ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (30 ЧАСОВ)
|
|
1
|
Введение. Живое средневековье
|
1
|
Понятие «средние века»;
Место ИСВ в ист. Челов-ва;
Хрон. Рамки средневековья;
Исторические источники.
|
Архив
Хроники
|
Воспроизводят информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя;
Называют хронолигические рамки средневековья;
Определяют по ленте времени хронологические рамки средневековья
|
Опрос
|
Введение
с 6-10
|
|
Раздел I Становление средневековой Европы (VI–XI века) (5 часов)
|
|
2
|
Древние германцы и Римская империя
|
1
|
Велик. Пересел. Народов;
Герман. Племена;
Падение Западной Римской империи;
Гунны.
|
Знать
Герцог
Народ. Ополчен.
Дружина
Гунны
Готы
|
Работают с контурной картой;
Выявляют сходства и отличия обществ германцев и римлян.
|
Пересказ, работа с картой
|
§1
|
|
3
|
Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках.
|
1
|
Франки: ассел., занятия, хоз. И обществ. Устр-во;
Появление гос-ва;
Король Хлодвиг;
Христ. Церковь;
Монастыри
|
Король
Граф
Папа
Феодал
Миряне
Монастырь
Аббат
|
Выявляют отличия власти короля от власти вождя;
Работают с контурной картой;
Умеют использовать текст исторического источника при ответе на вопрос.
|
Словарная работа
|
§2
|
|
4
|
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность
|
1
|
Карл Великий;
Франкская имп. И её распад;
Междоусоб.войныСеньоры и васс.;
Феод. Лестница.
|
Авары
Титул
Феод.раздроб.
Междоус. Войны
Сеньор
Вассал
Барон
Рыцарь
|
Оценивают деятельность исторических личностей (на прим. Карла Великого);
Работают с историческими докум.;
Определяют причины и следствия важнейших исторических событий.
|
Характеристика исторического деятеля
(письменно)
|
§3
|
|
5
|
Западная Европа в IX – XI веках.
|
1
|
Слабость королев. Власти во Франц.;
Свящ.Рим.имп.;
англосаксы и норманн.завоев.
|
Норманны
Викинги
Замок
|
Указывают на контурной карте завоеванные норманнами земли;
Умеют объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории.
|
Фронтальный опрос
|
§ 4
|
|
6
|
Культура Западной Европы в раннее Средневековье.
|
1
|
Представления людей о мире;
Каролингское Возрождение;
Иск-во, лит-ра.
|
Капелла
Пергамен
Инициалы
Заставки
Житие
Эпос
Жонглер
|
Называют существенные черты представлений средневекового человека о мире:
Умеют работать с различными источниками дополнительной информации
|
Сообщения
|
§5
|
|
Раздел II. Византийская империя и славяне в VI – XI веках (2 часа)
|
|
7
|
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.
|
1
|
Терр., хоз-во, гос. Устр-во Византии;
Визант. Имп-ры;
Юстиниан и его реформы;
Войны Юстин.;
Вторж. Слав. И арабов.
|
Скипетр
Право
|
Сравнивают управление государством (Византии и империи Карла Великого);
Умеют анализировать и сравнивать исторические факты.
|
Работа с картой, фронтальный опрос
|
§6
|
|
8
|
Культура Византии.
|
1
|
|
Алтарь
Крестово-купрльный храм
Канон
Смальта
Икона
|
Составляют описание произведений искусства;
|
Письменная работа
|
§7
|
|
Раздел III. Арабы в VI – XI веках (2 часа)
|
|
9
|
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.
|
1
|
Рассел., занятия араб. Племен;
Мухаммед и рождение ислама;
Роль ислама в объед. Арабских племен;
Распространение ислама.
|
Бедуины
Аллах
Мусульманин
Коран
Шариат
Паломничество
Халиф
Везир
Эмир
|
Работают с контурной картой;
Раскрывают систему у4правления арабами;
Объясняют объединительную роль ислама;
Знают основы вероучения ислама и обязанности.
