Главная | стр 1
Философский факультет Рассмотрено и рекомендовано: УТВЕРЖДАЮ 1. На заседании кафедры декан факультета философии и политологии философии и культурологии ______________ Ю.Н. Солонин Востока
протокол от ______ № ____ Заведующий кафедрой __________________ К.Ю. Солонин
факультета философии и политологии протокол от ______ № ____ Председатель методической комиссии _________________ В.М. Дианова
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «”Бхагавадгита” c интерпретирующим комментарием» Специальность 031401 – культурология Специализация – «культура Индии» Составитель: Профессор, доктор филол. .наук Я.В. Васильков
Рецензент: Доцент, канд. филол. наук А. В. Парибок
Санкт-Петербург, 2009 г. 1. Организационно-методический раздел
о ценностях и идеях, базовых для классической индийской цивилизации и остающихся актуальными для современной Индии. По каким бы связанным с Индией специальностям, хотя бы и чисто практическим, они впоследствии не работали, эти знания будут им полезны. Необходимо также привить студентам навыки филологической работы с религиозно-философским текстом из санскритского эпоса, его чтения и критики. 1.2. Задачи изучения дисциплины: Необходимо дать студентам четкое представление о специфике исконного, подлинного мировоззрения «Бхагавадгиты», не осложненного и не искаженного последующими комментаторскими интерпретациями, и с другой стороны, об основных направлениях переосмысления идей памятника в более поздних индийских религиозно-философских учениях. 1.3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника. Читается студентам IV курса (специализация «Культура Индии») в течение 8-го семестра (32 часа). Завершает образование бакалавров и служит подготовкой для работы в магистратуре по темам, связанным с духовной культурой традиционной Индии. 1.4. Требования к уровню освоения дисциплины: Студенты по окончании курса должны ясно представлять себе исключительное положение, занимаемое «Бхагавадгитой» в истории индийской религиозно-философской мысли, и связи этого памятника с более поздними философскими традициями: санкхьей, йогой, различными школами веданты. Они должны быть также знакомы с определенным кругом терминов, которые в дальнейшем применялись в различных традициях индийской религиозной философии. От них требуется, помимо этого, и усвоение филологических методов работы с индийским религиозно-философским текстом. 2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля
Изучение дисциплины по семестрам: читается в течение восьмого семестра. Форма промежуточного контроля (промежуточной аттестации): аттестация по итогам посещения; чтение, филологический анализ и перевод на занятиях подготовленных дома студентами избранных текстов из «Бхагавадгиты». Форма контроля – зачет. 3. Содержание дисциплины 3.1. Темы занятий и их краткое содержание. Чтение со студентами в аудитории самостоятельно подготовленного ими дома текста сопровождается обстоятельным филологическим, историко-культурным и религиоведческим комментарием. В другие дни читаются лекции по проблемам, связанным с изучением «Бхагавадгиты». Конкретные темы, освещаемые в лекциях и в комментарии к тексту:
10. Восприятие «Гиты» в Индии нового времени. 3.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:
7. Раскройте суть понятия карма-йога в Гите. 8. Какой смысл имеет в Гите понятие брахман? 9. Какой смысл вкладывает Гита в понятие санньяса? 10. Важнейшие традиционные комментарии к Гите и их авторы. 11. Две основные тенденции в научной интерпретации Гиты. 12. Какую роль сыграло учение Гиты в жизни древнеиндийского общества? 13. Как относится Гита к кастовому устройству общества? 14. Каково отношение Гиты к принципу ненасилия (ахимса)? 15. Как повлияла Гита на культуру и мысль народов Европы? 16. Какие Вы знаете интерпретации учения Гиты в Индии нового и новейшего времени? 3.4. Примеры тестовых заданий на зачете.
Кроме того, каждому студенту предлагается сделать письменный перевод 2-3 строф (шлок) из прочитанного текста, не прибегая к помощи конспектов и пособий. Способность студента при этом дать собственный убедительный историко-философский комментарий прочитанному также свидетельствует об отличных знаниях. 4. Учебно-методическое обеспечение курса 4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, кино и видеофильмов. В процессе совместного чтения текста памятника, будут прослушиваться аудиозаписи аутентичного исполнения соответствующих прочитанному фрагментов «Бхагавадгиты», чтобы дать студентам представление о подлинном звучании санскритской эпической поэзии. Использование других технических средств программой курса не предусмотрено.
Значительное место в курсе отводится совместному со студентами филологическому и историко-философскому анализу, а также переводу избранных текстов из «Бхагавадгиты». 4.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля: Понадобится магнитофон для прослушивания аудиокассет, а также распечатки отдельных глав санскритского текста для домашней работы с ним студентов. 4.4. Литература. 4.4.1. Основная: .
С.Д.Серебряный. Многозначное откровение «Бхагавад-гиты» // Древо индуизма. М., 1999, стр. 152-194. [Б.Л.Смирнов] Введение. – В кн.: Махабхарата II. Бхагавадгита. Буквальный и литературный перевод, введение и примечания академика АН ТССР Б.Л.Смирнова. Ашхабад, 1956. Стр. 5-77. Я.В. Васильков. «Бхагавадгита» спорит с будущим: «Гита» и «Анугита» в контексте истории санкхья-йоги // Всеволод Сергеевич Семенцов и российская индология. М., 2008. Стр. 212-261. Махабхарата. Книга шестая. Бхишмапарва, или Книга о Бхишме. Издание подготовил В.Г. Эрман. М., 2009. (Стр. 33-92 – перевод «Бхагавадгиты» [«Песнь Господа»]). 4.4.2. Дополнительная: ”Бхагавадгита” и ее роль в развитии индийской культуры (или «Песнь о Бхагавате») - в книге: Г.М.Бонгард-Левин. Древнеиндийская цивилизация» - любое издание (1980, 1993, и др., начиная с первого: Г.М.Бонгард-Левин, А.В.Герасимов. Мудрецы и философы Древней Индии. М., ГРВЛ, 1975). В.С.Костюченко. Классическая Веданта и неоведантизм. М., 1983. [главы о Гите, Шанкаре и Раманудже]. Махабхарата II. Бхагавадгита (часть II). Санскритский текст, симфонический словарь академика АН ТССР Б.Л.Смирнова. Ашхабад, 1962. Б.Л.Смирнов. Нирвана, кайвалья, мокша в философских текстах «Махабхараты» // Материалы по истории и филологии Центральной Азии. Вып. 3 (Труды Бурятского института общественных наук. 1968, Вып. 1. Серия востоковедения). Улан-Удэ, 1968, стр. 8-21. Абхинавагупта. Гитартхасанграха. Комментарий на «Бхагавад гиту». Пер. с санскр. О. Ерченкова. М., 2009. Смотрите также: 1. Организационно-методический раздел
71.26kb.
1. Организационно-методический раздел
102.45kb.
Религиоведение Организационно-методический раздел
44.47kb.
Организационно-методический раздел
90.29kb.
Организационно-методический раздел
85.7kb.
Организационно-методический раздел
134.64kb.
1. Организационно-методический раздел
102.43kb.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Тематический план изучения дисциплины Организационно методический раздел
569.26kb.
Управление образования администрации Чернянского района Организационно-методический информационный центр
171.53kb.
Муниципальное учреждение «Методический кабинет» Ртищевского муниципального района Саратовской области Муниципальное учреждение «Методический кабинет»
16.21kb.
Лекции по дисциплине «Менеджмент» Раздел Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм
50.34kb.
Организационно-распорядительная деятельность руководителя оу 3 Нормативно-методические материалы, регламентирующие работу с документами 4 Основные требования к оформлению организационно-распорядительной документации 5 647.1kb.
|