Главная | стр 1
- по телефону 8-909-267-26-98 или - эл.почте o-a-a@mail.ru Содержание Введение 4 Глава 1. Правовое регулирование защиты прав граждан – потребителей в торговом обслуживании 11 1.1. Законодательство о защите прав граждан – потребителей в торговом обслуживании, его развитие 11 1.2 Структура законодательства о защите прав граждан – потребителей в торговом обслуживании 11 1.3 Основные понятия, используемые законодательством о защите прав граждан – потребителей в торговом обслуживании 11 Глава 2. Права граждан – потребителей в торговом обслуживании и способы их защиты 12 2.1. Основные права граждан – потребителей в торговом обслуживании 12 2.2. Последствия нарушения прав граждан – потребителей в торговом обслуживании 12 2.3. Система способов защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании 12 Глава 3. Государственная и общественная защита прав граждан – потребителей в торговом обслуживании 13 3.1. Государственная защита прав граждан – потребителей в торговом обслуживании 13 3.2. Общественная защита прав граждан – потребителей в торговом обслуживании 13 3.3. Проблемы защиты прав граждан – потребителей в торговом обслуживании 13 Заключение 14 Список используемой литературы 20 ВведениеАктуальность темы исследования. В условиях объективно существующей необходимости удовлетворения гражданами Российской Федерации собственных нужд, значимых для их жизни и здоровья либо обеспечивающих достойный уровень существования, качество производимых товаров и оказываемых услуг имеет первостепенное значение для максимального удовлетворения их потребностей. Исходя из требований Конституции Российской Федерации о том, что каждый имеет право на жизнь (ст. 20), право на охрану здоровья (ст. ст. 41), право на благополучную окружающую природную среду, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42), потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для его жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причинял вреда имуществу потребителя. Приобретая товар или услуги, любой гражданин становится потребителем. Часто случается, что, покупая казалось бы, качественный товар, потребитель получает вещь, которая некоторое время спустя приходит в полную негодность. По данным Союза потребителей России, в среднем права одного россиянина нарушаются не менее трех раз в год, причем более половины нарушений связаны с качеством товаров, обсчетом и обвесом при их продаже. Таким образом, довольно часто возникает необходимость защиты прав потребителя, которые для нормального функционирования экономики должны быть защищены законодательно. Применительно к защите прав потребителей – это законодательство о защите прав потребителей, которое представляет систему и нормативных актов, законов, постановлений правительства, регулирующие отдельные сферы потребительского законодательства. Знание своих прав и грамотное использование положений закона позволяет потребителю не только эффективно защитить свои нарушенные права, но и даже получить существенную материальную выгоду. Современное законодательство Российской Федерации уделяет большое внимание юридической ответственности продавца, изготовителя, исполнителя за нарушение прав потребителя. Основными законодательными актами в сфере защиты прав потребителей являются Закон «О защите прав потребителей» и Гражданский кодекс Российской Федерации. Помимо них, действует большое количество Постановлений Правительства, без знания которых, нормы Закона недостаточны. Кроме ГК РФ и Закона РФ "О защите прав потребителей" в это Закон РФ "О страховании", Закон "О сертификации", Закон РФ "Об антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур" Закон РФ "О естественных монополиях", Федеральный Закон "Об основах туристской деятельности" и ряд других нормативных актов. Вместе с тем, зачастую по причине не знания законодательства или сложной юридической процедуры, потребители не могут грамотно защищать свои права. Следовательно, простой гражданин-потребитель, не обладающий большими денежными средствами, юридическим образованием, является самым слабым субъектом имущественного оборота. Поэтому его защите в необходимо уделять особое внимание. Знание установленных правил позволяет потребителям избежать произвола со стороны продавцов товаров, а производителям и продавцам предотвратить лишние затраты на возмещение убытков от предложенной и проданной продукции, не удовлетворяющей принятой требованиям по качеству, и дополнительно - убытков от экономических и административных санкций. Значение защиты прав потребителей имеет большое значение в жизни общества, поскольку, оно, выполняя функцию надзора и контроля препятствует развитию таким негативным факторам рынка, как: подделка продукции, продажа товаров не пригодных для потребления и эксплуатации, продажа просроченных товаров. Защита прав потребителей способствует развитию и повышению культуры обслуживания на потребительском рынке. В практическом плане значение темы исследования связано с необходимостью повышения эффективности борьбы с нарушениями прав потребителей: мошенничеством, производством и продажей недоброкачественных продуктов, товаров, а также с необходимостью формирования надежных организационно-правовых форм защиты прав потребителя. Положения выносимые на защиту: 1. Установить ответственность владельца магазина за продажу недоброкачественного товара. 2. Определить обязанность суда взыскать с продавца штраф за продажу товара ненадлежащего качества. 3. Дать определение понятия «неопределенный круг лиц». 4. Принять законодательные акты, регулирующие защиту прав потребителей в период экономических кризисов. Проблемы защиты прав потребителя в России имеют большое теоретическое и практическое значение, занимают важное место в деятельности специалистов различных отраслей знаний, в том числе юристов. Теоретическим основам конституционно-правовой защиты прав потребителей в Российской Федерации посвящены работы таких ученых как Валеев Д.Х., Васькевич В.П., Ведяхин В.М., Витрук Н.В., Горшенков Г.Г., Иванова Н.Ю., Игнатова Е.А., Кабышев В.Т., Корнилов Э.Г., Кучинский В.А., Матузов Н.И., Парций Я.Е., Райлян А.А., Челышев М.Ю., Шевченко М.А. и др. Вопросы, связанные с содержанием механизма защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации, детально рассматриваются в работах Богдана В.В., Батвинниковой A.M., Бондаревой Е.А., Бутылина В.Н., Гейвандова Я.А., Зорькина В.Д., Ильичевой О.А., Илюшиной М.Н., Курова С.В., Мусаловой З.М., Лебедко М.М., Прусакова О.В., Рабец A.M., Рашитовой JI.P., Сулакшина С.С., Третьякова К.Н., Ципилевой О.В., Шматко А.В. и др. Непосредственному исследованию не только теоретических основ защиты прав потребителей, но и детальному анализу законодательства в данной сфере правоотношений посвящены работы Блохиной О.Ю., Бычко М.А., Катыс М.А., Ким Е.В., Кирюшиной И. В., Костиной К.В., Левицкого В.Б., Резиной Н.А., Рябова А.А., Филатовой М.В., Чапкевич Л.Е., Шабля Б.А., Шашковой Л.А. и других авторов. В то же время, на наш взгляд, исследований по названной теме, особенно по проблемам защиты прав потребителя в системе конституционных прав человека в России еще недостаточно. Это прослеживается и в соответствующей научной, специальной и учебной литературе. Как представляется, в исследованиях по данному вопросу требуется комплексный подход к проблемам теории и практики правового регулирования в сфере защиты прав потребителя в системе конституционных прав человека, что в значительной мере предопределило цели, задачи и методологические основы настоящего исследования. Объектом дипломного исследования являются правоотношения, возникающие между субъектами потребительского рынка, а предметом исследования является действующее законодательство, защищающее права потребителей. Цель дипломной работы состоит в том, чтобы исследовать основания механизм защиты прав потребителей, выявить недостатки и пробелы в современном законодательстве, предложить рекомендации, направленные на совершенствование законодательства о защите прав потребителей. Указанная цель предопределила задачи исследования: - исследовать историю становления законодательства о защите прав потребителей; - проанализировать основные положения законодательства о защите прав потребителей; - исследовать роль общественных объединений в защите прав потребителей; - исследовать виды ответственности продавца; - проанализировать механизм досудебной и судебной защиты прав потребителей; - провести анализ защиты прав граждан потребителей в торговом обслуживании с использованием материалов судебной практики. Методологической основой настоящего исследования стали общенаучные и частнонаучные методы познания социально-правовых явлений и деятельности в сфере защиты прав потребителей в торговом обслуживании (диалектический, исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, конкретно-социологический, статистический, системный метод и др.), применение которых позволило исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи и взаимозависимости, всесторонне и объективно. Теоретической базой исследования стали труды отечественных ученых-правоведов, разработавших основы общей теории государства и права и конституционного права, таких как Авакьян С.А., Алексеев А.А., Ашомко М. М., Бакланова Л.Д., Баренбойм П.Д., Богомолова О. В., Гришаев С.П., Катков Д.Б., Козлова Е.И., Корчиго Е.В., Кутафин О.Е., Левшина, Т.Л., Свердлык Г.А., Страунинг Э.Л. и др. Нормативную основу исследования составили нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы защиты прав потребителей в системе конституционных прав человека в России: Конституция и законы Российской Федерации (Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Закон «О защите прав потребителей», др.); международные документы, содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права; указ Президента Российской Федерации; постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации; постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, ведомственные нормативные акты, нормативные акты субъектов Российской Федерации. Эмпирической базой исследования стали: Исследование в виде опроса государственных и муниципальных служащих на тему: «Система нормативного правового регулирования защиты прав потребителя в торговом обслуживании» (г. Тверь, январь-март 2011 г.). Социологический опрос мнений жителей г. Удомля по проблемам обеспечения защиты прав потребителя (г. Удомля, февраль-март 2011 г.). Материалы конкретных судебных дел о нарушении прав потребителя в связи с реализацией некачественного товара; непредоставлением информации об изготовителе (исполнителе, продавце), на безопасность товара (работы, услуги); отказом от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) (г. Тверь, 2007-2009 гг.). Научная новизна дипломного исследования заключается в том, что в представленной работе на основе комплексного анализа впервые исследована проблема защиты прав потребителя в системе конституционных прав человека в России, обоснованы новые подходы к систематизации конституционных прав потребителя, нуждающихся в защите на современном этапе, выработаны предложения по совершенствованию правового регулирования в данной сфере. Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме. Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в проектах законов о внесении изменений в некоторые законодательные акты России о защите прав потребителей. Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Глава 1. Правовое регулирование защиты прав граждан – потребителей в торговом обслуживании1.1. Законодательство о защите прав граждан – потребителей в торговом обслуживании, его развитие1.2 Структура законодательства о защите прав граждан – потребителей в торговом обслуживании1.3 Основные понятия, используемые законодательством о защите прав граждан – потребителей в торговом обслуживанииГлава 2. Права граждан – потребителей в торговом обслуживании и способы их защиты2.1. Основные права граждан – потребителей в торговом обслуживании2.2. Последствия нарушения прав граждан – потребителей в торговом обслуживании2.3. Система способов защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживанииГлава 3. Государственная и общественная защита прав граждан – потребителей в торговом обслуживании3.1. Государственная защита прав граждан – потребителей в торговом обслуживании3.2. Общественная защита прав граждан – потребителей в торговом обслуживании3.3. Проблемы защиты прав граждан – потребителей в торговом обслуживанииЗаключениеВ настоящее время политика в сфере защиты прав потребителей призвана в полной мере способствовать достижению стратегической цели социально-экономической программы Правительства РФ до 2020 г. – повышению уровня жизни населения. Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Все основания для государственного воздействия лежат в сфере публичных интересов общества. Деятельность государства в сфере экономики многообразна. Государственное воздействие с точки зрения оснований проявления можно разделить на общее, основанное на том, что государство и его органы выступают от имени народа и в публичных интересах, и особенное, когда государство и его органы выступают в качестве собственника, управляя принадлежащим ему имуществом. Государственная политика в области защиты прав потребителей развивается в системе экономических и правовых преобразований. Накопленный потенциал позитивных тенденций, проявившихся в посткризисный период, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, внутренняя социально-экономическая стабильность и начало реализации долгосрочной экономической стратегии Правительства Российской Федерации позволили в целом сохранить положительную динамику важнейших макроэкономических показателей. Зафиксирован подъем инвестиционной активности, увеличение производительности труда, снижение издержек производства. Улучшилось финансовое положение предприятий и организаций, отмечается положительная динамика реальных денежных доходов населения, устойчиво растет розничный товарооборот. Вместе с тем, позитивные тенденции в экономике еще не приняли фундаментального, устойчивого характера и названные успехи никак нельзя считать достаточными. Уровень жизни граждан остается пока крайне низким. Медленно идет восстановление и расширение спроса потребителей. С введением в действие в апреле 1992 г. Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» была создана правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в этой сфере. За эти годы создано законодательство, гармонизированное с Гражданским кодексом Российской Федерации и обеспечивающее защиту прав потребителей с учетом специфики отдельных секторов потребительского рынка товаров (работ, услуг). Развивается законодательство в сфере качества, в том числе безопасности продукции и услуг. При этом решается проблема переориентации системы обязательной сертификации продукции и услуг на более прогрессивные способы подтверждения соответствия, перенесения ответственности изготовителей и органов по сертификации за правильное оформление и наличие документов, подтверждающих соответствие продукции и услуг обязательным требованиям стандартов, на обеспечение их качества и безопасности. Осуществляется работа по учету законных прав и интересов граждан-потребителей при разработке законопроектов, регулирующих отношения в специальных областях, в том числе и отношения с участием потребителей. В новых условиях хозяйствования государственный контроль за качеством продукции, работ, услуг снизился, и поэтому увеличивается необходимость в государственной защите прав потребителей. Главное место в реализации государственной потребительской политики занимает проблема обеспечения качества потребительских товаров, работ, услуг. Действующее законодательство в этой сфере является многообразным и противоречивым. И, несмотря на предпринимаемые органами исполнительной власти меры, вопросы качества и безопасности продукции остаются неудовлетворительными. В связи