|
Словарная работа
|
§9
|
|
10
|
Культура стран халифата.
|
1
|
Культура арабов: образование, литература, искусство, медицина
|
Медресе
Фарси
Альгамбра
Мечеть
Арабески
Минарет
|
Рассказывают о развитии культуры в странах халифата;
Составляют описание произведений искусства;
Дают устный отзыв на ответы одноклассников.
|
Тест
|
§10
|
|
Раздел IV. Феодалы и крестьяне (2 часа)
|
|
11
|
В рыцарском замке.
|
1
|
Замок феодала;
Снаряж. Рыцаря;
Развлечения рыцарей;
Правила повед. рыцарей;
Турниры, гербы
|
Замок
Донжон
Рыцарь
Кольчуга
Турнир
Герольд
Герб
Девиз
|
Используют иллюстрации и текст учебника при описании феодала и рыцаря;
Умеют раскрывать суть феодальных отношений;
Описывают условия и образ жизни, занятия средневекового феодала
|
Индивидуальный и фронтальный опрос
|
§11
|
|
12
|
Средневековая деревня и её обитатели.
|
1
|
Феод. землевл-е;
Феодальная знать;
Жизнь, быт кр-ян;
Крест. хозяйство;
Феод. завис-ть и повинности;
Крест. община.
|
Вотчина
Барщина
Оброк
Лично завис. крестьянин
|
Называют существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян);
Описывают условия и образ жизни, занятия средневекового зависимого человека.
|
Словарная работа
|
§12
|
|
Раздел V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 часа)
|
|
13
|
Формирование средневековых городов.
|
1
|
Возник. Городов;
Города – центры ремесла, торговли, культуры;
Цехи и гильдии.
|
Сырье
Коммуны
Самоуправление
Бургомистр
Патриции
Устав
|
Устанавливают причинно-следственные связи (на примере возникновения городов);
Описывают облик средневекового города;
Раскрывают систему управления средневекового города
|
Работа с текстом, составление плана, работа с картой
|
§13
|
|
14
|
Горожане и их образ жизни.
|
1
|
Город. сословия;
Город. упр-ние;
Жизнь, быт, занят. горожан;
Средневек. гор. – республики.
|
Собор
Ратуша
Мастер
Ученик
Подмастерье
Шедевр
|
Рассказывают о возникновении ремесленных цехов и купеческих гильдий в средние века
|
Пересказ, словарная работа
|
§14
|
|
Раздел VI. Католическая церковь в XI – XIII веках (2 часа)
|
|
15
|
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
|
1
|
Раздел. церквей;
Герман. имп-ры и церковь;
Ереси и преслед. еретиков.
|
Католичество
Православие
Фанатизм
Десятина
Еретик
Индульгенция
Сословия
|
Выявляют различия католической и православной церквей;
Объясняют причины раскола христ. церкви на католическую и православную;
Раскрывают прич. возникновения ереси.
|
План
|
§15
|
|
16
|
Крестовые походы.
|
1
|
Крестовые походы и их последствия;
Борьба народов Востока против крестоносцев.
|
Крестоносцы
|
Наносят на контурную карту походы крестоносцев;
Обозначают государства крестоносцев;
Раскрывают причины и последствия крестовых походов.
|
Работа с картой и учебным текстом, таблица
|
§16
|
|
Раздел VII. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века)(4 час.)
|
|
17
|
Объединение Франции.
|
1
|
Усиление королев. Власти;
Сослов-представ. монархия;
Генеральные Штаты;
Первые успехи объединения.
|
Денежный оброк
|
Выявляют изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап);
Объясняют причины усиления королевской власти во Франции;
Перечисляют характерные черты сословной монархии.
|
Групповая работа
|
§17
|
|
18
|
Что англичане считают началом своих свобод.
|
1
|
Норманн. завоев.;
Генрих II, его реф;
Великая хартия вольностей;
Парламент;
Сослов. Монархия;
Экон. и социаль. развитие страны.
|
Баллада
Реформа
Шериф
Графство
Суд присяжных
Парламент
|
Сравнивают причины образования централизованного государства во Франции и Англии;
Называют особенности государственной системы централизованного государства в Англии, делают выводы.
|
Индивидуальный опрос
|
§18
|
|
19
|
Столетняя война.
|
1
|
Причины войны и повод к ней;
Итоги и послед. Столетней войны.
|
|
Наносят на контурную карту ход боевых действий;
Излагают причины Столетней войны;
Сравнивают армии англичан и французов, оценивают их боеспособность.
|
Групповая работа
|
§19
|
|
20
|
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
|
1
|
Пиреней.гос-ва: природа, климат, условия жизни, занятия;
Реконкиста;
Образ. Испан. Королевства;
Введ. инквизиции в Испании;
Раскол в катол. церкви
|
Реконкиста
Кортесы
|
Работают с контурной картой (на примере Реконкисты);
Показывают на карте государства, расположенные на Пиренейском полуострове;
Объясняют понятие «реконкисты» и рассказывают о ее ходе;
Знают причины образования самостоятельных государств Испания и Португалия.
|
Работа с учебным текстом и картой
|
§22
|
|
Раздел VIII. Германия и Италия в XII – XV веках (1 час)
|
|
21
|
Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов.
|
1
|
Княжества в Германии;
Натиск на Восток;
Союзы городов;
Гор. респ. в Ит.;
Гвельфы и гибелл.;
Правление Медичи во Флор.
|
Курфюрст
Булла
Кантон
Гвельфы
Гибеллины
Чомпи
Тирания
|
Сравнивают особенности развития Германии и Италии;
Дают самостоятельную оценку историческим событиям
|
Сравнительная таблица
|
§23-24
|
|
Раздел IX. Славянские государства и Византия в XIV – XV веках (2 часа)
|
|
22
|
Гуситское движение в Чехии.
|
1
|
Чехия в XIV веке;
Ян Гус.;
Гус. войны, и их значение;
Народное войско.
|
Паны
Патриот
Церков. собор
Табориты
Сейм
|
Работают с картой;
Оценивают деятельность исторических личностей (Ян Гус);
Объясняют, почему гуситское движение называют национальным»;
Рассказывают о ходе и результатах гуситского движения.
|
Конспект
|
§25
|
|
23
|
Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
|
1
|
Балк. страны перед завоев.;
Завоевания турок-османов;
Битва на Косовом поле;
Гибель Византии;
Осман. Империя
|
Турки-османы
Янычары
Подушный налог
|
Работают с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов);
Умеют работать с текстом учебника
|
Работа с картой
Фронтальный опрос
|
§26
|
|
Раздел X. Культура Западной Европы в XI – XV веках (1 час)
|
|
24
|
Культура Западной Европы в XI – XV веках
|
1
|
Представл. среднев. чел-ка о мире;
Место религии в жизни человека;
Наука и образ.;
Появл. универ.;
Возрожд. антич. Наследия;
Нов. уч. о чел-ке;
Гуманизм;
Иск. раннего Возрождения;
Разв. науки и тех;
Изобр.книгопеч.
|
Домна
Мушкет
Компас
Астролябия
Каравелла
Печат.станок
Ректор
Факультет
Трубадур
Ваганты
Арка
Свод
Готич. стиль
Химеры
Гуманизм
|
Выявляют новые черты в искусстве;
Сравнивают идеи гуманистов;
Используют иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях;
Умеют работать с различными источниками информации.
|
Сообщения
|
§27-30
|
|
Раздел XI. Народы Азии. Америки и Африки в Средние века (3 часа)
|
|
25
|
Средневековый Китай
|
1
|
Имп-ор и поддан.;
Крест. война;
Кит.под вл. монг.;
Борьба против завоевателей. Культура Китая.
|
Шелковый путь
Монгол
Хан
Фарфор
Пагода
Пейзаж
|
Составляют описание достижений культуры стран;
Объясняют причины колониального вторжения в Китай;
Объясняют причины крестьянских выступлений и гражданской смуты.
|
Фронтаьный опрос
|
§31
|
|
26
|
Индия: государства и культура.
|
1
|
Индий. княж-ва;
Вторж. Мусульм;
Делий. Султанат;
Культура Индии.
|
Раджа
Брахман
Фрески
|
Сравнивают особенности развития Китая и Индии;
Рассказывают о политическом устройстве индийских княжеств до вторжения мусульман;
Понимают значение индийской культуры.
|
Фронтаьный опрос
|
§32
|
|
27
|
Государства и народы доколумбовой Америки
|
1
|
Народы Америки. Государства. Культура.
|
Майя
Ацтеки
Инки
|
Составляют развернутый план параграфа;
Выявляют особенности развития народов;
Рассказывают об особенностях политического и общественного устройства индийских этносов Америки в канун вторжения европейцев.
|
Фронтаьный опрос
|
§33
|
|
28
|
Повторительно-обобщающий урок по курсу «История средних веков»
|
1
|
|
|
Систематизирован и обобщен материал по изученному периоду;
Умеют работать с тестовыми заданиями;
Умеют соотносить исторические процессы и отдельные факты;
Выявляют существенные черты исторических процессов;
Объясняют смысл изученных исторических терминов;
Определяют причины и следствия важнейших исторических событий Истории средних веков
|
Контрольная работа
|
|
|
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО КОНЦА XVI ВЕКА
|
|
29
|
Введение
|
1
|
Что изучает история Отечества;
История России – часть всемирной истории;
Исторические источники.
Структура учебника.
Приемы учебной деятельности.
|
История;
Летопись;
Археология;
Лингвистика;
Фольклористика
Этнография
|
Воспроизводят информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.
|
|
Введение
|
|
Раздел I. Русь Древняя (10 часов)
|
|
30
|
Расселение восточных славян и их занятия
|
1
|
Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Управление.
|
Племя,
индоевропейцы,
подсеч.-огневая и переложная системы земледелия;
вервь;
вече;
язычество;
народ.. ополч.
|
Знают о происхождении славян и путях их расселения;
характеризуют быт, хозяйствен. занятия и верования;
Используют карту при рассказе о происхождении восточных славян; Работают с истор. документами
|
Фронтальный и индивидуальный опрос
|
§ 1, вопр.
|
|
31
|
Родоплеменные отношения. Взаимоотношения с соседями
|
1
|
Жители лесной полосы Вост. Евр.
Греческие полисы и Скиф. Гос-во.
Тюрк. и Авар. каг.
Хазар. каганат.
Волж. Булг. и Виз.
|
колонизация, полис
архонт
плуг
хакан (каган),
дань.
|
Ознакомлены с народами и государствами, соседствующими со славянами;
Характеризуют их занятия и определяют их влияние на развитие славянских племен;
Продолж. формирование умений работать с ист. картой.
|
Фронтальный и индивидуальный опрос
|
§ 2, вопр.
|
|
32
|
Формирование Древнерусского государства
|
1
|
Предпос. создания гос-ва у вост. славян: эконом. и политические.
Варяги в Вост. Ев.
Образ-ие гос-ых центров.
Внутр. орг-ция Древнер. гос-ва.
|
государство, предпосылки создания государства, конунг, князь
|
Выявляют предпосылки складывания государства у славян;
Характеризуют степень участия варягов в создании государства;
Продолж. формирование навыков и умений работы с историческими источниками и ист. картой;
Устанавливают причинно-следств. связи (на примере образования Древнерусского государства);
Работают с документами
|
Фронтальный и индивидуальный опрос
Терминологический диктант
|
§ 3,
Вопр. и зад с.27,
|
|
33
|
Первые киевские князья
|
1
|
Хаар-ер древнер. державы.
Князь и дружина. Полюдье.
Деят-ть Олега, Игоря, Ольги по укреп. Древнер государства.
Пох. Святослава.
|
государство, полюдье,
урок,
погост
|
Анализируют процесс становления Древнерусского государства;
Характеризуют систему управления, а также внутреннюю и внешнюю политику первых русских князей.
Показывают на карте походы князей
|
Урок-практикум
|
§ 4, вопр. с.35
Сообщение о князе (по выбору) , используя памятку «Как составить сообщ. об истор. деятеле» (устно или письм. – по выбору)
|
|
34
|
Владимир Святославович.
Крещение Руси
|
1
|
Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира.
Причины Принятия христианства. Крещение Руси. Знач. принятия христианства.
|
Государство
пантеон, христианство, церковь, монастырь, ересь,
церков. устав, митрополит
|
Анализируют время правления князя Владимира;
Дают личностную характеристику политическому деятелю;
Работают с исторической картой;
Решают проблемные задания, делают несложные выводы
Определяют причины и значение принятия христианства;
Формир. умения формул. неслож. выводы, давать уст. отзыв на отв. одноклассников;Дают оценку историческому событию.
|
Опрос, план
|
§ 5
вопр. и зад. с. 42
зад.раб.тетр.
Сообщен. о крещ. Киева
|
|
35
|
Ярослав Мудрый
|
1
|
Борьба за власть сыновей Владим. Русь при Яр. Муд: внутр. и внешняя пол-ка, упр-ние государством.
|
династич. брак,
|
Дают характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого);
Работают с документами;
Делают выводы;
Формир. умения давать уст. отзыв на отв. одноклассников;
|
конспект
|
§ 6
вопр.с. 53
Сообщ. (по желан.) об Иларионе, Кирилле и Мефод.
|
|
36
|
Политический строй и экономические отношения Древней Руси
|
1
|
Русская правда. Формир-ие древнер. народн. Земель. отношен. Основные социаль слои насел. Руси.
|
холоп,
рядович,
смерд,
закуп,
усобица, политика, наместник.
|
Характеризуют внешнюю и внутреннюю политику Ярослава Мудрого;
Сравнивают результаты его деятельности с правлением предшествующих князей
|
Урок-практикум
|
§ 6
вопр.с. 53
|
|
37
|
Культура Древней Руси
|
1
|
Особен. культуры Древней Руси. Уст. нар. твор-во. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобр. искусство. Худож. ремесло.
|
патриотизм, миниатюра, фреска,
икона,
скань, зернь,
перегород. эмаль
|
Характеризуют развитие культуры Руси IХ-ХI вв.;
Выделяют факторы, повлиявшие на ее развитие;
Знают о выдающихся достижениях древнерусского искусства;
Формир. умение давать описание памятников культуры на основе текста и иллюстраций учебника
|
Творческая лаборатория
|
§ 7
тесты к теме,
зад.6,с.63
|
|
38
|
Быт и нравы Древней Руси
|
1
|
Образ жизни князей и бояр. Военное дело.
Быт и образ жизни горожан и земледельцев.
|
общество, епископ,
«лихой человек»
|
Характеризуют слои древнерусского населения;
Рассказывают об их образе жизни;
Сравнивают образ жизни разных групп населения;
Формир. практические умения самостоятельной работы с учебником.
|
Урок-практикум
|
§ 8
сочинение по зад.5, с.71
|
|
39
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Древняя»
|
1
|
Древнерусское государство. Деятельность первых киевских князей.
|
|
Умеют сравнивать исторические явления;
Умеют работать с исторической картой;
Работают с различными источниками информации, в том числе, учебником, документами, художественной литературой.
|
Тестирование
Раб.по карте
Раб. с термин.
Творч. задан.
|
|
|
Раздел II. Политическая раздробленность на Руси (11 часов)
|
|
40
|
От княжеских усобиц к политической раздробленности
|
1
|
Прич. раздр. Руси;
Образ. самостоят. княж. и земель;
Хаар-ер полит. власти в период раздробленности;
Владим.Мономах.
|
Усобица;
Ростовщик;
Рать;
Уделы;
Экономика;
Эксплуатация
|
Описывают деятельность исторических деятелей (на примере Владимира Мономаха);
Характеризуют развитие Древнерусского государства во второй половине ХI-начале ХII в.;
Выявляют причины и последствия государственной раздробленности
|
План
|
§ 9
Таб. «Последствия раздробленности Древнерусско-го государства»
|
|
41-42
|
Главные политические центры Руси.
|
1
|
Влад.-Суздаль кн.; хар-ер княж. вл, вн. и внеш. пол.;
Юр. Долгорукий; Борьба за Киев;
Возвыш. В.-С
княжества.
|
Государство;
Усобица
|
Показывают на карте границы русских земель;
Выявляют особенности их развития;
Знают о внутренней и внешней политике Юрия долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое гнездо;
Характеризуют деятельность русских князей.
|
Урок-практикум
|
§ 10-11
|
|
43
|
Новгородская земля
|
1
|
Новгород. земля: особенности соц. структуры и полит. устройства.
|
Республика;
Мятеж
|
Показывают на карте границы русских земель;
Выявляют особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты;
Характеризуют и сравнивают экономическое и политическое развитие Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли.
|
Урок-практикум
|
§ 10-11
|
|
44
|
Нашествие с Востока
|
1
|
Созд. державы Чингисхана;
Сраж. на Калке;
Вторж. в Ряз.зем.;
Разгром Владимир. кн-ва. Поход на Новгор;
Нашествие на
Ю-З Русь и Центр. Европу.
|
Курултай;
Фураж;
Нойон
|
Наносят на контурную карту направления походов Батыя;
Используют карту при рассказе о сопротивлении русских городов;
Определяют причины поражения русских княжеств от войск Батыя.
Развивают умения работы с историческими документами
|
Работа с картой, план - конспект
|
§ 12
Работа с докум с.105-106 и вопр. к нему
|
|
45
|
Нашествие с Запада
|
1
|
Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносц.
|
Дружина;
Ополчение;
Боевой порядок «свинья»
|
Пользуясь схемами сражений, рассказывают о битвах;
Характеризуют деятельность исторических личностей (Александр Невский);
Характеризуют внешнеполитическую обстановку в Северо-Западной Руси;
Анализируют политику князя по отношению к Золотой Орде.
|
Работ с картой
|
§ 13
|
|
46
|
Русь и Золотая Орда
|
1
|
Образование З. О.;
Ордын. владыч.;
Повинности русс. населения;
Борьба русс. насел против орд. влад. Последствия орд. владычества.
|
Ярлык;
Баскак;
Агрессия;
Улус;
Владычество;
Выход
|
Выявляют особенности зависимости Руси от Золотой Орды;
Определяют ее последствия на развитие Руси.
|
Терминологический диктант
|
§14
|
|
47
|
Русь и Литва
|
1
|
Формирование Лит-Русс.гос-ва;
Хаар-ер Лит-Русс государства. Значение присоединения русс. зем. к Литве.
|
Диалект;
Уния;
Государство
|
Учатся устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства);
Анализируют экономическое и политическое развитие Литовско-Русского государства
|
Фронтальный опрос
|
§ 15
|
|
48
|
Культура русских земель в XII-XIII вв.
|
1
|
Общерусское культ. единство;
Накапливание научных знаний;
Литература;
Идея единства Русской земли в произвед. кул-ры;
Зодчество;
Живопись.
|
Архитектурный ансамбль;
Аскетизм;
Канон
|
Выделяют особенности развития культуры;
Составляют описание достижений культуры;
Характеризуют главную идею литературного творчества;
Знакомы с выдающимися памятниками архитектуры и иконописи ХII-ХIII вв.;
Анализируют влияние монгольского нашествия и ордынского владычества на русскую культуру
|
Сообщения
|
§16
Сост. кроссворд по теме
Сообщение о 2-3 памятниках культуры
(оформление творческой работы по теме)
|
|
49
|
Наш край в XI-XIII веках
|
|
|
|
|
Сообщения
|
|
|
50
|
Повторительно-обощающий урок по теме «Политическая раздробленность Руси»
|
1
|
Причины и последствия
раздробленности Руси.
