скачать
РУССКИЙ ЯЗЫК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Русский язык» для 2 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 1 – 4 классы» (2012).
Идея курса – изучение русского языка с позиций его духовной, культурно-исторической ценности.
Курс направлен:
на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности;
на становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения;
на познание ребёнком окружающего мира и самого себя.
Цель изучения предмета «Русский язык» – ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся6 развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека
Формирование развёрнутой структуры учебной деятельности предполагает:
осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного решения (затем и развитие умения ученика самостоятельно ставить перед собой определённую задачу);
формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, предписаниями, словарями и т.д.);
развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памяти, учебнику, тетради, справочному материалу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.
Собственно лингвистическое (языковое) развитие представлено в курсе как:
осознание ребёнком того, что есть окружающий мир и что есть слова, всё в нём называющие; слово образуется («рождается»), изменяется, используется в речи по определённым правилам;
сохранение и развитие чувства языка и интуиции, обогащение интуиции по мере конкретизации знаний в области грамматики родного языка; формирование приёмов лингвистического анализа, синтеза, способности моделировать факты языка;
формирование ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию;
осознание ребёнком себя как носителя русского языка;
развитие мотивов и средств речевой деятельности.
Задача речевого развития в курсе реализуется системой заданий, направленных на формирование:
правильности (произносительной, грамматической, лексической, словообразовательной, орфографической) основных видов речевой деятельности – говорения, чтения и письма;
речевого слуха детей, умения слышать и слушать себя и других;
словарного состава и синтаксического строя речи младших школьников, её диалогической и монологической форм;
способности и готовности самостоятельно строить (в устной и письменной форме) небольшие по объёму сообщения (описания, повествования, рассуждения), близкие детям по тематике.
Проверка и оценка усвоения программы.
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зритель ные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), обучающие изложения и сочинения.
Примерное количество слов для словарных диктантов: II класс — 8—10; III класс — 10—12; IV класс — 12—15. Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: I класс, конец года — 15—17; II класс, первое полугодие — 25—30, конец года — 35—45; III класс, конец первого полугодия — 45—55, конец года — 55—65; IV класс, конец полугодия — 65—70, конец года — 75—80. Количество слов в текстах для изложений: II класс, первое полугодие – примерно 40-50 слов, конец года – 50-65 слов; III класс, конец первого полугодия – 60-70 слов, конец года – 70-85 слов; IV класс, конец первого полугодия – 80-90 слов, конец года – 95-100 слов. В текстах, предназначенных для изложения, количество слов для каждого класса соответственно увеличивается на 15—20. Содержание текстов оказывает познавательное, воспитательное воздействие на учащихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате изучения русского языка во 2 классе дети научатся:
понимать – предложение – это основная единица речи;
понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
различать главные члены предложения;
понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
различать словосочетание и предложение;
понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
различать деление слов на слоги и для переноса;
понимать влияние ударения на смысл слова;
различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
верно употреблять прописную букву.
В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;
составления предложений на заданную тему;
употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
орфографической грамотности речи учащихся;
проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
деления слов на слоги и переноса слов;
правильного написания слов с буквой Й;
обозначения мягкости согласных на письме;
написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
употребления прописной буквы в именах собственных;
работы со словарём (использование алфавита);
каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка во 2 классе на 2013-2014 учебный год
№ п/п
|
Содержание
( тема )
|
Тип урока.
Кол-во
часов
|
Планируемые результаты (предметные)
Элементы содержания
|
Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
|
Дата
|
|
|
|
|
Личностные УУД
|
Познавательные УУД
|
Коммуникативные УУД
|
Регулятивные УУД
|
|
НАША РЕЧЬ (4 Ч)
|
1.
|
Знакомство с учебником.
Какая бывает речь?
|
Урок рефлексии
1 час
|
Познакомить с новым учебником и правилами работы по нему.
|
Делать выводы о значении речи в жизни человека.
|
Работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями.
|
Уметь договариваться и приходить к общему решению.
|
Оценивать свои результатов.
|
|
2.
|
Что можно узнать о человеке по его речи?
|
Урок введения новых знаний
1 час
|
С помощью наглядных примеров показать учащимся, что речь является источником информации о человеке; развивать умение употреблять в речи «вежливые» слова.
|
Оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения.
|
Делать выводы о значении речи в жизни человека.
|
Анализировать и делать выводы.
|
Обнаруживать и формулировать учебную проблему.
|
|
3
|
Как отличить диалог от монолога?
|
Урок введения новых знаний
1 час
|
Познакомить с терминами «диалог» и «монолог»; формировать умение оформлять диалог.
|
Оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения.
|
Различать диалог и монолог.
|
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.
|
Аргументировать свою позицию.
|
|
4
|
Проверка знаний по теме: «Наша речь».
|
Урок- контроль
1 час
|
Проверить и систематизировать знания по теме «Наша речь»
|
Осознание роли языка и речи в жизни человека.
|
Использовать знания по теме в новых условиях.
|
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
|
Анализировать, делать выводы, сравнивать.
|
|
ТЕКСТ (5 Ч)
|
5
|
Что такое текст?
|
Урок рефлексии
1 час
|
Повторить признаки текста. Научить определять тему текста.
|
Осознание роли языка и речи в жизни человека.
|
Различать предложение и группу предложений.
|
Аргументировать свою позицию.
|
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
|
|
6
|
Что такое тема и главная мысль текста?
|
Урок введения новых знаний
1 час
|
Научить определять тему и главную мысль текста.
|
Осознание роли языка и речи в жизни человека.
|
Определять тему, главную мысль текста.
|
Уметь договариваться и приходить к общему решению.
|
Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей.
|
|
7
|
Части текста.
|
Урок введения новых знаний
1 час
|
Научить выделять в тексте начало, основную часть и концовку.
|
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
|
Выделять части текста.
|
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
|
Волевая саморегуляция. Прогнозирование результата.
|
|
8
|
Диктант по теме: «Текст»
|
Урок- контроль
1 час
|
Проверить умения самостоятельно работать, оформлять предложение, писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
|
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
|
Самостоятельно анализировать слово и выбирать нужный вариант его описания.
|
Умение слушать и понимать речь других.
|
Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы.
|
|
9
|
Работа над ошибками.
|
Урок рефлексии
1 час
|
Научить исправлять ошибки; развивать орфографическую зоркость.
|
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
|
Самостоятельно анализировать слово и выбирать нужный вариант его описания.
|
Умение слушать и понимать речь других.
|
Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы.
|
|
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (12 Ч)
|
10
|
Что такое предложение?
|
Урок рефлексии
1 час
|
Повторить признаки предложения, правила постановки знаков препинания в конце предложения.
|
Осознание роли языка и речи в жизни человека.
|
Различать группу предложения и группу слов, оформлять предложение на письме.
|
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
|
Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
|
|
11
|
Как из слов составить предложение?
|
Урок введения новых знаний
1 час
|
Научить составлять из слов предложение, находить главное по смыслу слово в предложении.
|
Осознание роли языка и речи в жизни человека.
|
Составлять предложения, читать их, делать логическое ударение.
|
Сотрудничество с учителем и сверстниками.
|
Анализировать, делать выводы, сравнивать.
|
|
12
|
Контрольное списывание.
|
Урок – контроль
1 час
|
Проверить умение грамотно списывать, навык грамотного каллиграфического письма.
|
Осознание роли языка и речи в жизни человека.
|
Списывать текст, проговаривать его по слогам.
|
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
Анализировать, делать выводы, сравнивать.
|
|
13
|
Что такое главные члены предложения?
|
Урок введения новых знаний
1 час
|
Познакомить с терминами «главные члены», «основа предложения»; научить находить главные члены предложения и его основу.
|
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
|
Находить основу и второстепенные члены предложения.
|
Умение слушать и понимать речь других.
|
Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
|
|
14
|
Что такое второстепенные члены предложения?
|
Урок введения новых знаний
1 час
|
Познакомить с термином «второстепенные члены предложения»; научить находить второстепенные члены предложения.
|
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
|
Находить второстепенные члены предложения, дополнять основу второстепенными членами.
|
Умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
|
Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей.
|
|
15
|
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
|
Урок введения новых знаний
1 час
|
Познакомить с терминами «подлежащее» и «сказуемое»; научить находить подлежащее и сказуемое в предложении.
|
Осознание роли языка и речи в жизни человека.
|
Находить главные члены предложения.
|
Умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
|
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
|
|
16
|
Что такое распространённые и нераспространённые члены предложения?
|
Урок введения новых знаний
1 час
|
Познакомить с понятиями «и распространённое» и «нераспространённое» предложение; научить находить в предложении подлежащее и сказуемое.
|
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
|
Различать распространённые и нераспространённые предложения.
|
Умение слушать и понимать речь других.
|
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.
|
|
17
|
Как установить связь слов в предложении?
|
Урок введения новых знаний
1 час
|
Научить задавать вопросы к словам в предложении.
|
Осознание роли языка и речи в жизни человека.
|
Устанавливать связь слов в предложении, ставить вопрос от главного к зависимому.
|
Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).
|
Умение проговаривать последовательность действий на уроке.
|
|
18
|
Развитие речи. Обучающее сочинение по картине.
|
Урок развития речи
1 час
|
Научить письменно излагать свои мысли.
|
Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
|
Научиться правильно строить предложения, излагая свои мысли.
|
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации.
|
Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
|
|
19
|
Анализ сочинений.
|
Урок рефлексии
1 час
|
Выполнить работу над ошибками, допущенными в сочинении; проверить знания по теме «Предложение».
|
Осознание роли языка и речи в жизни человека.
|
Находить, анализировать и исправлять свои ошибки.
|
Умение слушать и понимать речь других.
|
Делать выводы, сравнивать.
|
|
20
|
Контрольный диктант по теме: «Предложение»
|
Урок – контроль
1 час
|
Проверить умение писать слова с орфограммами, оформлять работу.
|
Осознание роли языка и речи в жизни человека.
|
Видеть и правильно записывать слова с орфограммами
|
Умение слушать и понимать речь других.
|
Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей.
|
|
21
|
Работа над ошибками.
|
Урок рефлексии
1 час
|
Научить классифицировать и исправлять ошибки.
|
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
|
Классифицировать ошибки по орфограммам.
|
Умение аргументировать своё предположение.
|
Оценка результатов работы.
|
|
СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА…(22 Ч)
|
22,
23
|
Что такое лексическое значение слова?
|
Урок введения новых знаний
2 часа
|
Познакомить с понятием « лексическое значение слова».
|
Осознание роли языка и речи в жизни человека.
|
Определять лексическое значение слов.
|
Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий.
|
Прогнозирование результата. Осознание качества и уровня усвоения материала.
|
|
24
|
Что такое однозначные и многозначные слова?
|
Урок введения новых знаний
1 час
|
Познакомить с понятием «многозначные слова»; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
|
Осознание роли языка и речи в жизни человека.
|
Различать однозначные и многозначные слова.
|
Умение слушать и понимать речь других.
|
Контроль в форме сличения способа действия и его результата.
|
|
25
|
Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?
|
Урок введения новых знаний
1 час
|
Познакомить с понятиями « прямое» и «переносное» значение слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
|
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
|
Различать прямое и переносное значение слов.
|
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
Волевая саморегуляция.
|
|
26
|
Что такое синонимы?
|
Урок введения новых знаний
1 час
|
Познакомить с термином «синонимы»; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
|
Осознание роли языка и речи в жизни человека.
|
Различать оттенки значений синонимов.
|
Умение работать в паре, группе.
|
Целеполагание как постановка учебной задачи.
|
|
27,
28
|
Что такое антонимы?
|
Урок введения новых знаний
2 часа
|
Познакомить с термином «антонимы»; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
|
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
|
Находить в тексте антонимы. Употреблять их в речи.
|
Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).
|
Прогнозирование результата.
|
|
29
|
Контрольный диктант.
|
Урок – контроль
1 час
|
Проверить навыки грамотного письма, умение правильно оформлять работу.
|
Осознание роли языка и речи в жизни человека.
|
Находить в тексте орфограммы и правильно писать слова с ними.
|
Умение слушать и понимать речь других.
|
Осознание качества и уровня усвоения материала – оценка деятельности.
|
|
30
|
Работа над ошибками.
|
Урок рефлексии
1 час
|
Учить классифицировать и исправлять ошибки.
|
Нравственно-этическая ориентация.
|
Классифицировать ошибки по орфограммам.
|
Умение аргументировать своё предположение.
|
Умение составлять план и последовательность действий на уроке.
|
|
31,
32
|
Что такое родственные слова?
|
Урок введения новых знаний
2 часа
|
Познакомить с понятием «родственные слова», с признаками однокоренных слов; формировать умение видеть и образовывать родственные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
|
Осознание роли языка и речи в жизни человека.
|
Находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи.
|
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей.
|
|
33,
34
|
Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?
|
Урок введения новых знаний
2 часа
|
Познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова»; формировать умение находить в словах корень, образовывать однокоренные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
|
Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
|
Находить в словах корень образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи.
|
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации.
|
Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
|
|
35
|
Какие бывают слоги?
|
Урок рефлексии
1 час
|
Повторить правила деления слова на слоги.
|
Осознание роли языка и речи в жизни человека.
|
Делить слова на слоги.
|
Умение работать в паре, группе.
|
Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей.
|
|
36,
37
|
Как определить ударный слог?
|
Урок рефлексии
2 часа
|
Повторить понятие «ударение»; формировать умение ставить ударения.
|
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
|
Находить в словах ударный слог.
|
Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).
|
Прогнозирование результата.
|
|
38,
39
|
Как переносить слова с одной строки на другую?
|
Урок рефлексии
2 часа
|
Повторить правила переноса слов; формировать умение переносить слова с одной строки на другую.
|
Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
|
Переносить слова с одной строки на другую.
|
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации.
|
Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
|
|
40
|
Обучающее сочинение по серии картинок.
|
Урок развития речи
1 час
|
Продолжить работу над развитием письменной речи.
|
Нравственно-этическая ориентация.
|
Писать сочинения по серии картинок.
|
Строить сообщения в устной и письменной форме.
|
Анализировать, делать выводы, сравнивать.
|
|
41
|
Проверочная работа.
|
Урок – контроль
1 час
|
Проверить знания по теме «Слово».
|
Осознание роли языка и речи в жизни человека.
|
Умение осознанно и произвольно строить своё речевое высказывание.
|
Оформлять свои мысли письменно.
|
Контроль в форме сличения способа действия и его результата.
|
|
42
|
Контрольный диктантпо теме: «Слова, слова, слова…»
|
Урок – контроль
1 час
|
Проверить умение писать слова с изученными орфограммами.
|
Осознание роли языка и речи в жизни человека.
|
Видеть в словах орфограммы.
|
Умение слушать и понимать речь других.
|
Осознание качества и уровня усвоения материала – оценка деятельности.
|
|
43
|
Работа над ошибками.
|
Урок рефлексии
1 час
|
Научить исправлять ошибки.
|
Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
|
Объяснять допущенные ошибки, исправлять их
|
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации.
|
Оценка результатов работы.
|
|
скачать