобы призываю к советской школе. Я отвечаю, что нужно взять все лучшее, что было в нашем прошлом, ни от чего не отказываться и двигаться вперед.

Самое интересное, что финны, которые создали лучшую европейскую систему образования, они же с 1809 до 1918 года входили в Российскую империю, работали по нашей методике, используя нашу дидактику. В 1964 году финны немного качнулись в первую реформу, а в 2000-х годах вернулись к прежнему. Ии прекрасно себя чувствуют в рамках той самой методики, которая была в России. Я это подчеркиваю всегда, где бы ни выступала. Вы видели, наверное, несколько сюжетов, которые были сняты именно по этому направлению.

Я не устаю говорить, все, что было хорошим, позитивным нужно использовать, т. к. это будет способствовать воспитанию наших детей. Мы знаем, что ребенок учится и у родителей, и в школе. И самое главное, об этом я мечтаю и говорю неустанно – вернуть книгу в нашу жизнь. Я не против электронных книг. Но считаю, что возможность подержать книгу в руках, полистать ее, почувствовать ее запах – многое значит. Необходимо дать детям возможность поговорить, потому что они у нас не говорящие. У нас на уроках идет монолог. Монолог одного актера в лице учителя, который пытается что-то вытянуть из учеников.

Наши детки не плохие, они отличные! Они сегодня просто другие. Им надо помочь, поэтому я обращаюсь к вам за помощью. И волонтерство ОНФ, и вашего движения – все это будет способствовать тому, чтобы фундамент личности, который закладывается в семье, мы с вами укрепляли общими усилиями. Дети — это наше будущее, это будущее нашей страны. И, конечно, очень многое зависит, от воспитания, полученного в семье.

Министерство образования знает, и это большая проблема, что наши молодые родители также нуждаются в помощи. Так получилось, когда произошел социально-политический слом в 90-х годах – а наша страна единственная, пережившая подобный слом дважды за столетие (1917-й и 1991-й) – появился такой термин «мерцающие родители». Это родители моего и вашего поколения, потому что мы много работали и только иногда по телефону спрашивали наших детей, как там дела. Это поколение 30-летних, у них маленькие дети, которые пошли в школу. Им надо помочь. В стране 10 тысяч бесплатных психолого-педагогических центров, где они могут получить консультацию по тем вопросам, которые их волнуют.

Но есть и другая проблема и я к вам обращаюсь за помощью. Я знаю, что среди вас очень много педагогов и психологов. В сегодня в России всего-навсего 13 тысяч психологов в школах – это ничто для 46 тысяч. Тем более в современной ситуации, когда дети не всегда готовы к вызовам времени. Школа должна подготовить детей морально к тем вызовам, с которыми они столкнутся, когда они окончат школу и столкнутся с действительностью. Считаю, что должна быть оказана психологическая помощь и семье, и школе. Поэтому, может быть, Екатерина Филипповна, уважаемые женщины рассмотрят этот вопрос о помощи именно психологической?

Почему я это говорю? По статистике, дети и подростки чаще обращаются к психологу, чем несут свою беду домой. Это особенности переходного возраста, с которыми все мы сталкивались. Им надо помочь, чтобы преодолеть информационные войны, которые происходят в Интернете. Неслучайно Ирина Анатольевна Яровая еженедельно работает над проблемами противодействия информационным атакам. Проблем в области конкретного, точечного, но системного воспитания, на самом деле, очень много.

Что касается мероприятий – я за них. Крупные мероприятия действительно охватывают большое количество людей. Я назову только некоторые из них, в которых вы принимали активное участие.

В 2016 году прошла всероссийская конференция «Школа одаренных родителей». В результате мы сформировали электронную библиотеку с описанием лучших практик, которая получила название «Энциклопедия российского родителя». Сначала – совещание, потом – электронная библиотека. Она находится в открытом доступе.

У нас состоялся интернет-фотоконкурс обучающихся и членов их семей. Мы назвали его «Самые счастливые моменты», – когда дети и родители снимали, а потом выкладывали в Интернет фотографии о самых счастливых и радостных событиях или периодах жизни семьи. Это активная форма семейного творчества, она поддерживается, и будет поддерживаться.

Мы провели, и будем продолжать очень сложное, и очень интересное генеалогическое исследование под названием «Моя родословная». Детишки это очень любят. Это старая история, история еще со времен советской школы. Она всегда практиковалась, начиная с 4-го класса – «Моя родословная», которая направлена на освоение собственной генеалогии. Я уверена, что сейчас по России про прабабушку и про прадедушку ответы будут не всегда вразумительные, а до 7-го колена мы своих предков все-таки должны знать и гордиться ими. Вы, наверное, слышали, что сейчас у Минкульта есть потрясающий проект – это «Возрождение краеведческих музеев», которому мы тоже будем помогать всеми силами, потому что краеведческий музей в нашей стране – это особая история.

