Главная | стр 1стр 2стр 3
УТВЕРЖДАЮ Проректор по образовательной политике – первый проректор ____________Н.А. Мамаев «____»_____________20__г. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правовые основы охраны памятников истории и культуры» Направление подготовки 030600.62 История Профиль подготовки Общий Присваиваемая квалификация (степень) бакалавр Форма обучения Очная, заочная Троицк 20__ г. Содержание
1. Программа учебной дисциплины 1.1. Вводная часть 1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины
Достижение цели обеспечивается:
1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Правовые основы охраны памятников истории и культуры» относится к вариативной части ООП (Дисциплины, устанавливаемые вузом) и входит в Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Место дисциплины в профессиональной подготовке студентов-историков обусловлено практической необходимостью изучения правовых форм организации охраны историко-культурного наследия. Историко-культурное наследие – это не только достояние народа, государства, но и мировой цивилизации. Его сохранение важно также для экономического развития соответствующих территорий, в частности, для развития туризма. Непринятие мер по охране историко-культурного наследия ведет к деградации культуры местных сообществ, разрушению культурных достопримечательностей. Следствием этого стало формирование в праве Российской Федерации и других стран комплекса правовых норм, регулирующих охрану историко-культурного наследия. Роль и место дисциплины в структуре учебного плана, во-первых, предопределены ее связью с ранее изучавшимися дисциплинами, в частности, здесь получают развитие знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения дисциплин «Этнология», «Археология» и «История России (до XXв.). Во-вторых, в рамках данной дисциплины в системе рассматриваются правовые аспекты дисциплины «Музееведение», изучаемой параллельно данной дисциплине, а также дисциплин по выбору студентов (Профессионального цикла) «Менеджмент и маркетинг историко-культурного туризма», «Историческое краеведение» программы подготовки бакалавров по направлению «История», изучаемых на ее основе. Сюда относятся вопросы правовой регламентации археологической деятельности, правовой режим объектов этнографических исследований, правовые основы организации историко-культурного туризма и т.п. 1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины История средних веков обучающийся должен: Знать
Уметь
- подготовить и представить учебно-исследовательский текст, - анализировать и систематизировать нормативные документы местного, регионального, республиканского и международного масштабов по вопросам охраны памятников истории и культуры, - обосновывать и отстаивать свою позицию, - расширять сферу собственных знаний и компетентности в том числе в результате самостоятельной работы. Владеть
- навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, использования ресурсов Интернет. Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ООП ВПО по направлению подготовки 030600.62 «История»: а) общекультурных (ОК) - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); - способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); - способен находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4); - способен использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, (ОК-5); -осознает социальную значимость своей будущей профессии (ОК- 8); - готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11); - способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12); – осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-14);
- способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии и этнологии (ПК-2), источниковедения, социальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3); - способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8); - способность к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9); в организационно-управленческой деятельности: – способен к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления (ПК-12); в культурно-просветительской деятельности: - способность к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14); в экспертно-аналитической деятельности: – способен к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, СМИ (ПК-15). 1.2. Структура и содержание учебной дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, общий объем часов 108, в том числе: по очной форме обучения:
Форма контроля – зачет. Семестр 4. по заочной форме обучения (на базе СОО):
Форма контроля – зачет. Семестр 4. Содержание дисциплины: Раздел 1. Теоретико-методологические аспекты охраны историко-культурного наследия. Тема 1. Охрана памятников истории и культуры как прикладная научная дисциплина, ее место в системе гуманитарного знания. Цели, задачи и источники дисциплины. Основные категории: «наследие», «историко-культурное наследие», «памятник». Понятие культурного и природного наследия. Памятник как культурный текст (семиотический аспект). Памятник как основа культурного генофонда Земли (экологический аспект). Памятник как ценность в системе культуры (аксиологический аспект). Критерии ценностной характеристики наследия: хронологический, эстетический, сакральный, мемориальный. «Уникальное» наследие, его сущностные признаки. Понятия «общественной ценности» историко-культурного наследия. Проблемы сохранения и передачи культуры и природной среды.
