Главная | стр 1
Тверская область Спировский район Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа №2 п. Спирово Метод анализа конкретной ситуации при обучении «Основ безопасности жизнедеятельности» Преподаватель- организатор (Основ безопасности жизнедеятельности): Прошкин М.И. 2008г.
Основная цель преподавателя ОБЖ - воспитание школьников в духе государственности, регионального патриотизма, активной жизненной позиции, пропаганды здорового образа жизни, привитие интереса к учению, развитие познавательной деятельности, активизация творческой деятельности учащихся путем разнообразных методов и приемов, активизация самостоятельной работы учеников. Происходит воспитание творческой, социально-адаптированной личности. Моя методическая тема – инновационные технологии обучения.- методы анализа конкретных ситуаций (методы АКС) с привлечением знаний учащихся по предметам, изучаемым в школе на других уроках, развивают учащихся, прививают интерес к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Эта цель может быть достигнута только при помощи метода проблемного обучения. Жизнь каждый день озадачивает нас конкретной проблемой (производственной, бытовой, семейной). И оценка каждому из нас определяется не по диплому или образовательному аттестату, а в соответствии с реальным поведением при сталкивании с проблемной ситуацией. В чем проявляется реальное поведение? Прежде всего, в умении принимать в сложной ситуации из всех возможных самое удачное решение. И наиболее рациональный вариант проблемного обучения применительно к предмету – метод анализа конкретных ситуаций (АКС) Суть проблемного изложения в том, что преподаватель ставит проблему перед обучаемыми и ее решает сам или дает задания обучаемым, но при этом показывает пути решения, раскрывает ход своей мысли. Преподаватель дает образцы оптимального решения проблемы. Обучаемые, в свою очередь, контролируют убедительность решения, мысленно следят за логикой, усваивая этапы решения целостных проблем. Этот метод может применяться и на практических занятиях, особенно на тех, на которых отрабатывается новая тема. Преподаватель создает познавательную обстановку, а когда учащиеся испытывают трудности, показывает технологию поиска оптимального решения. Приведем пример схемы метода анализа конкретных ситуаций: Описание ситуации![]()
Основная проблема человека![]()
Варианты решения проблемычеловека![]()
Выбор оптимального варианта![]()
Действие (выход из опасной ситуации)Несколько подробнее рассмотрим некоторые практические вопросы использования метода анализа конкретных ситуаций (АКС) при обучении «Основ безопасности жизнедеятельности». Анализ происшествий социального, техногенного и природного характера показывает, что большинство их является следствием ошибок в оценке ситуаций и прогнозирования их развития. Такие ошибки более всего характерны для детей и подростков с ограниченным жизненным опытом. Но процесс накопления личного опыта происходит медленно и бессистемно. Поэтому при обучении вопросам личной безопасности необходимо не только информировать учащихся о потенциальных опасностях любого вида деятельности, но и учить их анализировать причины происшествий и несчастных случаев. Для этих целей наиболее эффективно ситуационное обучение, которое, по сути, представляет собой анализ конкретных ситуаций (АКС). При организации ситуационного обучения предполагается, что учащиеся приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок и нарушений других людей, попадавших в различного рода экстремальные ситуации. Для преподавателя, делающего первые шаги в использовании метода анализа конкретных ситуаций АКС, существенными трудностями являются поиск сюжетов, соответствующих теме занятия, их методическая обработка, а также выбор наиболее эффективного способа предъявления ситуации учащимся. Остановимся коротко на этих проблемах.
сюжетов ![]() ![]() ситуаций
Найденная ситуация нуждается в соответствующей обработке, которая сводится к следующим операциям: - описание ситуации предельно ясным, простым языком (стилистическая обработка); - описание плана занятия, постановка задачи учащимся и ее обоснование (методическая обработка); - перепечатка текста на ПК, скрепление листов и помещение в отдельные папки (техническая обработка). Поиск сюжета для АКС может быть выполнен самими учащимися. Когда сюжет найден и обработан, необходимо сформулировать вопросы-задания учащимся. П Описание ситуациириведем схему анализа происшествий социального, техногенного и природного характера:![]()
Оценка ситуации. Насколько типична ситуация?
Причина ошибок?![]() ![]()
Какие ошибки были допущены и кем?
Как надо поступить? ![]() Какие решения, действия предприняли бы вы? ![]() Предложите систему мероприятий, чтобы предупредить возникновение подобной ситуации Эффективность работы над конкретной ситуацией во многом зависит и от избранного способа ее предъявления учащимся. Выбор способа в свою очередь определяется двумя факторами: содержанием события (не всякий сюжет может быть передан любым желаемым способом) и техническими возможностями самой школы. Наиболее распространенный способ - письменное описание события. Обычно текст сценария учебной ситуации не превышает одной страницы текста. К ![]() ![]() ![]() АНАЛИЗ КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ происшествий социального, техногенного и природного характера (из газеты «Тверская жизнь» )
Работа с карточками АКС позволяет учащимся приобретать знания, обогащаться опытом безопасной деятельности, сознательно влиять на события в окружающей их среде. В практике применения метода АКС используются и другие приемы, способы предъявления ситуации: видеозапись какого-либо реального события; эпизоды художественных и документальных фильмов; сюжетные слайды, диапозитивы, рисунки, отражающие состояние какого-либо факта или процесса, показанные на интерактивной доске; рассказ очевидца (на занятие приглашается свидетель или участник анализируемого события); игровой метод (проигрывание ситуации непосредственно в аудитории), проведение тестирования и т. д Особенно удачно применим метод АКС при проведении учебной пожарной тревоги. Проведя предварительно большую подготовительную работу с обучаемыми, преподаватель создает «чрезвычайную» ситуацию. Учащиеся оценивают создавшуюся ситуацию, мысленно определяют варианты выхода из чрезвычайной ситуации, далее происходит поиск оптимального решения и выбор этого решения. От правильного решения будет зависеть их безопасность. Учащиеся усваивают способ и логику решения конкретной проблемы - выход из чрезвычайной ситуации, обучаются выполнению его отдельных шагов, таким образом, шаг за шагом формируя свои умения Применение метода АКС при проведении мероприятия «Учебная тревога». Мероприятие учебная тревога входит в план внеклассной работы, хотя, строго говоря, проводится именно в урочное время, когда учащиеся сидят за партами на занятиях. Приведем последовательность подготовки этого мероприятия.
Штаб ГО школы совместно с руководством пожарной части разрабатывает план учебной тревоги, проводит инструктаж с работниками школы, с работниками пожарной части, чтобы отработать практические действия школы в случае пожара, Преподаватель ОБЖ проводит подготовительную работу с учителями, учащимися по классам, с обслуживающим персоналом школы, а также с командиром пожарной части. О предполагаемом вызове пожарной команды договариваются с командиром пожарной части и время вызова уточняется заранее. Проводится совещание при директоре с повесткой дня: «Знакомство с планом учебной пожарной тревоги. Классные руководители проводят классные часы по теме «Действия учащихся по сигналу: Учебная тревога», знакомят с планом эвакуации в чрезвычайной ситуации. На уроках по ОБЖ проводятся пятиминутки по действию учащихся по сигналу «Учебная тревога» О дне и времени подачи сигнала «Учебная тревога» работники школы, учителя, учащиеся не предупреждаются. Приведем последовательность подготовки и проведения «Учебной тревоги»
Рассмотрим, как вырабатывается алгоритм поведения в чрезвычайной ситуации при пожаре. При подаче сигнала «Учебная тревога», загорании дымовых шашек, происходит оценка чрезвычайной ситуации. Далее – формулируется основная проблема: выход из чрезвычайной ситуации. Выбирается оптимальный вариант решения проблемы - маршрут эвакуации и происходит само действие (или последовательность действий) – выход из чрезвычайной ситуации. Приведем по методике АКС схему анализа конкретной (чрезвычайной) ситуации:
Следовательно, метод АКС может применяться и на практических занятиях, при проведении внеклассных мероприятий по изучению правил дорожного движения, при подготовке и проведению Дня юнармейца, спортивных и туристических соревнований. Смотрите также: Российская Федерация Тверская область Спировский район
149.5kb.
Российская федерация ростовская область
2370.6kb.
Публичный отчёт директора школы перед общественностью за 2012-2013 учебный год общая характеристика школы
1001.57kb.
Тверская область, Удомельский район, с. Молдино, 2011г
2670.08kb.
Информация о зарегистрированных кандидатах
26.67kb.
В му комитет финансов Киришская средняя
186.51kb.
Информация о зарегистрированных кандидатах
26.77kb.
Российская Федерация Белгородская область
51.66kb.
Российская Федерация Ростовская область
81.27kb.
Информация о зарегистрированных кандидатах
22.84kb.
Информация о зарегистрированных кандидатах
36.52kb.
Информация о зарегистрированных кандидатах 39.18kb.
|