На заседании МО Зам .директора по УР Директор МОУ СОШ
Протокол№1 от ________/Юдина Н.А/ с.Апалиха
«___»________201_ г. «___»________201__г. _________/Евсеев А.И./
___________/Евсеева.О.М./ «____»________201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Алексеевой Е.М., 1 категория
По обществознанию (10-11 классы -профиль) Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
Протокол№____ от
«____»_________201__ года 2011-201__год
Пояснительная записка
Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и авторской программы "Обществознание.10—11 классы, профильный уровень" (210 ч) под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук ("Просвещение".2007 год). Рабочая программа ориентирована на 10-11 классы, рассчитана на 105 учебных часов из расчёта 3 часа в неделю. В данное планирование по обществознанию (профильный уровень) классах внесены следующие изменения: количество часов за учебный год не 105 часов, а 102 часа (34 *3=102 часа).
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Цели курса:
развитие социального мышления личности учащегося, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин;
развитие критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в её потоке;
воспитание гражданственности, социальной ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим принципам;
освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой;
овладение умениями получения и осмысления социальной информации, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений.
Основные содержательные линии рабочей программы по обществознанию (профильный уровень) отражают ведущие и социально-значимые проблемы обществоведческих наук и практики в данных областях знаний. К ним относятся: проблемы социального взаимодействия и общественных отношений; социальных интересов и социальных конфликтов; социализации индивида; проблемы молодёжи как социальной группы; профессионального и социального самоопределения молодых людей; личность в политической жизни.
Формы организации учебного процесса:
коллективная;
групповая;
индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
содержания;
обучающих средств;
методов обучения.
Виды учебных занятий: урок , лекция, практическое занятие, игры-обсуждения, проектная деятельность.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков. Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:
определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку .
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Промежуточный контроль знаний учащихся, временно обучающихся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого в этих учебных учреждениях.
Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).
3. Итоговая аттестация обучающихся
Итоговая аттестация обучающихся 11-х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля и в форме ЕГЭ ( тестирования). Сроки итоговой аттестации устанавливаются в соответствии с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
исследование реальных связей и зависимостей;
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
владение навыками редактирования текста;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Класс
Кол. часов всего
10
102
11
102
итого
204
Программа рассчитана на 3 часа в неделю
в соответствии с БУП -2004г. 34 учебные недели 3 часа в неделю = 102 часа в год
1 полугодие — 15 недель - 45 урока
2 полугодие — 19 недель - 57 уроков
Распределение учебного материала
№
Наименование раздела
Кол- во часов
Темы контрольных работ
Дата проведения
10 класс
1
Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность
16
Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность
2
Общество и человек
25
Общество и человек
3
Деятельность как способ существования людей
12
Деятельность как способ существования людей
4
Сознание и познание
17
Сознание и познание
5
Личность. Межличностные отношения
32
Личность. Межличностные отношения
Итого
102
11 класс
6
Социальное развитие современного общества
Социальное развитие современного общества
7
Политическая жизнь современного общества
Политическая жизнь современного общества
8
Духовная культура
Духовная культура
9
Современный этап мирового развития
Современный этап мирового развития
Итого
102
Календарно-тематическое планирование в 10 кл.
№
урока
Тема раздела,
урока
кол-во
часов
дата прове-дения
Материалы
и
оборудование
основные понятия
и
термины
дом.
задание
примечания
Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность 16 ч.
1
2
3
Наука и философия.
3
ЦОР по теме
общество, социальный институт, общественные отношения, культура, сфера общественной жизни
§1
4
5
6
Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях.
эмпиризм, рационализм, практика как критерий истины, относительная истина, абсолютная истина.
§22
58
59
60
Многообразие путей познания мира
3
ЦОР по теме
виды и уровни человеческих знаний, мифологическое и рационально-логическое знание, жизненный опыт и здравый смысл, гносеология, эсхатология, художественный образ, паранаука.
§23
61
62
Научное познание
2
ЦОР по теме
научная теория, эмпирический закон, гипотеза, научный эксперимент, моделирование, научная революция
§24
63
64
Социальное познание
2
ЦОР по теме
научное социальное знание, обыденное знание, методы социального познания, социальный факт, смысл, ценности, интерпретация, понимание.
культурный контекст, конкретно-исторический подход, идеальный тип.
общение как обмен информацией, особенности общения в информационном обществе, коммуникация, невербальное общение.
§31
82
83
84
Общение как взаимодействие
3
ЦОР по теме
общение как межличностное взаимодействие, кооперация, конкуренция, общение в юношеском возрасте, интеракция, доминантный собеседник, недоминантный собеседник, экстраверт, интроверт.
§32
85
86
87
Общение как понимание
3
ЦОР по теме
взаимопонимание, идентификация, эмпатия, эффекты и стереотипы межличностного восприятия, социальная перцепция, механизмы взаимовосприятия в процессе общения.
межличностная совместимость, групповая сплоченность, конформность, нонконформность, самоопределение личности
§35
93
94
Групповая дифференциация и лидерство
2
ЦОР по теме
групповая дифференциация, лидерство, лидер, стиль лидерства
§36
95
96
97
Семья как малая группа
3
ЦОР по теме
семья как малая группа, психология семейных взаимоотношений, гендер, гендерное поведение, семейное воспитание, расширенная (многопоколенная) семья, нуклеарная семья, функции семьи,
§37
98
99
Антисоциальные и криминальные молодежные группировки
2
ЦОР по теме
неформальные молодежные группы, антисоциальная субкультура, криминальные группы, криминогенные группы, «дедовщина».
ценности, нормы, социальные нормы, правовые отношения, нормы морали, нормы права
§5
13
14
15
Отклоняющееся поведение и социальный контроль
3
ЦОР по теме
отклоняющееся поведение, социальный контроль.
преступность
§6
16
17
Социальные интересы и формы социального взаимодействия
2
ЦОР по теме
социальный интерес, социальное взаимодействие, конкуренция, социальное сотрудничество, социальный конфликт, пути разрешения социального конфликта, соперничество, стадии социального конфликта
демографическая политика, депопуляция, миграция, воспроизводство населения
§10
24
25
Институт семьи и брака
2
ЦОР по теме
семья и брак как социальные институты.
семейная роль, неполная семья
§11
26
27
Быт и бытовые отношения
2
ЦОР по теме
быт, социально-бытовые интересы, материально-вещественная среда обитания человека, культура бытовых отношений, типы социального объединения и общения, интерьер, домашняя работа, домашнее хозяйство, рациональное питание, досуг, урбанизация
§12
28
29
30
Молодежь в современном обществе
3
ЦОР по теме
молодежь как социальная группа, тинейджеры, инфантилизм, субкультура, контркультура.
Обобщение по теме «Социальное развитие современного общества»
2
тестовые задания, КИМ ЕГЭ
Основные понятия и термины к § 1- § 14.
§1-14
Т е м а 7. Политическая жизнь современного общества 34 ч.
36
37
38
Политическая система и политический режим
3
ЦОР по теме
политическая система, политический режим, тоталитаризм, авторитаризм
§15
39
40
Демократия
2
ЦОР по теме
демократия, политический плюрализм, многопартийность, политическое и правовое равенство, парламентаризм, защита прав меньшинства, свобода, легитимность, гласность.
§16
41
42
43
Государство в политической системе
3
ЦОР по теме
бюрократия, бюрократизм, государственная служба, должностной регламент.
§17
44
45
46
Гражданское общество и правовое государство
3
ЦОР по теме
правовое государство, гражданское общество, местное самоуправление, социальное партнерство, группы интересов.
§18
47
48
Место и роль СМИ в политической жизни
2
тесты
средства массовой информации, политическое манипулирование, политический маркетинг, общественное мнение.
§19
49
50
51
Политическая идеология
3
ЦОР по теме
политическое сознание, политическая идеология, либерализм, консерватизм, социал-демократическая идеология, коммунистическая идеология, национализм, идеология фашизма, политическая психология, политическое поведение, социально-политическая теория, политическая программа, политическая пропаганда.
§ 20-21
52
53
54
Политические партии и движения
3
ЦОР по теме
политическая партия, партийная система, типы партийных систем, общественно-политическое движение, политическая мобилизация, политическая социализация.
§22
55
56
Лидеры и элита в политике
2
ЦОР по теме
политическая элита, контрэлита, политический лидер, имидж политического лидера, группа давления, управленческие способности, традиционный тип лидерства, рационально-легальный тип лидерства, харизматический тип лидерства, лоббирование.
§23
57
58
59
Выборы в демократическом обществе
3
ЦОР по теме
избирательная система, типы избирательных систем, избирательная кампания, политический маркетинг, политический имидж, абсентеизм, популизм
§24
60
61
Человек в политической жизни
2
ЦОР по теме
политическое участие, политическая культура, типы политической культуры, политическая роль, политическая субкультура.
§25
62
63
64
Истоки и опасность политического экстремизма. Политический конфликт
3
ЦОР по теме
политический конфликт, переговоры, компромисс, арбитраж.
§26
65
66
67
Политический процесс, его формы
3
ЦОР по теме
политичский процесс, агрегация.
§ 27.
Стр.285-288
68
69
Обобщение по теме «Политическая жизнь современного общества»
нравственная культура, мораль, нравственность, этика, добро и зло, долг, совесть, честь и достоинство личности, моральный идеал, этические категории, моральное сопротивление