Принципы классификации памятников истории и культуры. Движимые и недвижимые памятники. Памятники археологии. Остатки древних поселений (стоянки, селища, поселения, городища). Памятники производительно-трудовой деятельности (рудники, штольни, мастерские, старинные заводы, дороги, каналы, водоемы). Могильники, надмогильные и ритуальные сооружения (грунтовые, курганные, склепы, некрополи, дольмены, менгиры, кромлехи, «каменные бабы», жертвенники, лабиринты). Наскальные рисунки (петроглифы). Эпиграфические памятники (надписи). Места отдельных находок (кости, клады, затонувшие суда). Памятники истории. Памятники общественного и государственного строя. Памятники классовой борьбы и революционного движения. Памятники военной истории. Памятники культуры. Памятники градостроительства и архитектуры. Исторические города, кварталы, улицы, села, деревни. Жилые постройки. Общественные здания. Культовые памятники. Военно-оборонительные, инженерные сооружения. Садово-парковые памятники. Монументы. Памятники искусства. Памятники науки и техники, документирующие знания человека о мире и становление и развитие науки и научно-технических знаний. Документальные памятники. Памятники народного и индивидуального творчества. Памятники природы. Непредметные формы историко-культурного наследия. Тема 3. Формы и методы использования памятников. Культурное и природное наследие как важнейший элемент среды обитания человека. Историческое своеобразие города, проблемы его сохранения. Архитектурно-историческая среда: основные компоненты, принципы сохранения. Проблема воссоздания наследия (проблема «макета» или «новодела»). «Культурное» оживление (анимация) памятников истории и культуры. Музеефикация: основные направления («памятник под музей», «памятник-музей»). Музеи-заповедники деревянного зодчества под открытым небом: история, проблемы, перспективы. Общество и историко-культурное наследие. Раздел 2. Охрана памятников культуры: история и современность. Тема 4. Истоки формирования правовых основ охраны наследия (XVIII – начало XX в.). Указы Петра I о выявлении и фиксации раритетов и «старых вещей», сборе и копировании «куриозных писем», увековечивании славы русского оружия. Становление понятия «древность». В контексте государственной политики. Памятники древности первой половины XIX в. в контексте государственной политики. Выявление информации о российских древностей: Циркуляр Министерства внутренних дел 1826 г. Регламентация археологических раскопок. Проблемы реставрации и сохранения древностей и Строительный Устав. Пореформенная Россия: развитие новых форм экономической социокультурной жизни; расширение культурного пространства; стремительный рост музеев. Потребность в разработке закона об охране памятников старины. Роль ведомственной и общественной инициатив в подготовке проектов закона. Законодательство об охране памятников. Тема 5. Правовые основы охраны памятников истории и культуры в СССР (1917–1991 гг.). Становление законодательства об охране памятников искусства и старины: Декреты 1918 г. о запрещении незаконного вывоза и о регистрации ценностей, находящихся в руках частных лиц. Концентрация ценностей в руках правительства. Политика и культурное наследие: «ленинский план монументальной пропаганды». Проблемы использования и учета памятников искусства и старины в документах 1920–1930-х гг. Декрет СНК 1921 г. «Об охране памятников природы, садов, парков». «Селекция» культурного наследия в 1920–1930-е гг. Первый государственный список памятников архитектуры 1935 г. Памятники искусства и старины в период Великой Отечественной войны. Распоряжения правительства об эвакуации музейных ценностей и консервации архитектурных памятников. Послевоенные законодательные документы 1947, 1948 гг. о сохранении и использовании архитектурного наследия. Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» 1978 г. Инструктивные документы 1980-1990-х гг.
Историко-культурное и природное наследие в современной экономической и социокультурной ситуации в России. Сохранение памятников в условиях существования различных форм собственности. Приватизация памятников: «за» и «против». Региональный опыт приватизации. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (25.07. 2002). Культурные права как правовая основа правового режима историко-культурного наследия. Источники правового регулирования охраны историко-культурного наследия. Историко-культурное наследие как объект правовой охраны. Государственное управление правовой охраной историко-культурного наследия. Гражданско-правовые средства охраны и использования объектов историко-культурного наследия. Правовое регулирование отдельных видов деятельности, связанных с использованием и сохранением объектов историко-культурного наследия. Административная и уголовная ответственность за посягательство на объекты историко-культурного наследия и нарушение правил их охраны Юридические основы процесса возвращения недвижимости и художественных ценностей церкви. Проблема «музей – церковь». Проблемы сохранения культуры национальных меньшинств. Основные проблемы разработки нового закона об охране историко-культурного наследия. Формирование экологического законодательства. Памятники природы: проблемы сохранения. Природоохранное законодательство: международный и российский уровни. Музеефикация природных объектов. Тема 7. Правовые основы охраны памятников истории и культуры за рубежом. Международное сотрудничество в деле охраны культурного наследия. ООН и создание ЮНЕСКО. Создание международной правовой базы по защите культурного наследия. Реституция культурных ценностей. Международные нормативные документы, регулирующие сохранность памятников во время вооруженных конфликтов и в мирное время (Конвенция и рекомендации ЮНЕСКО, документы ИКОМа, ИКОМОСа). Опыт охраны историко-культурного наследия за рубежом. Государственная система охраны памятников в США. Система охраны памятников в странах Европы (Великобритания, Франция, Германия, Норвегия). Деятельность «Нэшнл Траст» (Англия).
1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля Таблица 1 - Разделы дисциплины, виды, объем занятий и формы контроля (очная форма обучения)
следующая >> Смотрите также: Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правовые основы охраны памятников истории и культуры»
588.58kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методология истории»
819.28kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «клиническая психология»
2123.14kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономика предприятия для студентов специальностей 1 40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»
4863.58kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Историография всеобщей истории»
934.47kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1342.51kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 3 История русской литературы и культуры XX века (ДС. 04. 13-027) Для специальности Библиотечно-информационное дело
357.74kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
327.36kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины иркутск 2009 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
112.31kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно-методический комплекс дисциплины составлен
182.54kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине российское предпринимательское право (Для студентов юридического факультета) Кафедра: «Гражданское право и процесс»
103.89kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине налоговое право (Для студентов юридического факультета) Кафедра: «Гражданское право и процесс» 228.66kb.
|