Главные политические центры Руси и их особенности.
|
|
Обобщают знания по истории развития государств на территории нашей страны в XIII-ХIV вв.
|
Тестирование
|
|
|
Раздел III. Русь Московская (15 часов)
|
|
51
|
Предпосылки объединения русских земель
|
1
|
Соц.-экон. и полит. развитие С-В Руси. Прич. и предпос. Объед. Русс. земель.
|
политическая система,
вотчина
|
Анализируют предпосылки возвышения Москвы и усиления Московского княжества
|
План
|
§17
|
|
52
|
Причины возвышения Москвы
|
1
|
Борьба Моск.вы и Твери.
Правление Ивана Калиты.
Причины возвышения Москвы.
|
|
Анализируют внутреннюю и внешнюю политику Ивана Калиты;
Определяют причины и предпосылки создания единого государства
|
Фронтальный опрос
|
§17
Творч.работа «Иван Калита»
|
|
53
|
Москва – центр борьбы с ордынским владычеством
|
1
|
Борьба Москвы за полит. первенство. Взаимоотн. Москвы с З. Ордой и Литвой.
|
темник,
хан,
князь,
|
Определяют факторы, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель
|
Письменно Дом.З:причины возвышения Москвы
|
§18
|
|
54
|
Куликовская битва
|
1
|
Куликовская битва и её значение. Дмитрий Донской.
|
рать
|
Рассказывают о ходе и значении Куликовской битвы;
Используют схему при рассказе о битве;
Характеризуют деятельность истор. личностей (Дмитрий Донской).
|
Урок-практикум
|
§18
Рассказ о Дмитрии Донском
|
|
55
|
Московское княжество и его соседи
|
1
|
Василий I. Московская усобица, её значение.
Распад З. Орды. Союз Литвы и Поль. Грюнвальд. битва.
Образование русс., украин. и белорус. народностей.
|
централизованное государство,
поместье,
усобица,
диалект,
уния
|
Анализируют внутреннюю политику Василия I, ход и итоги междоусобной войны второй четверти ХIV в.;
Характеризуют взаимоотношения русских земель с соседями (Ордой и Литвой);
Используют карту при рассказе об объединении русских земель
|
Фронтальный опрос
|
§19
|
|
56
|
Создание единого русского государства
|
1
|
Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоед. Твери. Василий III.
Заверш. объед. русских земель.
|
скипетр,
держава,
шапка Мономаха,
Боярская Дума,
централизованное государство,
общество
|
Характеризуют развитие Российского государства в конце ХV века;
характеризуют основные направления внутренней и внешней политики Ивана III.
|
Фронтальный опрос
|
§20
|
|
57
|
Свержение ордынского ига на Руси
|
1
|
Конец ордынского ига.
|
|
Работают с исторической картой (показывать территории, присоединенные к Москве);
Делают выводы.
|
Терминологическй диктант
|
§20
|
|
58
|
Изменения в политическом, экономическом и социальном строе Московского государства в конце XV- первой половине XVI в.
|
1
|
Усиление великокняж. власти. Местничество. Система кормлений. Преобра. в войске. Огранич. свободы крестьян.
Появление казачества. Зарождение феодально-крепост. системы.
|
самодержец,
поместье,
вотчина,
трехполье,
Юрьев день,
пожилое,
черносошные крестьяне,
Боярская дума,
кормление,
местничество,
окольничий
|
Ознакомлены с системой управления, которая сложилась в этот период;
Анализируют Судебник 1497 г.;
Определяют причины и последствия формирования крепостного права.
Выявляют новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке.
|
Индивидуальный опрос
|
§21
|
|
59
|
Иван IV. Реформы 50-х гг XVI в
|
1
|
Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр.
