§ «Осевое время» как начало начал



Скачать 165.84 Kb.
страница1/8
Дата11.06.2018
Размер165.84 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8


СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................3

ГЛАВА1. Истоки истории и ее смысл...............................................5

§ 1 «Осевое время» как начало начал..................................5

§ 2 «Историческое» и «историчное» в философии

Ясперса.................................................................................6

§ 3 Противоречия в концепции Ясперса.............................8

ГЛАВА 2. Некоторые положения экзистенциальной концепции

Ясперса................................................................................11

ГЛАВА 3. Философская вера............................................................15

§ 1 Постановка проблемы нигилизма в философии

Ясперса................................................................................15

§ 2 Понятие и смысл философской веры как возможное

решение проблемы нигилизма.......................................16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................19

ВВЕДЕНИЕ
К.Ясперс (1883-1969) – выдающийся немецкий философ. Вместе с М.Хайдеггером он – основоположник, или один из основоположников, экзистенциализма, влиятельнейшего течения философской мысли. Философский экзистенциализм К.Ясперса мало известен у нас в стране, между тем Ясперса, расцвет творчества которого пришелся на 30-40 гг. ХХ века, можно с полным правом назвать одним из духовных лидеров Германии и Западной Европы тех лет.

Темой ясперсовской философии стали человек и история как изначальное измерение человеческого бытия и философия как способ свободного размышления, постижения человеческого и исторического в его индивидуальности и неповторимости. В чем же суть, главный смысл философских воззрений Ясперса? Через все произведения Ясперса красной нитью проходит одна, главная мысль: как спасти цивилизацию, культуру, человечество, как противостоять тоталитаризму, угрозе войны, культурному, духовному упадку, как возродить гуманизм, обрести свободу, духовную самостоятельность, как остаться, как стать Человеком. И особую роль в этом процессе Ясперс отводит философии. Именно философия с помощью философской веры должна и может служить противоядием против всех утопий, против фанатизма, нетерпимости, всего того, что разрушает нравственные и культурные традиции и ценности. Именно философия должна способствовать утверждению в межчеловеческих отношениях (как в личностных, так и международных) духа взаимопонимания, братства и любви. Но это должна быть иная, не прежняя «университетская философия». Ясперс трактует философию как духовное устремление, отличное от науки, он доказывает, что философия – не частный род умственной деятельности, не специальность, а непосредственное духовное действование, захватывающее всего человека.

Что привлекает в философии Ясперса? Как отмечалось чуть ранее, это прежде всего особое внимание к человеку, как субъекту исторического творчества, исследованию его уникальности. Это новые штрихи в осознании относительной самостоятельности духовного мира человека. Это новые подходы к пониманию исторического сознания, а вернее исторического самосознания, когда утверждается, что только переработанные знания о прошлом, как бы прошедшие через призму человеческой личности могут «подсвечивать» ее изнутри и позволяют лучше разобраться в современных ситуациях.

Отправной пункт философии – человеческое бытие, которое является в первую очередь существованием, внешним бытием человека. Можно сказать, что существование – это человек в его повседневной жизни. Существование представляет собой бытие, проявляющееся в «ситуациях». Это означает, что я нахожусь всегда в ситуациях, которые я не создала, и которых я не желала. Ясперс для этого использует понятие «пограничной ситуации случая». Случайным является мое рождение в данное время, в среде данного народа и от данных родителей. Другими словами, мое существование находится постоянно во власти случая. Случай является той границей, которая суживает, определяя саму жизнь. Жизни хотелось бы быть всеобщей, бесконечной, она хотела бы располагать бесконечным изобилием и бесконечными возможностями. Однако случай хочет того, чтобы я в качестве эмпирического бытия всегда находилась в определенной ситуации и из этих рамок, определенных случаем, эмпирическое бытие никогда не может освободиться.



Каталог: forums -> arosa -> rusmaterials -> culture-civilization
culture-civilization -> Человек. Цивилизация. Общество
culture-civilization -> Пути, ведущие в грядущее тысячелетие. Проблемы и перспективы
culture-civilization -> А. В. Полетаев история и время в поисках утраченного «языки русской культуры» Москва 1997 ббк 63 с 12 Учебная литература
culture-civilization -> Модель управления предприятием и
rusmaterials -> Константин Фрумкин
culture-civilization -> Ю. В. Яковец Глобализация и взаимодействие цивилизаций
culture-civilization -> Никита Николаевич Моисеев
culture-civilization -> Кросскультурное взаимодействие в современном мире и диалог


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница