№
|
Часы
|
Тема
|
Содержание
|
Установочные занятия
Информирование и просвещение
(10 часов)
|
-
|
2
|
Правовые основы принятия ребенка в семью
(Занятие ведется при участии юриста, специалистов органов опеки и попечительства)
| -
федеральное и региональное законодательство Нижегородской области; требования, нормы и правила;
-
роль органов опеки и попечительства в подготовке ребенка к переходу в замещающую семью;
-
подготовка документов, судебный процесс при установлении усыновления;
-
виды семейного устройства детей и их отличия;
-
административная часть процесса принятия ребенка в семью.
|
-
|
2
|
Отечественный и зарубежный опыт замещающей заботы в отношении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей
| -
роль семьи и семейной заботы в формировании социально адаптированной личности;
-
замещающая семья, исторический экскурс;
-
условия эффективной замещающей заботы;
-
опыт успешной приемной семьи (знакомство с реальными приемными родителями).
|
-
|
2
|
Психофизические особенности детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. (Занятие ведется при участии невролога, педиатра)
| -
медицинские аспекты – возрастная физиология, особенности здоровья детей;
-
влияние генетики, социальных факторов и воспитательного воздействия на развитие детей;
-
прогнозы и компенсация нарушений;
-
независимая экспертиза здоровья ребенка;
-
наиболее часто встречающие генетические заболевания приемных детей и их диагностика.
|
-
|
2
|
Замещающая семья в контексте социальных связей
|
семьи усыновителей/опекунов в обществе: друзья, родственники, работа, дети в детском саду и школе, детская поликлиника и т.п.
|
-
|
2
|
Определение формы замещающей заботы
| -
реальная оценка семьями собственных сил и возможностей принятия ребенка в семью;
-
наставничество как форма практической помощи детям, оставшимся без попечения родителей, опыт волонтерской работы и благотворительности.
|
Основной курс занятий «Школа приемных родителей»
Социально-психологический тренинг
24 часа
|
-
|
2
|
Вводное занятие
| -
знакомство, выявление ожиданий потенциальных замещающих родителей;
-
установление правил работы группы;
-
мотивация на дальнейшую работу;
-
знакомство с программой работы курсов;
-
сплочение группы;
-
сбор первичной информации.
|
-
|
2
|
Мотивы принятия ребенка в семью
| -
конструктивные и деструктивные мотивы принятия ребенка в семью;
-
осознание мотивации потенциальными замещающими родителями.
|
-
|
2
|
Сознательное родительство
| -
ожидания потенциальных замещающих родителей;
-
компоненты успешного родительства;
-
потрет реального и идеального ребенка
-
потрет реального и идеального приемного родителя;
-
знакомство с опытом эффективными замещающими семьями.
|
-
|
2
|
Законы функционирования семейной системы
| -
современное представление о развитии семьи, опыт воспитание приемных детей;
-
функции семьи;
-
структура семьи и ее нарушения;
-
динамика, жизненный цикл семьи;
-
нормативные кризисы семьи;
-
возрастные кризисы детей и родителей.
|
-
|
2
|
Законы функционирования семейной системы
| -
семейные подсистемы и границы;
-
структура семейных ролей;
-
семейные мифы и правила;
-
ритуалы и традиции семьи.
|
-
|
2
|
Семья в трудной жизненной ситуации
| -
нарушение жизнедеятельности семьи;
-
понятие семейного стресса;
-
семейный стресс в процессе принятия ребенка в замещающую семью.
|
-
|
2
|
Выявление ресурсов семьи для успешной замещающей заботы
| -
показания и противопоказания к привлечению семьи к замещающей заботе;
-
критерии эффективности;
-
профессиональной семейной заботы;
-
основные принципы подбора семь и ребенка для совместной жизни;
-
особые случаи принятия в семью ребенка: принятие ребенка после утраты кровного, одинокий усыновитель, принятие ребенка людьми старшего возраста.
|
-
|
2
|
Сравнительная характеристика детей, проживающих в детских домах и домах ребенка и детей, изъятых из неблагополучных семей
(Занятие ведется при участии невролога, педиатра).
| -
синдром госпитализма, травматический опыт ребенка и его восприятие жизненной перспективы;
-
роль возраста ребенка при адаптации в замещающей семье;
-
основные представления о влиянии биологических и средовых условий на развитие личности ребенка;
-
наиболее часто встречающие генетические заболевания приемных детей и их диагностика;
-
специфика воспитания ребенка с особыми потребностями в развитии.
|
-
|
2
|
Взаимодействие замещающей семьи с социальным окружением и биологической семьей приемного ребенка
| -
материнство в социальном контексте, девиантное материнство;
-
делинквентное поведение родителей и его влияние на формирование личности ребенка;
-
проблема контактов с биологической семьей ребенка, построение отношений с биологическими родственниками приемного ребенка;
-
как сказать ребенку, что он приемный;
-
подготовка родственников и ближайшего окружения к факту принятия ребенка.
|
-
|
2
|
Особенности функционирования замещающей семьи
| -
этапы адаптации ребенка в замещающей семье;
-
формирование привязанности у детей и родителей в замещающей семье;
-
формирование двойной идентичности у приемного ребенка.
|
-
|
2
|
Обучение навыкам эффективного взаимодействия родителей и детей в замещающей семье
| -
оценка воспитательного потенциала семьи в отношении воспитания приемного ребенка;
-
родительские ожидания;
-
типичные ошибки замещающих родителей;
-
ключевые моменты воспитания приемных детей;
-
построение воспитательной системы в замещающей семье: методы поощрений и наказаний, профилактика жестокого обращения с детьми.
|
-
|
2
|
Заключительное занятие
| -
подведении итогов работы;
-
совместный праздник приемных и потенциальных приемных родителей.
|
Обследование и консультирование
потенциальных приемных родителей
(12 часов)
|
-
|
5
|
Диагностическое обследование
| -
с использованием стандартизированных методик;
-
с помощью специально разработанных анкет.
|
-
|
7
|
Индивидуальное консультирование
| -
по результатам диагностики и запросу;
-
по итогам занятий.
|