Я никогда не забуду, как я в 1991 году приехала в Осташков, и меня поразил местный краеведческий музей. К сожалению, я там больше не была, но богатство Осташковского краеведческого музея меня очень впечатлило. Ничего подобного я не встречала по сегодняшний день, хотя как историк я видела много музеев. Это – тоже движение, которое поддерживает Министерство образования. Очень важно, чтобы маленький человек знал историю своего поселка, села, малой родины. Еще раз говорю о человеке-творце, а не о потребителе, потому что творец – это совсем иное. У него есть крылышки, желание и стремление летать, и мы должны ему в этом помочь.

Я обращаюсь к вам, так как настаиваю на том, что образовательный процесс не может быть без четкой определенности. Я вообще считаю, что в педагогике, особенно в начальной школе, никакого хаоса быть не должно. Учителя в начальной школе – это настоящие герои, все закладывается именно там.

Я не против вариативности, чтобы было понятно, прежде всего, журналистам, которые напишут, что «Васильева сказала, что она против». Но я четко за базовый уровень, который должен быть у всех, потому что доступность и качество образования гарантированы Конституцией, а лишь потом – углубленные уровни.

Сегодня базовый уровень ведет за собой сразу много-много проблем. Он не оставляет возможности говорить о едином пространстве. На сегодняшний день, согласно закону «Об образовании», школа не подчиняется Минобру, и вы это знаете. Это автономные учреждения со своей финансово-хозяйственной деятельностью, своей программой, и региональным подчинением и так далее. Базовое образование — это единое образовательное пространство — это четко выверенный федеральный перечень учебников, перед этим ФГОСы. Мы сейчас работаем над содержанием ФГОС – и на сегодняшний день у нас есть ФГОС с 1-го по 6-й классы включительно – для того чтобы наполнить их содержанием – что человек должен знать, чтобы потом уметь. Это другая цель. Мы надеемся, что к октябрю этого года мы закончим ФГОСы, включая 11-е классы. Отсюда вытекает новая концептуальная возможность написания учебников, создание федерального перечня, в котором сейчас 1276 учебников. Это невозможно, должна быть единая базовая программа. Речь не идет о едином учебнике. Но у нас есть прекрасный пример историко-культурного стандарта, в котором три линейки, но написанные по единому историко-культурному стандарту, по которому учатся дети нашей страны.

Следующий и самый важный вопрос – мы должны помочь нашим учителям, потому что нет ничего выше и дороже, чем учитель, К сожалению, мы об этом немного забыли. Были всевозможные истории с педагогическим образованием. Я еще раз повторяю, что я не против экспериментов. Каждый эксперимент должен иметь очень четкую подготовку, если он научный. Входя в эксперимент, необходимо приблизительно знать, на какие результаты ты выйдешь.

На сегодняшний день, когда то прекрасная система повышения квалификации педагогов разрушена. Она разрушена в том объеме, в котором была. Мы должны вновь вернуться к ранее существовавшей прекрасной системе повышения квалификации. Мы не должны наших педагогов ни обижать, ни ругать за то, что они что-то не могут делать, а должны им помогать. Помогать, давать возможность уехать в другой город, чтобы пройти переподготовку, поучиться на курсах, походить в театры, музеи, кино – дать им вздохнуть, культурно чем-то надышаться.

Но есть и очень хорошие примеры. В Нижнем Новгороде работает педагогический университет, который возглавляет молодой ректор. Он сделал очень важную вещь, которая весьма показательна. Для педагогов, уже имеющих опыт и работающих в школе, получивших педагогическую степень бакалавра, он создал очно-заочную практическую магистратуру, чтобы они могли приехать раз в год (2,5 года), послушать лекции, совершенствоваться, посмотреть прекрасный город, приобщиться к его культурным ценностям. Существуют самые разные формы, надо только захотеть. Я всегда говорю, если есть творческая личность, которая что-то хочет, на ней все держится, развивается.

Я заканчиваю свое короткое выступление, благодарю вас и уверена, что здесь собрались, очень хорошие, очень красивые женщины, очень сильные личности. Я очень надеюсь на вашу помощь. Сразу хочу сказать, что и министерство, и я – мы открыты к любой конструктивной критике. Встречаясь с людьми, я ни разу не встречала неконструктивных замечаний и критики.

Большое спасибо за приглашение, Екатерина Филипповна. Если есть какие-то вопросы – я отвечу. Спасибо.




Каталог: files
files -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
files -> №1. Введение в клиническую психологию
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница