Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в основе УМК лежат принципы развивающего и воспитывающего обучения. Последовательность изучения материала: строение атома → состав вещества → свойства).
Рабочая программа предназначена для изучения химии в 8 классе средней общеобразовательной школы по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс». Дрофа, 2009. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и в соответствии с учебным планом МОУ ОСОШ № 3 программа рассчитана на преподавание курса химии в 8 классе в объеме 2 часа в неделю.
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы; цели изучения курса; годовой календарный график текущего контроля; структуру курса; перечень практических работ; перечень проверочных работ по модулям; перечень лабораторных опытов; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 8 класса; информационно – методическое обеспечение, критерии оценивания.
Измерители – контрольные и проверочные работы составлены с использованием пособия:
Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 158, [2] с.
9. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
15.
16. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком, ответ самостоятельный.
ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две – три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
при ответе обнаружено непонимание учащегося основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
работа выполнена не менее чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две – три несущественные ошибки.
работа выполнена меньше чем на половину или содержит несколько существенных ошибок.
в логическом рассуждении и решении ошибок нет, задача решена рациональным способом.
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена не рациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
отсутствие ответа на задание.
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану с учетом ТБ, проявлены организационно – трудовые умения.
работа выполнена правильно, сделаны правильные выводы и наблюдения, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами.
работа выполнена правильно, сделан эксперимент не менее чем на половину, но допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ.
допущены две и более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ при работе с веществами.
у учащегося отсутствуют экспериментальные умения, работа не выполнена.
План с уточнениями и дополнениями. Автор: Самарина Т.М.
№ урока.
|
Тема урока.
|
Цели и задачи. Изучаемые вопросы.
|
Демонстрационный эксперимент.
|
Лабораторный эксперимент.
|
Задания на дом.
|
Сроки изучения.
|
|
Введение. (4часа).
|
|
1.
|
1.
|
И.Т.Б. Вводный инструктаж по Т.Б. Предмет химии. Вещества.
|
Что изучает химия. Простые и сложные вещества. Свойства веществ. Химический элемент. Формы существования химического элемента. Химические явления, их отличие от физических. Химическая формула, индекс, коэффициент: записи и чтение формул. Проверка знаний. Д.Дальтон.
|
|
|
§1 Упр. 1.2. описать свойства воды.
|
Сент.
|
2.
|
2.
|
Превращения веществ. Роль химии в жизни человека История химии.
|
Формы существования химического элемента. Химические явления, их отличие от физических.
|
Интересные и занимательные опыты.
|
|
§2.3 упр.1-3
|
Сент.
|
3
|
3
|
Знаки химических элементов и периодическая система.
|
Знать периоды и группы. Знаки химических элементов.
|
|
|
§3,4. упр.1-4
|
Сент.
|
4.
|
4.
|
Химическая формула. Относительная атомная и молекулярная масса.
|
Химическая формула, индекс, коэффициент; запись и чтение формул. Закон постоянства состава вещества.
|
Таблица: строение химической формулы.
|
|
§5 упр.1.2
|
Сент.
|
Атомы химических элементов. (11 часов).
|
|
5.
|
1.
|
Основные соединения о строении атомов . Протоны и нейтроны.
|
Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, массовое число. Характеристика электронов. Строение электронных оболочек атомов элементов №1-20 в таблице. Понятие о завершенном и незавершенном электронных уровнях.
|
|
|
§6, упр. 1-3.
|
Сент.
|
6.
|
2.
|
Изменения протонов и нейтронов в ядре.
|
Рассмотреть и уточнить материал об электронных орбиталях (облаках). s- и p- электронные орбитали. Электронные схемы атомов.
|
Таблица электронных облаков.
|
|
§6 упр.4.
|
Сент.
|
7.
|
3.
|
Электроны. Строение электронных оболочек атомов.
|
Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидность атомов одного химического элемента.
|
|
|
§7,8. упр.1-4
|
Сент.
|
8.
|
4.
|
Периодическая таблица химических элементов.
|
Физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода в таблице Д.И. Менделеева. Причины изменения свойств химических элементов в периодах и группах в системе.
|
Таблица Д.И. Менделеева
|
|
§8 упр. 2.3.
|
Сент.
|
9.
|
5.
|
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома.
|
Понятие иона. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионных соединений. Проверка знаний.
|
Таблица образования ионной связи
|
|
§9 упр.1-4 подгот-ся к контр. раб.
|
Окт.
|
10.
|
6.
|
Контрольная работа №1 по теме «Относительная молек. масса»
|
Проверка знаний учащихся.
|
|
|
Оформить результаты в тетради.
|
Окт.
|
11.
|
7.
|
Анализ рез-ов контр. раб. ИТБ Практическая работа № 1
|
Правила по Т Б в каб. химии. Обращение с лабораторным оборудованием.
|
|
|
Оформить результаты в тетради.
|
Окт.
|
12.
|
8.
|
Взаимодействие атомов неметалллов. Ковалентная связь.
|
Схема образования двухатомных молекул. Электронные и структурные формулы. Кратность химической связи.
|
|
|
§10 упр.2-3
|
Окт.
|
13.
|
9.
|
Электроотрицательность. Ковалентная связь.
|
Схемы образования молекул соединений. Электронные и структурные формулы. Понятие об ЭО и ковалентной полярной химической связи.
|
Таблица: изображение механизма связи. Ряд ЭО.
|
|
§11 упр.3-4.
|
Окт.
|
14.
|
10.
|
Взаимодействие атомов металлов Металлическая связь.
|
Понятие о металлической связи. Относительность деления химической связи на виды. Понятие о межмолекулярном взаимодействии и решетках. Свойства веществ с этим типом решетки.
|
Таблица: кристаллические решетки.
|
|
§§12, упр. 1.2.
|
Окт.
|
15.
|
11.
|
Обобщение и повторение видов химических связей.
|
Выполнение упражнений. Подготовка к контрольной работе.
|
|
|
Повторить все связи.
|
Окт.
|
Простые вещества. (7 часов).
|
|
16.
|
1.
|
Простые вещества металлы. Физические свойства.
|
Характеристика положения элементов – металлов в ПСХЭ, строение их атомов. Повторить виды химических связей. Физические свойства металлов . Сплавы металлов.
|
1. Коллекция металлов: Fe, Al, Ca, Mg, Na, K.
2. Коллекция неметаллов: S, P, H2, O2, Br2, I2.
|
|
§ 13 упр.1.2.
|
Окт.
|
17.
|
2.
|
Простые вещества неметаллы. Аллотропия.
|
Характеристика положения элементов неметаллов в ПСХЭ, строение их атомов. Повторить виды химических связей. Понятие «аллотропия». Аллотропия кислорода, фосфора, углерода, олова, железа и пр. Относительность понятий «металличность» и «неметалличность».
|
Получение озона.
|
|
§14упр. 1-3.
|
Окт.
|
18.
|
3.
|
Количество вещества.
|
Количество вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. Постоянная Авогадро. Расчет молярных масс веществ по их химическим формулам.
|
|
|
§15 упр.1-,3
|
Нояб.
|
19.
|
4.
|
Молярная масса вещества.
|
Расчет молярных масс веществ по их химическим формулам.
|
|
|
§16 упр.3-,5
|
Нояб.
|
20.
|
5.
|
Молярный объём газов.
|
Расчет молярных объёмов газов. по их химическим формулам.
|
|
|
§17 упр.2-,4
|
Нояб.
|
21..
|
6.
|
Урок – упражнение .
|
Решение задач и упражнений по теме.
|
|
|
Решить задачи в тетради, подг-ся к контр. раб.
|
Нояб.
|
22
|
7.
|
Обобщение и систематизация знаний. Контрольная раб. № 2 по теме «Моль»
|
Проверка знаний учащихся.
|
|
|
Оформить результаты в тетради.
|
Дек.
|
Соединения химических элементов. (13 часов).
|
|
23.
|
1.
|
Степень окисления. Бинарные соединения металлов и неметаллов.
|
Продолжать составлять формулы и их названия. Расчеты по формулам. Характеристика важнейших соединений.
|
Образцы оксидов и лвс: P2O5, CO2, SiO2, H2O; NH3, HCl.
|
|
§18 упр.1-4.
|
Дек
|
24.
|
2.
|
Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды. Гидриды.
|
Состав и название оксидов и гидридов, их классификация. Расчеты по их формулам.
|
Образцы оксидов и гидридов.
|
|
§19 упр.1-3
|
Дек
|
25.
|
3.
|
Основания. . Контрольная раб. № 3
|
Состав и название основания.. Многообразие оснований. Классификация .
|
|
|
§20 упр.1-2.
|
Дек.
|
26.
|
4.
|
Кислоты.
|
Состав и название кислот. Многообразие кислот. Классификация кислот.
|
Образцы кислот: HCl, HNO3, H2SO4, H3PO4.
|
|
§21 упр.3-4.
|
Дек
|
27.
|
5.
|
Соли.
|
Состав и название солей. Многообразие солей. Основные представители. Кислородсодержащие соли.
|
Образцы солей кислородсодержащих кислот.
|
|
§22 упр. 1-2
|
Дек
|
28.
|
6.
|
Составление формул солей.
|
Классификация сложных веществ, определение принадлежности соединений к различным классам по их формулам. Упражнения в составлении формул по названиям и названий веществ по формулам. Расчеты по формулам.
|
|
|
§22 упр. 3-5, подг-ся к контр. раб.
|
Дек
|
29
|
7.
|
Урок – упражнение. . Контрольная раб. № 4
|
Решение задач и упражнений . Проверка знаний учащихся по теме.
|
|
|
§23 посмотреть.
|
Дек.
|
30..
|
8.
|
Аморфные кристаллические вещества типы кр. решёток.
|
Молекулярное и не молекулярное строение веществ.Типы кр. решёток.
|
|
|
§22 вопр.
|
Дек
|
31.
|
9.
|
Чистые вещества и смеси.
|
Понятия о чистом веществе и смеси, их отличия. Примеры жидких и газообразных смесей.
|
Образцы чистых веществ и смесей.
|
|
§24.упр. 2-3
|
Дек
|
32.
|
10.
|
Массовая и объёмная доля компонентов в смеси.
|
Понятие о доле компонента смеси. Вычисление ее в смеси и расчет массы вещества в смеси по его доле.
|
|
|
§25 упр.1-3
|
Дек
|
33.
|
11.
|
Расчёты, связанные с понятием доля.
|
Познакомить учащихся с понятием «концентрация». Сформировать навыки решения расчетных задач.
|
|
|
Решить задачи.
|
Янв.
|
34.
|
12.
|
ИТБ Практическая работа № 2
|
Фильтрование, перекристаллизация, перегонка, выпаривание.
|
|
|
Подгот-ся к контр. раб.
|
Янв.
|
35.
|
13.
|
Контрольная работа по теме «растворы»
|
Решение задач и упражнений . Проверка знаний учащихся по теме.
|
|
|
Повт-ть тему « растворы»
|
Янв.
|
Химические реакции. (9 часов).
|
|
36
|
1.
|
Физические явления.
|
Фильтрование, перекристаллизация, перегонка, выпаривание
|
|
|
§26 упр. 1-2.
|
Янв.
|
37.
|
2..
|
Химические реакции. Закон сохранения массы веществ.
|
М.В. Ломоносов. Р. Бойль. А. Лавуазье. Значение закона сохранения массы вещества. Химические уравнения.
|
Экспериментальная проверка закона сохранения массы.
|
|
§27упр.1-2
|
Янв.
|
38..
|
3.
|
Химические уравнения. Реакции разложения.
|
Химические уравнения. Сущность реакции разложения. Составление уравнений реакций, проделанных учителем.
|
1. Разложение нитрата калия, перманганата калия, азотной кислоты, гидроксида меди (II).
2. Осуществление переходов: S→SO2→H2SO3
|
|
§28.
|
Февр.
|
39.
|
4.
|
Реакции соединения.
|
Сущность реакции соединения. Составление уравнений реакций, проделанных учителем.
|
Соединение серы с железом.
|
|
§28упр.3.
|
Февр.
|
40.
|
5.
|
Реакции обмена.
|
Сущность реакций обмена. Составление уравнений реакций, проделанных учителем.
|
1. Взаимодействие натрия с водой.
2. Взаимодействие цинка с растворами кислот.
3. Взаимодействие алюминия с сульфатом меди (II).
4. Взаимодействие H2SO4+BaCl2
HCl+AgNO3
NaOH+FeSO4
|
1. Взаимодействие железа с раствором хлорида меди (II).
|
§28упр.4.
|
Февр.
|
41.
|
6.
|
Расчеты по химическим уравнениям.
|
Решение задач на нахождение количества, массы продукта реакции по количеству, массе исходного вещества.
|
|
|
Решить задачу.
|
Февр.
|
42.
|
7.
|
Решение задач по уравнениям.
|
Решать задачи и составлять уравнения химических реакций. Проверка знаний учащихся. Подготовка к п/р.
|
|
|
Решить задачи.
|
Февр.
|
43.
|
8.
|
Обобщение и систематизация знаний.
|
Проверка знаний учащихся.
|
|
|
подгот-ся к контр. раб.
|
Февр.
|
44.
|
9.
|
Контрольная работа по теме.
|
Проверка знаний учащихся.
|
|
|
подгот-ся к практ.. раб.
|
Февр.
|
Практическиая часть. (4 часа).
|
45.
|
1.
|
ИТБ П/р №3 «Анализ почвы и воды».
|
Фильтрование, перекристаллизация, перегонка, выпаривание.
|
|
|
подгот-ся к практ.. раб
|
Февр.
|
46.
|
2.
|
П/р №4 «Получение Н2 и изучение его свойств».
|
Взаимод-е цинка с соляной кислотой. Изуч-е св-в.
|
|
|
подгот-ся к практ.. раб
|
Февр.
|
47
|
3.
|
П/р №5 «Получение О2 и изучение его свойств».
|
Разлож-е перманганата калия.
|
|
|
подгот-ся к практ.. раб
|
Февр.
|
48
|
4.
|
П/р №6 «Приготовление раствора сахара».
|
Приготовление раствора сахара с определённой массовой долей.
|
|
|
Оформить рез-ты в тетради.
|
Март
|
Свойства растворов электролитов. (20 часов).
|
49.
|
1.
|
Растворение как физико-химический процесс..
|
Познакомить учащихся с количественными характеристиками растворимости. Дать представления о насыщенном, ненасыщенном и пересыщенном растворах. Рассмотреть факторы, влияющие на растворимость веществ.
|
Таблица растворимости.
Растворимость нитрата, хлорида натрия в воде. Растворимость карбоната кальция и фосфата магния в воде.
|
|
§30 упр.1,2.
|
Март
|
50
|
2.
|
Электролитическая диссоциация.
|
Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации веществ с разным видом связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
|
Зависимость электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления.
|
|
§31
|
Март
|
51.
|
3.
|
Основные положения ТЭД.
|
Ионы. Свойства ионов. Классификация ионов по составу, по заряду, по наличию водной оболочки. Основные положения ТЭД.
|
Таблица: диссоциация поваренной соли.
|
|
§32упр.1-2
|
Март
|
52.
|
4.
|
Ионные уравнения.
|
Реакции обмена, идущие до конца. Запись уравнений реакций с использованием таблицы растворимости.
|
Примеры реакций, идущих до конца.
|
|
§33 упр.1.2.
|
Март
|
53.
|
5.
|
Кислоты в свете ТЭД. Их классификация.
|
Продолжить формирование знаний школьников о кислотах: их свойствах, составе, названиях. Рассмотреть классификацию кислот. Отношение кислот к индикаторам.
|
1. Химические свойства кислот (на примере соляной и серной).
2. Отношение кислот к индикаторам.
|
|
§34 упр.1,2.
|
Март
|
54.
|
6
|
Свойства кислот в свете ТЭД
|
Продолжить формирование знаний школьников о кислотах: их свойствах, составе, названиях. Рассмотреть классификацию кислот. Отношение кислот к индикаторам.
|
1. Химические свойства кислот (на примере соляной и серной).
2. Отношение кислот к индикаторам.
|
|
§34 упр.3,4.
|
Март
|
55
|
7
|
Основания в свете ТЭД.
|
Определение оснований как электролитов, их диссоциация. Классификация оснований по различным признакам, взаимодействие оснований с кислотами. Отношение оснований к индикаторам.
|
Отношение оснований к индикаторам.
|
|
§35упр. 1-3
|
Март
|
56
|
8
|
Оксиды.
|
Углублять знания учащихся об основаниях. Рассмотреть свойства основных и кислотных оксидов.
|
Изучение свойств основных оксидов для оксида кальция и кислотных для углекислого и сернистого газов.
|
|
§36 упр.1-3
|
Март
|
57
|
9
|
Соли.
|
Определение солей как электролитов, их диссоциация. Классификация солей.
|
|
|
§37 упр.1-3
|
апрель
|
58
|
10
|
Генетическая связь между классами соединений. Генетические ряды металлов.
|
Сформировать понятие о генетической связи и генетическом ряде. Рассмотреть генетические ряды металлов.
|
Осуществление ряда: Na→NaOH→
→Na2CO3→NaCl
|
|
§38упр.1-4
|
апрель
|
59
|
11
|
Генетические ряды неметаллов.
|
Продолжить формирование понятий о генетической связи. Рассмотреть генетические ряды неметаллов.
|
Осуществление ряда: S→SO2→H2SO3→
→Na2SO3→Na2SO4
|
|
Стр.172 упр.2(б)
|
апрель
|
60
|
12
|
Урок – упражнение.
|
Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме. Проверка знаний учащихся.
|
|
|
Записи в тетради.
|
апрель
|
61
|
13
|
П/р №7 «Ионные реакции»
|
Определение сульфат и хлорид ионов.
|
Качественные реакции ВаСl2,МgSO4.
|
|
Оформить рез-ты в тетради
|
апрель
|
62
|
14
|
П/р №8 Решение экспериментальных задач по теме: «Основные классы неорганических соединений».
|
Применить знания, полученные ранее.
|
|
|
Оформить рез-ты в тетради
|
апрель
|
63
|
15
|
Урок – практикум по распознаванию веществ.
|
Углублять знания учащихся о свойствах неорганических веществ, развивать их с помощью демонстрационных опытов.
|
1. Распознавание карбонатов.
2. Распознавание сульфатов.
3. Распознавание галогенидов.
4. Распознавание роданидов.
|
|
Записи в тетради.
|
май
|
64
|
16
|
Окислительно–восстановительные реакции.
|
Определение степеней окисления элементов, образующих вещества различных классов. Реакции ОВ и реакции ионного обмена, их различия.
|
1. Взаимодействие серы с концентрированной серной кислотой.
2. Горение магния.
|
|
§43 упр.1
|
май
|
65
|
17
|
Упражнения в составлении ОВР.
|
Составление ОВР методом электронного баланса.
|
|
|
§43 упр.8
|
май
|
66.
|
18.
|
Повторение темы.
|
Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме.
|
|
|
Записи в тетради
|
май
|
67.
|
19.
|
К/р №5 «Классы неорганических веществ».
|
Проверка знаний учащихся
|
|
|
|
май
|
68.
|
20.
|
Повторение темы.
|
Повторение. Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме. Выполнение упражнений. Проверка знаний.
|
|
|
|
май
|
Итого 68 часов.