с этим особое внимание должно уделяться вопросам совершенствования государственного контроля и надзора за безопасностью и качеством продукции (товаров) и услуг (работ). Права потребителей защищаются государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, которые контролируют безопасность товаров, работ (услуг), соблюдение законодательства о защите прав потребителей, а также по привлечению к ответственности правонарушителей. Роль государственных органов власти по защите прав потребителей заключается в контроле за рынком качества товаров и услуг (работ). Всё больше в настоящее время распространяются случаи производства и реализации фальсифицированных товаров, необоснованного повышения цен, нарушения правил торговли, обмана покупателя. В таких условиях роль государственных контролирующих органов должно определяться в: 1) осуществлении проверок хозяйствующих субъектов в сфере потребительского рынка с целью выявления и пресечения фактов незаконной торговли товарами, свободная реализация которых запрещена, нарушения правил торговли, нарушения государственной дисциплины цен, незаконного предпринимательства в сфере торговли, продажи товаров ненадлежащего качества, выпуска или продажи товаров, не отвечающих требованиям безопасности для жизни граждан и другие; 2) обеспечение продажи на рынках доброкачественных товаров; 3) пресечение фактов монополизации торговли. Позитивные тенденции в экономике способствовали формированию качественной номенклатуры потребительского рынка, существенно повлияли на улучшение качества жизни населения и расширение его потребительского спроса, а значит, выдвинули качественно новые задачи перед системой государственной и общественной защиты прав потребителей. В Тверской области работа по реализации государственной политики по защите потребительских прав и интересов граждан и созданию организационной системы была начата в 1992 году, с года введения в действие Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Правительством Тверской области, федеральными органами исполнительной власти постоянно наращиваются усилия по укреплению государственной политики в сфере защиты прав потребителей как одного из условий повышения благосостояния населения. Приоритетными оставались мероприятия, направленные на обеспечение защиты законных прав и интересов потребителей и добросовестных товаропроизводителей в соответствии с полномочиями, установленными законодательством. С целью выработки единых подходов к потребительской проблематике и осуществления скоординированных действий по реализации законодательства о защите прав потребителей в различных сферах потребительского рынка главой администрации области утверждена региональная комплексная программа по защите прав потребителей. Создан Межведомственный координационный совет по защите прав потребителей Тверской области. Таким образом, приоритетными должны оставаться мероприятия, направленные на обеспечение защиты законных прав и интересов потребителей и добросовестных товаропроизводителей. По их результатам необходимо применять административные меры воздействия при тесном взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими контролирующими органами. Существенное влияние на правоприменительную практику оказывает несовершенство нормативной базы. Некоторые вопросы до сих пор остаются нерешенными, возникают определенные сложности при реализации законодательства о защите прав потребителей:
В связи с этим необходимо продолжать работы в области совершенствования законодательства о защите прав потребителей в торговом обслуживании, обеспечения согласованности применения норм законодательных актов, сопряженных с требованиями защиты прав и интересов потребителей и товаропроизводителей, привести в соответствие с требованиями отдельные положения ФЗ “О рекламе”. Список используемой литературы
Специальная литература
Материалы судебной практики
Смотрите также: Чтобы получить полную версию дипломной работы свяжитесь со мной: по телефону 8-909-267-26-98 или эл почте o
273.13kb.
Чтобы получить полную версию дипломной работы свяжитесь со мной: по телефону 8-909-267-26-98 или эл почте o
192.31kb.
Чтобы получить полную версию дипломной работы свяжитесь со мной: по телефону 8-909-267-26-98 или эл почте o
132.81kb.
Чтобы получить полную версию дипломной работы свяжитесь со мной: по телефону 8-909-267-26-98 или эл почте
195.45kb.
Чтобы получить полную версию дипломной работы свяжитесь со мной: по телефону 8-909-267-26-98 или эл почте
178.09kb.
Чтобы получить полную версию дипломной работы свяжитесь со мной: по телефону 8-909-267-26-98 или эл почте
176.43kb.
Чтобы получить полную версию дипломной работы свяжитесь со мной: по телефону 8-909-267-26-98 или эл почте o
174.28kb.
Чтобы получить полную версию дипломной работы свяжитесь со мной: по телефону 8-909-267-26-98 или эл почте
156.12kb.
Чтобы получить полную версию дипломной работы свяжитесь со мной: по телефону 8-909-267-26-98 или эл почте
174.97kb.
Чтобы получить полную версию дипломной работы свяжитесь со мной: по телефону 8-909-267-26-98 или эл почте o
157.14kb.
Чтобы получить полную версию дипломной работы свяжитесь со мной: по телефону 8-909-267-26-98 или эл почте o
196.13kb.
Чтобы получить полную версию дипломной работы свяжитесь со мной: по телефону 8-909-267-26-98 или эл почте 160.07kb.
|