1. Болгарская схизма



Скачать 148.68 Kb.
Pdf просмотр
страница1/14
Дата26.04.2018
Размер148.68 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


1 Ересь филетизма: история и современность Евгений Павленко

1. Болгарская схизма
Возникновение идеи деления Церкви по национальному принципу и ее соборное осуждение связаны с историей греко-болгарского раскола, в которой берет начало и вся полемика поэтому вопросу и основные аргументы ее сторонников и противников. Первые попытки создания независимой от Константинополя Болгарской Церкви относятся кв, но только в 932 г, при внуке царя Бориса Петре, Болгарская Церковь получила автокефалию от Константинополя, а болгарский епископ Дамиан — титул Патриарха. После смерти царя Петра Болгарское царство было завоевано греками (около 971 г, вследствие чего местные болгарские епархии подчинились Константинопольскому Патриархату. Болгарская Церковь сохраняла свою самостоятельность только там, где болгарам удалось отстоять свою политическую независимость. Так появилась автокефальная Охридская
Архиепископия, которая переходила ток болгарам, ток грекам, ток сербам, в зависимости оттого, кто овладевал территорией Архиепископии. В конце XIV в. Болгария была завоевана турками, и Охридская Архиепископия просуществовала под властью турок дог, но затем иона была упразднена. Константинопольский Патриарх стал не только духовным, но — по турецким законами гражданским правителем всего православного населения Османской империи. По этим законам, право на автономию в Османской империи получала лишь та нация, которая обладала "своей" верой или "своей" Церковью. Таким образом, например, греки Эллады, константинопольские греки (фанариоты) и болгары (те. все действующие лица будущего греко-болгарского конфликта) представляли собой на территории Османской империи к началу XIX в. один народ, объединенный общей верой и одной Церковью — Константинопольским Патриархатом. Османская империя играла роль "удерживающего" в этом наднациональном религиозном единстве, и это хорошо понимали передовые люди своего времени. КН. Леонтьев писал об отношении тогдашних ревнителей Православия — греков-фанариотов — к турецкому правительству "Необходимо по возможности охранять Порту надо Порте служить надо ее защищать. И я с этим взглядом фанариотов согласен паша лучше эллинского демократического номарха (префекта паша монархичнее, государственнее, умнее, шире" (1). Все нации в этом единстве обладали своим национальным своеобразием, но вот когда, как мы увидим в дальнейшем, в результате борьбы они приобрели свою национальную независимость, то стали похожи одна на другую. "Хорошо национальное развитие, которое делает всех их похожими на современных европейцев — восклицает КН. Леонтьев, — которое распространяет. мелкий рационализм, эгалитарность, религиозное равнодушие, европейские однородно- буржуазные вкусы и нравы машины, панталоны, сюртук, цилиндр и демагогию" (2). Первыми отпали от единства с греками Константинополя греки Эллады. В 1821 г. в результате восстания против турецкого владычества прекратилось общение между ними и Константинополем. Учреждение затем Синода независимой Эллады выглядело поэтому вынужденной мерой, но грекам пришлось приложить немало усилий, чтобы добиться




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница