Главная | стр 1
Министерства здравоохранения и социального развития РФ Кафедра философии, биоэтики и культурологии Утверждаю: « 14 » октября 2011 г. Проректор по учебной работе Профессор___________ Давыдова Н.С. Рабочая программа дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла С.1.С.1.Б.2 Биоэтика Специальность 060301 Фармация Квалификация__________Специалист 20 11 год Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки (специальности) 060301- Фармация утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 38. Разработчики: доцент кафедры философии, биоэтики и культурологии, кандидат философских наук Киселев В.А., доцент кафедры философии, биоэтики и культурологии, кандидат культурологи Белоусова Е.В. Рабочая программа дисциплины обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии, биоэтики и культурологии 8 сентября 2011 г., протокол №3. Программа рецензирована: зав. кафедрой истории, экономики и права ГБОУ ВПО УГМА Минздравсоцразвития РФ, проф., доктором исторических наук Шапошниковым Г.Н. Программа обсуждена и одобрена методической комиссией специальности 060301 Фармация 05.10.2011 г. Протокол № 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Биомедицинская этика (биоэтика) – это междисциплинарная гуманитарная наука, являющаяся важнейшей составной частью федерального компонента высшего профессионального медицинского образования и неотъемлимой составной частью подготовки современного специалиста в здравоохранении. ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ - формирование общекультурных компетенций будущих специалистов; - формирование биоэтической культуры будущих провизоров; - способствовать включению будущих специалистов в реалии современной медицины с ее ценностями и проблемами; - воспитание у студентов чувства уважения к отечественной медицине; - подготовить будущих специалистов к выполнению профессиональных обязанностей в условиях многоукладной медицины и рыночной экономики; - привить студентам чувство долга и благоговения перед человеческой жизнью. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ БИОЭТИКИ: В процессе изучения данной дисциплины студент обязан выработать следующие навыки: - владение культурой биоэтического мышления, способствующей видению биоэтических проблем; - умение различать этические, правовые, религиозные, экономические интересы и ценности пациентов, мотивы принятия решения пациентами; - умение решать биоэтические проблемы, сохраняя уважение моральной автономии пациентов; - навыки выстраивания тактики поведения фармработника (провизора) в ситуациях, чреватых конфликтом со стороны пациентов, клиентов. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП Дисциплина «Биоэтика» входит в состав базовой части гуманитарного цикла. Изучение биоэтики проводится на первом курсе, когда изучаются не только базовые положения самой дисциплины, но и межпредметные связи, проблемы с философией, культурологией, историей медицины, закладываются основы для изучения последующих гуманитарных дисциплин: право, экономика, иностранные языки. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Процесс изучения и результаты освоения дисциплины «Биоэтика» направлен на формирование следующих компетенций: Общекультурные компетенции: - способностью к научному анализу_социально значимых проблем и процессов, политических событий и тенденций, пониманию движущих сил и закономерностей исторического процесса, способностью к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации, использованию социологических знаний в профессиональной и общественной деятельности (ОК-1); - владением письменной и устной речью на государственном языке Российской Федерации, умением вести дискуссии и полемики, способностью и готовностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОК-2); - способностью и готовностью к деятельности и общению в публичной и частной жизни, к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами. к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, социальной мобильности (ОК-3); - способностью и готовностью к деятельности в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдению правил врачебной этики, законов и нормативных правовых актов по работе с конфиденциальной информацией (ОК-4); - готовностью к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантному восприятию социальных и культурных различий, приумножению отечественного и мирового культурного наследия, владением понятийным аппаратом, знанием истории цивилизации, психологии культурных архетипов (ОК-5); - владением культурой мышления, способностью к критическому восприятию информации, логическому анализу и синтезу(ОК-7); - готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, способностью к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации (ОК-8).
В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: - социальные и естественнонаучные причины возникновения биомедицинской этики (биоэтики), как качественно новой ступени развития медицинской этики; - сущность и принципы биоэтики; основные нормативные документы (правовые и этические), регламентирующие деятельность медицинских работников; -особенности проявления биоэтических проблем в разных областях современной медицины; - основные сущностные характеристики фармацевтической деонтологии, медицинской этики, биоэтики; - основные модели отношения провизора и пациента в современной медицине; - права и обязанности провизора, степень его ответственности в случае причинения материального и морального вреда пациенту; - базовые этические и правовые документы отечественного здрвоохранения. Уметь: - защищать неприкосновенность частной жизни как основу человеческого достоинства пациентов; - вычленять биоэтическую проблему в составе сложных многосторонних связей, отношений между врачом и пациентом; - применять нормы этики и права в разрешении возникших конфликтов с учетом интересов пациента или его близких; - выстраивать с пациентом и коллегами доверительные, конструктивные отношения на основе принятых в обществе этических и правовых норм; - отстаивать научные положения современной отечественной и международной медицинской науки и практики в противоположность бытующим ненаучным представлениям в области профилактики, диагностики, лечения, реабилитации; - разрешать вопросы и проблемы, возникающие в коллективе или с пациентом на основе уважения и толерантности.
- навыками информирования пациентов различных возрастов в соответствии с требованиями модели «информированного согласия»; - навыками такта и деликатности при общении с больными и их близкими; - навыками морально-этической аргументации в решении сложных биоэтических проблем; - методами ведения беседы, полемики, диспута, культурой делового общения; - методами оценки степени риска для испытуемых при проведении биомедицинского эксперимента и клинических испытаний лекарств. Объем и вид учебной работы
5.1.
5.2. Контролируемые учебные элементы (на основе ФГОС)
5.3.Разделы дисциплин (ДЕ) и виды занятий
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8.1. Основная 8.1.1.Учебники:
8.1.2.Учебные пособия 1. Кэмпбелл А., Джилетт Г., Джонс Г. Медицинская этика. – М.,2004. Рекомендовано УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов. 45 экз., библ. УГМА. 2. Киселев В.А. Биоэтический словарь: Учебное пособие.-Екатеринбург,УГМА,2006. Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов. 334 экз.,библ. УГМА, 3. Киселев В.А. Сборник ситуационных задач по биомедицинской этике: Учебное пособие. – Екатеринбург,УГМА, 2009. 100 экз., кафедра философии и биоэтики. 4. Лопатин, П.В. Биоэтика. Рабочая тетрадь: учебное пособие. – М., 2010. 30 экз., библ., УГМА. 5. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы: Учебное пособие. – М.,1997. 37 экз., библ., УГМА. 6. Уильямс Дж. Р. Руководство по медицинской этике / Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г.Юдина, Л.А. Михайлова. - М.,2006. Гриф УМО. 7. Яровинский М.Я. Медицинская этика (биоэтика): учебное пособие. – М., 2006. 10 экз.,библ., УГМА.
8.2.1... Елькин И.О.. Егоров В.М., БлохинаС.И. Философия, этика и право в анастезиологии-реаниматологии. – Екатеринбург, НПРЦ «Бонум», 2006. 2. Акопов В.И., Маслов Е.Н. Право в медицине. – М.,2002. 3. Бартко А.Н., Михаловска-Карлова Е.П. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы. – М.,1999. Часть 2. 8.2.2. Литература для углубленного изучения, подготовки рефератов . 1. Капинус О.С. Эвтаназия в свете права на жизнь. – М.,2006. 2. Слейтер Лорин. Открыть ящик Скиннера / Пер с англ. – М.,2007. 3. Философский словарь по правам человека. 2-е изд., испр. и доп.- Екатеринбург, 2007. 4. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. – Санкт-Петербург,1997. 5. Фукуяма Фр. Наше постчеловеческое будущее. – М., 2004. 8.2.3. В процессе преподавания используются интерактивные методы обучения: сайт кафедры, доклады, презентации, ситуационные задачи. Материально-техническое обеспечение дисциплины: На кафедре имеется 3 ПК, 4 ноутбука для организации рубежного и итогового тестирования, 4 проектора для проведения учебных презентаций. Смотрите также: Рабочая программа дисциплины Гуманитарного, социального и экономического цикла с с б. 1 Биоэтика
174.38kb.
Рабочая программа дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла с с б. 2 Биоэтика
163.17kb.
Рабочая программа дисциплины Гуманитарного, социального и экономического цикла б. 1 Биоэтика
195.72kb.
Рабочая программа дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла С. 1 С. 1 Б биоэтика
192.91kb.
Рабочая программа дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла С. 1 С. 1 Б биоэтика
188.42kb.
Рабочая программа дисциплины Гуманитарного и социально-экономического цикла б. Б. 1 «Философия, биоэтика»
398.05kb.
Рабочая программа дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла раздел с в. Од. 1 Культурология специальность
198.86kb.
Рабочая программа дисциплины Гуманитарного и социально-экономического цикла б.
314.05kb.
Рабочая программа дисциплины Гуманитарного и социально-экономического цикла б. Б. 1 Философия
321.69kb.
Рабочая программа дисциплины Гуманитарного и социально-экономического цикла б. Б. 1 Философия
278.88kb.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Тематический план изучения дисциплины Организационно методический раздел
569.26kb.
Анализ работы мо учителей гуманитарного цикла в 2012 2013 уч год 159.86kb.
|