Судебник 1550 г. Реф. Централь. и мест. управления. Стоглавый собор. Военные реформы.
|
централизованное государство,
Земский собор,
стрелец,
дворянин,
Избранная рада,
приказ,
губа,
копейка,
Монетный двор
|
характеризуют основные направления внутренней политики начального правления Ивана IV и процесс складывания самодержавной власти;
Устанавливают причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV);
Анализируют исторические документы.
|
План
|
§23
|
|
60
|
Завоевание Поволжья и Западной Сибири
|
1
|
Внешнеполит. успехи России в 50-е гг. Присоед. Казанского и Астрах. ханств. Оборона юж. рубежей.
Поход Ермака. Западной Сибири.
|
засечная черта,
острог,
ясак
|
ознакомлены с внешней политикой Российского государства, в сер.ХVI в.;
Работают с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель).
|
Урок-практикум
|
§24
|
|
61
|
Ливонская война
|
1
|
Ливонская война.
|
|
Рассказывают о причинах и ходе Ливонской войны.
Работают с исторической картой (показывают ход войны).
|
Урок-практикум
|
§24
|
|
62
|
Итоги царствования Ивана Грозного. Опричнина
|
1
|
Обострение внутрипол. борьбы в начале 60-х гг. Падение Избр. рады. Поход на Новгород. Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия.
|
Избранная рада,
террор,
самодержавие,
опричнина,
земщина,
заповедные лета,
крепостное право,
тягло
|
Анализируют обстоятельства, приведшие к падению Избранной Рады;
Определяют факторы, способствовавшие усилению царской власти;
Характеризуют опричнину, выделяя ее причины и итоги;
Анализируют деятельность исторических личностей (Иван Грозный);
Делают выводы об итогах развития государства
|
Характеристика Ивана Грозного
|
§25,
вопр.с.220
сочинение «Каким мне представляется Иван Грозный»
|
|
63
|
Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI вв.
|
1
|
Особенности развития русской куль. в XIV – XVI вв. Просвещение. Начало книгопеч. Иван Федоров.
Уст. нар. творчество. Литература
|
уставное письмо,
эпос,
энциклопедии,
летопись,
регалии,
публицистика,
четьи минеи
|
Ознакомлены с развитием культуры во второй пол. ХIV-ХVI вв.;
Выделяют ее особенности и определяют влияние политических процессов, происходивших в России в этот период на развитие культуры;
Сравнивают особенности развития русской культуры в разные периоды истории.
|
Творческая мастерская
|
§26,
вопр.с.231
Сообщения о Феофане Греке, Андрее Рублеве, Дионисии
|
|
64
|
Архитектура и живопись в XIV-XVI вв.
|
1
|
Зодч. в XIV – XV вв. Архитектура Моск. гос-ва в XVI в. Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.
|
зодчество,
шатровый стиль,
юродивый,
икона,
иконостас
|
Определяют влияние политических процессов, происходивших в России в этот период, на развитие зодчества и живописи;
Ознакомлены с выдающимися памятниками зодчества и произведениями живописцев;
Описывают достижения культуры; Выявлют новые черты развития искусства
|
Сообщения
|
§27
|
|
65
|
Быт XV-XVI вв.
|
1
|
Быт и нравы.
Города.
Русская изба. Одежда.
Еда.
|
административные здания,
кафтан,
полати,
харчевня,
лампада,
душегрея,
тулуп
|
Характеризуют быт горожан, крестьян и высших сословий;
Используют иллюстрации при рассказе о жизни
|
Сообщения
|
§28
|
|
66
|
Повторительно-обощающий урок по теме «Русь Московская»
|
1
|
Образование единого государства: причины, предпосылки, итоги, значение.
|
|
Обобщ. знания по истории ХVI в.
определили итоги и значение внутренней и внешней политики Ивана IV;
Определили влияние политических процессов, происходящих в стране, на развитие культуры.
|
Тестирование
Раб.по карте
Раб. с термин.
Творч. задан.
|
|
|
67
|
Итоговое обобщение
|
1
|
Особенности развития Руси и стран Центральной и Западной Европы.
|
|
Обобщили и систематизировали изученный материал.
|
Контрольная работа
|
|
|
68
|
Итоговый урок – игра «Что? Где? Когда?»
|
|
|
|
|
|
|
|