Главная | стр 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИйСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)” Подлежит возврату №
Социально-политические отношения в обществе. (Модули: социология и политология) Программа и планы семинарских занятий для студентов очно-заочной формы обучения Москва 2011 Составители: И.В.Верезгова, Л.Н.Кочеткова, В.Г.Мурашова, Т.Н. Семёнова, В.В.Смирнов, С.В.Тихонова
Программа и планы семинарских занятий предназначены для студентов всех специальностей очно-заочной формы обучения. Печатается по решению редакционно-издательского совета Университета.
кандидат философских наук – Ручкина Г.Ф. © МИРЭА 2011 Подписано в печать 00.00.2011. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л.00,00 Усл. кр.-отт. 00,00. Уч.-изд. л. 00,00 Тираж 000 экз. С 00
119454, Москва, пр. Вернадского, 78 ВВЕДЕНИЕ Данная работа представляет собой разработку учебного курса социально-политические отношения в обществе – научной дисциплины, коренным образом отличающейся от других гуманитарных наук. В условиях современного общества, знания о социально-политической сфере перестают быть только теорией, они становятся основой для реальных общественно-полезных действий. Сегодня возрастает потребность в социально и политически грамотных специалистах, осознающих свою общественную значимость, способных самостоятельно ориентироваться в изменяющейся действительности. Социально-политические знания необходимы человеку независимо от его профессиональной принадлежности, так как позволяют осознать смысл и направление происходящих стране и мире изменений и в итоге, занять свое место в жизни. Цель программы и планов семинарских занятий- ознакомить студентов МИРЭА с основными теориями и концепциями современной социально-политической науки, способствовать получению прочных систематических знаний по социологии и политологии, ориентировать студентов на дальнейшее самостоятельное изучение проблем развития нашего общества. Предлагаемая работа разработана преподавателями кафедры философии, социологии и политологии МИРЭА и предназначено для студентов очно-заочной формы обучения. Структура учебного пособия соответствует требованиям Государственного стандарта и отражает все его основные темы. В процессе подготовки пособия использовались ранее не переводившиеся на русский язык произведения зарубежных социальных и политических мыслителей. Для эффективного усвоения знаний студентами в конце каждой главы содержатся вопросы для обсуждения и рекомендуемая литература. Свою задачу авторы видели в достижении максимальной научной объективности. ТЕМА 1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ Предмет социологии. Структура и уровни социологического знания. Макросоциология и микросоциология. Западноевропейская и американская традиции в развитии социологической мысли. О. Конт и возникновение позитивистской социологии. Эволюционистская концепция Г. Спенсера. Психологическое направление: Г. Лебон и Т. Тардт. Социологическая концепция Э. Дюркгейма. Теория общества в марксизме. «Понимающая социология» М. Вебера. Социальная система Т. Парсонса. Развитие социологии в России. Географический детерминизм, органицизм, психологизм (Л. Мечников, А. Стронин, Н. Кареев). Социологические воззрения Н. Данилевского. Этико-субъективная школа П. Лаврова, Н. Михайловского. Марксистская концепция социологической мысли в России (Г.Плеханов, В.Ленин). П. Сорокин о природе социальных связей и изменений. Особенности современного этапа в развитии социологии. Ключевые понятия: социальное и социологическое, социальные законы и социологические закономерности, уровни социологического анализа, общая социология, специальная социология, отраслевые теории, прикладная социология, социальная статика и социальная динамика, социальная мобильность и социальная стратификация, идеальный тип, социальный факт, общественно-экономическая формация, системный функционализм, социальные связи и отношения, социальные изменения. План семинарского занятия
Задачи и вопросы для обсуждения
Темы рефератов и докладов
Тесты
а) учение о природе; б) учение о сознании; в) учение о человеке; г) учение об обществе.
а) социальные системы; б) социальное действие; в) социальные отношения; г) социологические категории.
а) политология; б) философия; в) психология; г) социология.
Библиографический список
ТЕМА 2 ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА Сущность общества как системы. Социальная система. Основные элементы социальной системы. Общество как целостная динамично саморазвивающаяся система. Системообразующие качества общества: целостность, динамичность, историчность, открытость. Признаки общества . Основные функции общества: адаптационная, целеполагающая, стабилизационная, интеграционная. Типология обществ: простые и сложные, закрытые и открытые, западные и восточные, стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые, традиционные (доиндустриальные), индустриальные и постиндустриальные. Социальный прогресс и регресс. Модернизация. Виды модернизации: органическая и неорганическая. Понятие социального института. Доминантные социальные институты: семья, образование, религия, политические институты, экономические институты. Функции социальных институтов: явные и латентные. Институционализация. Состояние и перспективы развития современного российского общества. План семинарского занятия
Ключевые понятия: общество, социальная система, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, информационное общество, социальный институт, социальный прогресс, регресс, реформа, революция, модернизация. Задачи и вопросы для обсуждения
Темы докладов и рефератов
Тесты
а) цивилизация; в) культура; б) общество; г) элита.
а) Э.Дюркгейм; в) Э.Шилз; б) К.Маркс; г) О.Конт.
а) развитие сферы услуг и преобладание умственного труда; б) массовое товарное производство машинные технологии; в) натуральное хозяйство, ручной труд, земледелие и скотоводство; г) автоматизация и информационные технологии.
а) индустриальное общество; б) аграрное общество; в) постиндустриальное общество; г) протообщество.
а) социализация; б) модернизация; в) институционализация.
а) К.Маркс, В.Ленин; в) О.Конт, М.Вебер; б) П.Сорокин, Г.Спенсер; г) Р.Арон. Д.Белл. Библиографический список
ТЕМА 3 ЛИЧНОСТЬ Личность как объект исследований. Взаимодействие личности и общества. Социально значимые черты личности. Основные социологические теории личности. Теория «зеркального Я» Ч.Х.Кули. Социальное поведение, социальные роли и социальные статусы. Приписываемые, прирожденные, достигаемые статусы личности. Социализация личности. Этапы социализации личности. Десоциализация и ресоциализация личности. Девиантное, делинквентное поведение личности. План семинарского занятия
Ключевые понятия: личность, индивид, статус, социальная роль, социализация. Личность — социальное качество индивида, результат его интеграции в систему общественных отношений. Индивид — отдельный, единичный представитель человеческого рода. Статус — позиция, положение человека в группе или обществе, состоящее из совокупности прав и обязанностей. Социальная роль — модель поведения, заданная социальной позицией личности в системе общественных отношений. Социализация — процесс усвоения культурных норм и ценностей и освоения социальных ролей. Задачи и вопросы для обсуждения
Темы докладов и рефератов
Тесты
а) культурное программирование; в) ассимиляция б) социальная инженерия; г) социализация
а) школа; в) семья б) университет г) дружеская кампания
а) социальные статусы; в) внешние данные б) уровень интеллекта г) черты характера Библиографический список
ТЕМА 4 СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА Конфликтология как научная дисциплина. Определение объекта конфликтологии. Источники конфликтологических знаний. Современные направления в разработке теории конфликта. Развитие отечественной конфликтологии. Методология и методы конфликтологии. Определение конфликта. Предмет, объект и субъект конфликта. Функции конфликта (положительные и отрицательные). Классификация конфликтов. Конфликт как социальное явление. Внутриличностные конфликты. Семейные конфликты. Конфликты между социальными группами. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов. Экономические конфликты. Трудовые конфликты: функции, предупреждение и разрешение. Межэтнические конфликты: природа, сущность и эволюция. Разрешение межэтнических конфликтов. Сущность и типология межэтнических конфликтов в России и ближнем зарубежье. Политические конфликты. Определение политического конфликта. Объект и субъект политического конфликта. Соотношение понятий «политическое противоречие» и «политический конфликт». Повод политического конфликта. Стадии развития политического конфликта: предконфликтная ситуация, развитие конфликта, разрешение конфликта, завершение конфликта, послеконфликтная стадия. Позитивная и негативная функции политического конфликта. Виды политических конфликтов: всеобщие и частичные, открытые и закрытые, кратковременные и долговременные, горизонтальные и вертикальные. Возрастание вероятности мирного урегулирования конфликтов при демократии. План семинарского занятия
Ключевые понятия: конфликт, социальный конфликт, политический конфликт, арбитраж, демонстрация, митинг, забастовка, динамика конфликта, разрешение конфликта, трудовой спор, компромисс, консенсус, международный конфликт, переговоры, управление конфликтом, кризис (социальный, экономический, политический, правительственный, конституционный, кризис легитимности). Задачи и вопросы для обсуждения
Темы рефератов и докладов
Тесты
Библиографический список
ТЕМА 5 СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Социологическое исследование как инструмент познания социальной действительности. Типы и виды социологических исследований. Тема, цели, задачи и рабочие гипотезы социологического исследования. Понятие генеральной и выборочной совокупности. Репрезентативность выборки. Основные этапы конкретного социологического исследования. Программа социологического исследования. Методы сбора социологической информации: опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент. Статистические методы обработки полученных данных. Отчет о результатах социологического исследования. Выводы и практические рекомендации. План семинарского занятия
Ключевые понятия; социологическое исследование, теоретическое и прикладное социологическое исследование, рабочая гипотеза исследования, выборка, опрос, анализ документов, наблюдение, эксперимент, статистические методы обработки данных. Практические задания
Темы учебных социологических исследований
Тест
а) сбор информации в) составление программы б) обработка информации г) написание отчета
а) корреспондент в) актор б) респондент г) агент
а) опрос в) эксперимент б) анализ документов г) наблюдение
а) программа исследования; в) анкета; б) отчет исследования; г) статистические расчеты. Библиографический список
ТЕМА 6 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА Политическая сфера жизни общества, ее специфика и взаимодействие с другими сферами общества: экономической, социальной, духовной. Объект политологии: политика, политическая сфера жизни общества. Предмет политологии: закономерности становления и функционирования политической власти. Категории политологии. Методы политологии: системный, структурно-функциональный, сравнительный (компаративный), исторический, социологический, нормативный, институциональный. Основные функции политологии: теоретико-познавательная, мировоззренческая, методологическая, прогностическая, оценочная (аксиологическая). Теоретическая и прикладная политология. Место политологии в системе общественных наук. Понятие и сущность политики. Различные подходы к определению политики. Субъекты политики: индивиды, социальные слои и группы, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти или оказывающие влияние на нее. Элементы политики: политические отношения, политическая власть, политическая организация, политическая культура, политическое сознание. Функции политики. План семинарского занятия
Ключевые понятия: политика, политическая сфера жизни общества, предмет политологии, субъекты политики, объекты политики, политология, методы политологии, функции политологии, прикладная политология, политическая философия, политическая социология, политическая психология, история политических учений, политические отношения, политические интересы, политические процессы. Задачи и вопросы для обсуждения
Темы докладов и рефератов
Тесты
а) наука, изучающая ценностные аспекты властных отношений; б) наука, изучающая социально-политические конфликты и их влияние на общественное развитие; в) наука, изучающая влияние гражданского общества на распределение власти; г) наука о политике во всех ее проявлениях.
а) классы и социальные группы; б) политические отношения; в) общество в целом; г) неравенство.
а) деятельность, связанная с распределением крупных финансовых средств и ответственных должностей; б) область повышенной конфликтности; в) сфера совпадений интересов социальных групп; г) деятельность в сфере отношений между большими социальными группами по поводу установления власти.
а) только граждане государства, принадлежащие к определенной политической организации и сознательно участвующие в осуществлении ее политических целей; б) отдельные государства, участвующие в мировом политическом процессе; в) индивиды, социальные группы, организации и учреждения, принимающие сознательное участие в политической деятельности; г) политические партии (и только они), участвующие в политической жизни общества. Библиографический список
ТЕМА 7 ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И РЕЖИМЫ Понятие «политическая система» и «политический режим». Соотношение понятий «государственный режим» и «политический режим». Структура и особенности функционирования политических систем и режимов. Ресурсы жизнеспособности политической системы и режима. Типология политических систем и режимов. Взаимосвязь политических режимов, форм правления и типов государственного устройства. Взаимодействие гражданского общества с государством и их связь с характером политического режима. Характеристика демократического режима. Исторические формы демократии. Основные типы современных демократических систем: парламентская, президентская, парламентско-президентская. Проблема издержек и пределов демократии. Истоки и основные признаки тоталитаризма: общее и особенное, исторические пределы и причины крушения тоталитарных режимов. Основные измерения авторитаризма. Его отличия от тоталитаризма и демократии. Особенности тpaнcфopмaции авторитарных и тоталитарных режимов в демократические. Проблемы и трудности становления демократии в России. План семинарского занятия
Ключевые понятия: политическая система, политический режим, демократия, парламент, президентская форма правления, авторитаризм, тоталитаризм, неограниченная власть, диктатура. Задачи и вопросы для обсуждения
Темы докладов и рефератов
Задание Заполните таблицу, проанализировав демократический, авторитарный и тоталитарный режимы по следующим критериям: тип организации государственной власти; роль лидера в государстве; отношение людей к власти; отношения государства и гражданского общества; наличие и роль политических партий; оппозиция и ее роль в обществе; наличие господствующей идеологии; формы разрешения конфликтов.
Тесты
а) практически 100% участие граждан в выборах, б) непосредственное участие граждан в процесс принятия властных решений, в) активное участие граждан в политических дискуссиях, г) частое проведение референдумов и голосований по политическим вопросам.
а) выбирается народом на всеобщих выборах, б) назначается парламентом, в) назначается президентом.
а) может распустить парламент и назначить новые выборы, б) не может распустить парламент, в) может выразить вотум недоверия парламенту.
а) Франция; г) США; б) Россия; д) ФРГ; в) Англия; е) Швейцария.
ТЕМА 8 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ Политическая партия – одно из важных достижений цивилизации, необходимый для нормальной общественной жизни политический институт. Политическая партия как организованная группа единомышленников, представляющая и выражающая политические интересы и потребности определенных социальных слоев и ставящая целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ней. История возникновения политических партий и их цели. Функции политических партий: определение политической цели, разработка идеологии и программы; агрегирование политических интересов; мобилизация участия и социализация граждан; формирование правящей элиты. Типология политических партий по классовой природе, по средствам политической деятельности, идеологии. Кадровые и массовые партии. Партийная система как совокупность устойчивых связей и отношений партий друг с другом, государством и иными институтами власти. Партийная система как одна из важных структур политической системы общества. Классификация различных систем партий: однопартийность. Двухпартийность, многопартийностью Особенности партийного строительства в современной России. Развитие партийной системы Российской Федерации.
Темы докладов и рефератов
Тесты
а) наличие программы; б) социальная база; в) притязания на политическую власть; г) принцип демократического централизма.
а) в конце XIX века; в) в середине XVIII века; б) после I-й мировой войны; г) в средневековье.
а) легальные, нелегальные; б) оппозиционные и правящие; в) кадровые и массовые; г) революционные и реформаторские. Библиографический список
ТЕМА 9 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА Понятие лидерства в политологии. Теории происхождения политического лидерства. Традиционное, харизматическое и рационально-легальное лидерство. Политический лидер. Функции и стили деятельности политического лидера. М.Вебер об основных качествах политического лидера. Понятие политической элиты. Классические и современные теории элит. В.Парето, Г.Моска, Р.Михельс - основоположники элитизма. Типы и виды политических элит. Закрытая и открытая политическая элита. Способы рекрутирования политической элиты: антрепренерская система и система гильдий. Правящая элита и контрэлита. Роль политической элиты в современной России. План семинарского занятия
Ключевые понятия: политическое лидерство, политический лидер, политическая элита, правящая элита, контрэлита, правящий класс. Темы докладов и рефератов
Тесты
а) руководящий в) ведущий б) умеющий г) направляющий
а) власть в) образование б) деньги г) интеллект
а) Платон в) М.Вебер б) О.Конт г) Т.Парсонс
а) функционализм в)эволюционизм б) бихевиоризм г) элитизм
а) львы и лисы в) медведи и зайцы б) ослы и слоны г) волки и овцы
а) в обществе существует одна единая элитарная группа б) общество должно отказаться от понятия элиты и руководствоваться только демократическими ценностями в) в обществе существует несколько элитарных групп, которые борются между собой за власть в) элита является самой лучшей и ценной частью общества
а) Г.Моска в) Р.Михельс б) В.Парето г) Р.Дарендорф Библиографический список
ТЕМА 10 СОВРЕМЕННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Становление мирового политического процесса. Особенности современного этапа мирового политического процесса. Мировая политика и международные отношения. Внешняя политика государств. Функции внешней политики. Геополитические модели мира. Однополярный, двухполярный и многополярный мир. Национально- государственные интересы и проблемы глобализации. Россия в глобализирующемся мире. План семинарского занятия
Ключевые понятия: мировая политика, международные отношения, внешняя политика, военно-политическая доктрина, безопасность, глобальные проблемы. Задачи и вопросы для обсуждения:
Темы докладов и рефератов
Тесты
а) росте влияния разных субъектов геополитики; б) усилении власти сверхдержав; в) биполярности мира
а) переговоры и диалог между конфликтующими сторонами; б) давление доминирующей стороны с угрозой применения силы; в) вмешательство третьих стран и мирового сообщества; г) ничто из названного
а) плотность и качество жизни народонаселения; б) сложившиеся государственные границы; в) национально-этнический состав населения страны; г) правила навигации во внутренних территориальных водах. Библиографический список
Смотрите также: Программа и планы семинарских занятий для студентов очно-заочной формы обучения Москва 2011
354.87kb.
Тематический план для студентов очной и очно-заочной формы обучения 4 программа 5 тематический план семинарских занятий 7
1399.02kb.
Рабочая программа по курсу «Управление качеством» для студентов специальностей 080502 дневной, очно-заочной, заочной форм обучения, 080401 и 080500 дневной формы обучения
51.69kb.
Рабочая программа по курсу «Управление качеством» для студентов специальностей 080502 дневной, очно-заочной, заочной форм обучения, 080401 и 080500 дневной формы обучения
51.69kb.
Планы семинарских занятий и самостоятельной работы студента в аудитории под контролем преподавателя по учебной дисциплине «история» для студентов всех специальностей
345.14kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Социальное государство на Западе для студентов 6 курса заочной формы обучения
117.78kb.
Планы семинарских занятий по спецкурсу "исследование доказательств в суде первой инстанции" для студентов 5-го курса д/о Издательство "
52.04kb.
I. общий раздел специальности
84.55kb.
Планы семинарских занятий для студентов медицинских и фармацевтических вузов и методические рекомендации по подготовке к ним. Екатеринбург: угм
882.06kb.
Задание на учебно-ознакомительную практику для студента(ки)
19.38kb.
Семинарское занятие №1 Тема Договор купли-продажи Основные вопросы
935.22kb.
Планы семинарских занятий по консьюмерскому праву для студентов 5 курса дневной формы получения образования Могилев, 2013 Тема Исторические аспекты развития консьюмеризма 2 часа Понятие потребительского права 89.2kb.
|