 Философская антропология



страница1/24
Дата04.06.2018
Размер3.62 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ



Издательство

Санкт-Петербургского государственного университета

экономики и финансов

2006

ББК 87


Ф 56

Философия науки: Учебное пособие / Под ред. проф. И.А. Сафронова. ­– СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. – 237 с.


В учебном пособии для аспирантов и соискателей проанализированы основные философские аспекты различных сфер научного знания, преимущественно социально-гуманитарного.

Данное пособие рассчитано также на всех, кто интересуется проблемой взаимосвязи философии и науки.


Авторы: д.ф.н. И.А. Сафронов – гл. I, к.ф.н. С.И. Тягунов – гл.II, д.ф.н. Г.В. Хомелев – гл. III, д.ф.н. Е.И. Чубукова – гл. IV, к.ф.н. А.А. Рябов – гл. V, к.ф.н. О.Д. Маслобоева – гл. VI.

Рецензенты: д.ф.н., проф. С.В. Орлов

д.и.н., проф. Б.А. Старков

© Издательство СПбГУЭФ, 2006



ВВЕДЕНИЕ
Более века назад В.И. Вернадский в статье «О научном мировоззрении» констатировал, что наука развивается в «общении и широком взаимодействии с другими сторонами духовной жизни человечества». Все сферы человеческой деятельности необходимы для существования науки и «научного миросознания», поскольку являются средой, откуда они черпают «жизненные силы, той атмосферой, в которой идет научная деятельность».

Однако иногда приходится слышать, что роль философского мировоззрения, созидательная функция «философии для человечества кончена и в будущем должна быть заменена наукой». Но такое мнение, согласно В.И. Вернадскому, едва ли может выдержать пробу самой научной проверки. Ведь мы «никогда не наблюдали до сих пор в истории человечества науки без философии и, изучая историю научного мышления, мы видим, что философские концепции и философские идеи входят как необходимый, всепроникающий науку элемент во все время ее существования. Только в абстракции и в воображении, не отвечающем действительности, наука и научное мировоззрение могут довлеть сами по себе, развиваться помимо участия идей и понятий, разлитых в духовной среде, созданной иным путем». Поэтому говорить о замене философии наукой, или обратно, можно лишь в ненаучной абстракции.1

Сам В.И. Вернадский в течение всей своей жизни занимался проблемами философии науки. В 1902 году он писал: «Я смотрю на значение философии в развитии знания совсем иначе, чем большинство натуралистов, и придаю ей огромное, плодотворное значение. Мне кажется, что это стороны одного и того же процесса – стороны совершенно неизбежные и неотделимые. Если бы одна из них заглохла, прекратился бы живой рост другой ... Философия всегда заключает зародыши, иногда даже предвосхищает целые области будущего развития науки, и только благодаря одновременной работе человеческого ума в этой области получается правильная критика схематических построений науки. В истории развития научной мысли можно ясно и точно проследить такое значение философии, как корней и жизненной атмосферы научного искания».2

Причину этого В.И. Вернадский видит в том, что «аппарат научного мышления несовершенен; он улучшается путем философской работы человеческого сознания. Здесь философия могущественным образом в свою очередь содействует раскрытию, развитию и росту науки».3 С данным суждением, вероятно, мог бы согласиться и А.Эйнштейн, который считал, что в наше время ученый должен заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предшествующих поколений, поскольку к философскому анализу их вынуждают трудности собственной науки.

Научная мысль исследователя все чаще выходит за пределы отдельной, определенной науки. В связи с чем создаются новые области знания, новые науки, основанием синтеза которых являются философские категории, законы и принципы. Более того, «мысль ученого нашего времени с небывалым прежде успехом и силой углубляется в новые сферы огромного значения, ... бывшие исключительно уделом философии...».4 Поэтому «науки, сколько бы ни пытались рассуждать, не обращаясь к философии, без нее они не могут обладать ни жизнью, ни духом, ни истиной».5

Тем не менее, «ленивому уму легко приходит в голову мысль: не надо очень серьезно относиться к философствованию ... Эти люди думают, что если мышление выйдет за пределы обычного круга представлений, то это не приведет к добру; волны мысли будут тебя бросать в разные стороны и все же выбросят на мель преходящих интересов. Каков результат таких взглядов, мы видим в жизни. Можно, разумеется, приобрести разного рода умения и сведения для достижения своих частных целей. Но совсем другое – развить свой дух для более возвышенной цели и стремиться к ее достижению».6






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница