Главная | стр 1
6.1. Понятие налога Налоги не являются единственным источником доходов бюджета, они представляют собой только один из видов вне-экономического государственного принуждения Кроме собственно налогов, которым принадлежит самая важная роль в формировании бюджета, существуют и другие виды изъятий в государственный бюджет: лицензионные и регистрационные сборы, сборы ^тдае.е-ления Кроме того, предприятия и граждане делают обязательные отчисления во внебюджетные фонды, платят различные тарифы и другие обязательные платежи. Многообразие форм изъятий вызывает необходимость определить, что же из них является непосредственно налогом, а что — неналоговыми платежами. Законодатель, используя формальный подход, стирает разграничение между налогами и сборами Отнести тот или иной платеж к налогу можно лишь исходя и* его названия в соответствии со ст. 14 Закона Украины «О системе налогообложения», но иногда это приводит к еще большей п>танице {например, один из самых старых налогов закреплен как акцизный сбор) Видимо, всю систему платежей, которые входят в налоговую систему, можно разделить на налоги и платежи налогового характера. Если к первой группе относятся именно налоги (на доход, на землю и т.п.), то вторая группа состоит из сборов и соответствующих налоговых платежей (таможенная пошлина, государственная пошлина, плата за торговый патент). Украинское налоговое законодательство не делает разграничений между несколькими схожими категориями, что нередко приводит к противоречиям Так, практически как синонимы употребляются понятия налога, сбора, обязательного платежа Действительно, это очень схожие, но находящиеся в определенном соотношении категории Понятие обязательного платежа яв тяется родовым, охватывающим всю совокупность налогов и сборов (при этом надо учишвать, что речь идет об обязательных платежах налогового характера, поскольку штрафы, взыскания юже имеют обязательный, но не налоговый характер), и в широком смысле обязательные платежи налогового характера и составляют налоговую систему. В свою очередь налоги и сборы являются видовыми категориями, представляют собой формы обязательных платежей налогового характера. В целом же обязательные платежи в нашем контексте включают: 1) налоги; 2) сборы; 3) налоговые платы (пошлина, таможенная пошлина, плата за торговый патент и т.д.).
И. в-третьих, если установление, изменение и отмена налогов и всех элементов правового механизма налогов является исключительной компетенцией Верховной Рады Украины, то детализацию элементов сборов в перспективе можно рассматривать и в качестве компетенции Кабинета Министров Украины. Основой для лишения собственника права собственности, которая ему принадлежит, является его конституционная публично-правовая обязанность платить законно установленные налоги. Налогоплательщик не имеет права распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которое в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в бюджет, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства. В этой обязанности налогоплательщика воплощен публичный интерес всех членов общества. С публичным характером налога и фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма установления налога, обязанность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязанностей. Многогранная категория «налог» позволяет ставить вопрос о выделении в рамках единого термина двух значений, уровней. Можно разделить налог на правовую категорию и законодательно закрепленное (прикладное) понятие. При характеристике налога как правовой категории в основном делается акцент на переходе собственности к государству, на изменении формы собственности. Действительно, подобный подход был в основе советского законодательства, где четко выдерживался примат государственной собственности и устанавливался различный налоговый режим в зависимости от формы собственности плательщика. В современных условиях все формы собственности равны, имеют одинаковые экономические и правовые основы функционирования. Кроме того, определение налога как правовой категории должно содержать главное в нем с позиции той отрасли права, предмет которой данная норма составляет. С позиции предмета финансового права главное в налоге — поступление средств государству для удовлетворения общественных затрат, насыщенности бюджета. Изменение форм собственности в налоге — это как бы «нигилистический» оттенок данной категории. Поэтому, не оставляя без внимания налоговой стороны регулирования отношений собственности, можно, видимо, кое-что сгладить в этом аспекте. Таким образом налог — это форма принудительного отчуждения результатов деятельности субъектов, реализующих свою налоговую обязанность, в государственную или коммунальную собственность, который вносится в бюджет соответствующего уровня (или целевой фонд) на основании закона (или акта органа местного самоуправления) и выступает как обязательный, нецелевой, безусловный, безвозмездный и безвозвратный платеж. В статье 2 Закона Украины «О системе налогообложения» определяется понятие налога и сбора (обязательного платежа), отдельного же определения налога законодатель не дает ни в одном акте. Избирается упрошенный, формальный путь закрепления исчерпывающего перечня налогов и сборов. И в этом перечне обязательных платежей чисто на формальном уровне разделяются налоги и сборы. В чем кроется их существенное отличие — не понятно, чем они отличаются от обязательных платежей — также не ясно Видимо, необходимо при этом исходить из того, что обя нательные платежи — родовое понятие, а налог и а сборы —- его видовые формы. Определение, данное в Законе Украины «О системе налогообложения», (ст. 2), представляется неудачным, поскольку не раскрывает важных правовых признаков налога и не дает никаких юридических критериев для отличия налогового платежа от неналогового В частности, если сравнить правовую природу налогов в общепринятом их понимании (налог на доход, налог на землю и другие) и, например, отчисление в Пенсионный фонд, таможенную пошлину, экологические платежи и финансовые санкции, то любые принципиальные отличия между ними в свете ст.2 Закона будут более чем относительными.
Разграничивая виды изъятий в бюджет и останавливаясь на характеристике налогов, важно выделить, на наш взгляд, его основные черты, признаки. 1. Это вид платежа, закрепленный актом компетентного органа государственной власга С.И. Пепеляев подчеркивает, что право парламента утверждать налог является выражением права народа соглашаться на уплату налога1 Однако это не означает согласия каждого конкретного члена общества или даже определенных групп, слоев. Так, во мно) их странах существуют конституционные запреты на решение вопросов о налогообложении путем референдума. Вопрос о налогах и бюджете исключаются из законов, регулирующих механизм референдума (Конституция ИЧаль-янской Республики, ч 2 ст 75): 2. Вплотную к этому признаку примыкает признак ипдиви<т\'сц&-пой безоплатности или одностороннего характера его установления. В основу этого признака налога заложено однонаправленное движение средств от плательщика к государству При этом плательщик не получает (на первый взгляд) ничего взамен, что означает отсутствие встречных обязанностей государства. Средства плательщика идут на удовлетворение общественных потребностей. Однако необходимо учитывать, что безоплатность имеет условный характер в связи с односторонней обязанностью плательщика В общем же плане безоплатность означает, что денежные средства, которые выплачиваются как надо;, переходят в Государственный бюджет без получения встречного возмещения или удовлетворения для плательщика. Обязанность по уплате налога является односторонней, и в налоговых правоотношениях существует только одна обязанная сторона — налогоплательщик. Государство, получая в бюджет налоги и сборы, не принимает на себя никаких встречных обязательств перед налогоплательщиком. Одновременно плательщик, уплачивая налог, не приобретет никаких прав. Однако это положение должно пониматься в узком смысле, т. е. при уплате налога не возникает прямой выгоды или прямого преимущества для налогоплательщика. Но это не означает, что налогоплательщики вообще не получают от государства никаких благ. Бесплатное образование и медицинское обслуживание, возможность получать защиту органов правопорядка, пользование дотационными коммунальными услугами — вот далеко не полный перечень тех благ, которые получает налогоплательщик от государственных институтов и учреждений, содержащихся за его отчисления. Кроме того, налогоплательщик получает право на пользование чем-нибудь (после уплаты сбора), а также на услугу от государства (после уплаты таможенной пошлины). Налоги безэквивалентны, и пользование общественными благами не пропорционально величине налогов, уплаченных налогоплательщиками. Уплата сбора или пошлины осуществляется лишь в связи с предоставлением услуги или получением права на пользование. Предоставление услуги от государства или получение права на пользование прямо не обусловлено встречным обязательством, которое подтверждается также возможностью освобождения от уплаты налогов, сборов и пошлин в этом или другом случае. 3. Нецелевой характер налогового плагежа означает поступление его в фонды, которые аккумулируются государством и используются на удовлетворение государственных потребностей При этом не ясно, на удовлетворение каких именно целей расходуются поступления от конкретного налога, т. е формируется как бы размытый, обезличенный денежный фонд государства—«деньги не пахнут». Конечно, требует отдельного рассмотрения проблема некоторых видов налогов, которые по своему характеру больше похожие на сборы (налог на промысел, налог с владельцев транспортных средств и т.д.). Признак нецелевого, абстрактного налогового взыскания основан на бюджетно-правовом принципе запрета на индивидуализацию (специализацию) бюджешых доходов. Это означает, что налоговые доходы не предназначены для конкретных государственных затрат. Иными словами, осуществление государственных затрат не должно быть обусловлено поступлением отдельных налоговых платежей. Данный принцип вытекает из базового положения финансового права о всеобщности и единстве бюджета. Единый бюджет предполагает тесную связь между определенными видами государственных расходов и налоговых доходов, что приводит к дифференциации государственных расходов и соответственно их финансированию по «остаточному принципу». Денежные средства поступают в бюджет на потребности всего государства. Сначала происходит формирование государственного бюджета, и уже потом средства распределяются по отдельным статьям затрат: на финансирование экономических и социальных программ, на содержание системы здравоохранения, образования, обеспечение национальной безопасности и обороноспособности страны и т.д. Целевая направленность некоторых налоговых платежей прослеживается даже в их названии, например, платеж в дорожные фонды. Однако нужно признать, что при этом определяется общее назначение налога, но никак не конкретные затратные статьи бюджета. Целевые налоги, которые имеют некоторую содержательную направленность, не нарушают признака абстрактности налоговых платежей. 4. Безусловный характер, налога является продолжением предыдущего признака и означает уплату налога, не связанную ни с какими встречными действиями, привилегиями со стороны государства. Последние два признака, вероятно, наиболее четко характеризуют суть налога и выделяют его из системы других платежей. На первый взгляд может представиться, что уплата и налогов, и сборов связана с определенным условием (например, уплата налога на прибыль — с получением прибыли). Однако безусловность платежа характеризуется тем, что в налогах условием может показаться формирование объекта налогообложения. Так, до получения прибыли не может существовать обязанности по уплате налога на прибыль, так как нет объекта. Условный характер платежа означает, что объект налогообложения существует, но обязанность по уплате соответствующего платежа возникает при определенном событии. Таможенная пошлина уплачивается в зависимости от стоимости определенного товара {которая существует независимо от обязанности по уплате пошлины), но только при определенном условии — пересечении таможенной границы. Представляет интерес анализ Э. Селнгмэном особенностей налоговых платежей в процессе сравнения его с таможенной пошлиной и другими видами сборов, при котором он выделяет специфические черты налога. Во-первых, таможенная пошлина — принудительный платеж за какую-то услугу государства; в налоге это отсутствует. Во-вторых, налог взимается как часть общего налогового бремени, тогда как таможенная пошлина взимае гея только в виде уплаты за определенную услугу. Мерилом налога является платежеспособность плательщика, мерилом таможенной пошлины -— специальная выгода, которую получает индивид. В-третьих, таможенная пошлина не должна превышать по своей величине стоимости особой услуги для плательщика1. 5. Платеж поступает в бюджет соответствующего уровня или целевого фонда. Распределение налогов по бюджетам, фондам осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией и может идти по двум основным направлениям: закрепления налога за определенным бюджетом или распределения налога между бюджетами. В ряде случаев налоги вносятся не в бюджет или внебюджетный фонд, а на счета определенных государственных организаций, которые и являются распорядителями некоторых бюджетных счетов. Наиболее распространенный случай — когда налоги в дорожные фонды выплачиваются организациям, отвечающим за состояние дорог. В этом случае считается, что налог уплачен именно в дорожный фонд, а подобный порядок зачисления налогов устанавливается не бюджетным, а налоговым законодательством. Обязательный характер налога предусматривает невозможность законного уклонения от его уплаты (кроме закрепленных в_ндрм_ативно-правовом акте — льготы и т.д.). У плательщика нет выбора —• платить или не платить налог, у него есть единственно законный путь — перечисление налога в бюджет (хотя и не этот путь часто избирается им). Обязанность отражается даже в первоочередности налоговых платежей. Налог—это обязательный взнос, т е на основании закона плательщики налогов при определенных условиях обязаны произвести уплату налогов В соответствии с Конституцией Украины обязанность по уплате налогов ее I ь коне гитуционная обязанность Конституции большинства развитых стран также придают налоговым обязательствам своих подданных конституционный характер, что демонстрирует их особую важность и значение. Необязательных налогов не существует. Не случайно в древнерусском языке слово «налог» имело значение «обременение», «тяюсть», «неудобство»1 6. Обязательный характер налогового изъятия обеспечивает накопление средств в доходной части бюджета. Это лежит в основе закрепления на консгшуционном уровне уплагы налогов как первоочередной обязанности граждан. Так, Декларация прав человека и гражданина посвятила этому две из 17 статей, установив обязанность граждан осуществлять «общие взносы» на содержание воор>женных сил и на затраты по управлению (ст. 13). «Собственность обязывает. Пользование ею должно одновременно служить общему благу», — закрепляет обязательный характер налоговою изъятия Основной закон ФРГ (п.2 ст 14)- Обязательность налога обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов и свидетельствует о том, что уплата налогов носит не добровольный, а принудительный характер. Система способов принуждения и санкций оказывает определенное влияние на плательщика налогов с тем, чтобы вменить ему в обязанность выполнение своих обязательств по уплате налогов Такое принуждение очень часто действует в виде > грозы применения санкций По словам П. Годмс, «элемент принуждения настолько важен в понятии налога, что это влечет за собой исключение из налоговой сферы поступлений, не носящих принудительного характера»1. Так, не являются налогами добровольные сборы и пожертвования в бюджет, а также государственные займы. Современным налоговым системам некоторых стран известен так называемый необязательный налог — церковный, установленный не актами государственных властей, а религиозными нормами, который обеспечивается моральным авторитетом соответствующей конфессии. В мусульманских странах, где инс^и-тут государственной религии довольно развит (Йемен. Саудовская Аравия, Пакистан и др.). религиозные налоговые нормы, санкционированные государством, становятся общегосударственными. В частности, такие платежи, как исламские налоги (закят, закят альф фитр, ушр), взимаются в соответствии с Кораном, направляются на обеспечение мусульманских общин за рубежом, предоставление помощи бедным, ведение религиозных войн и т д Например, закят - налог в пользу неимущих мусульман —- как бы «очищает» пользование богатством, с которого он уплачен. Однако такая практика не является общепринятой, поскольку, например, в Исландии церковные налоги распространяются даже на атеистов, которые платят их в один из стипендиальных фондов Исландского университета1 7. Безвозвратный характер налога, вероятно, не требует особых комментариев, хотя следует обратить внимание на один аспект. В конечном счете плательщик получает отдачу от внесенных им налогов, когда государство удовлетворяет общественные потребности, в которых заинтересовано общество и каждый его индивид (охрана общественного порядка, здравоохранение, образование), и в этом значении налоги как бы возвращаются к плательщику. Проявлением безвозвратности является ситуация, когда налог подлежит возврату только в случае законодательно установленной льготы или в случае неправильной ею уплагы в бюджет (переплата налога) В советской науке финансового права налоги рассматривались как возвратный платеж. Данное положение основывалось на утверждении К.Маркса о том, что в социалистическом обществе все удерживаемое с производителя, как с частного лица, прямо или косвенно идет на пользу ему же, как члену общества. По мнению советского правоведа С Д. Цыпкина, собранные в виде налогов средства возвращаются населению в форме затрат на развитие народного хозяйства и социально-культурной сферы2... 8. Платеж в денежной форме. Внесение налога в бюджет происходит в денежной форме. Уплата налога имуществом действующим законодательством по общему правилу не предусмотрена. Денежная форма уплаты налога определена самой сутью налога, который является, как уже было сказано, взносом. В связи с этим обязанность налогоплательщика по уплате налога является однообъектной, поскольку только уплата налога в денежной форме, по общему правилу, рассматривается (при соблюдении других условий — о сроках, бюджетах и т.д.) как надлежащее выполнение его обязанности. Обращение взыскания на имущество налогоплательщика в случае недоплаты по налогам также не является исключением, поскольку в результате (после реализации имущества) внесение налога в бюджет происходит в денежной форме Однако в некоторых случаях уплата налогов допускается и в неденежной форме, но все неденежные способы уплаты налогов являются нетипичными и вызваны кризисом платежей В некоторых странах до сих пор существуют исключительно натуральные налоги, т. е. налоги, которые вносятся вещами, услугами или работами. Например, в Лаосе и Вьетнаме сельскохозяйственный налог выплачивается рисом. Аналогичным исключением является в Украине единый фиксированный налог на сельскохозяйственных товаропроизводителей. 6.3. Функции налога Функции налогов, определяющие их сущность, являются производными от функций финансов и выполняют те же задачи, но в сравнительно более узких рамках. Исходя из этого функции налогов можно сгруппировать в два блока: основные и дополнительные. Группа основных функций включает сущностную функцию налога (фискальную) и две общефинансовых (регулирующую и контрольную) Именно на базе этих функций с троится налоговый механизм, и, действуя совместно, они составляют цельный комплекс. Дополнительные функции детализируют главные цели, реализуемые через подсистему основных функций Кроме того, если основные функции обязательны для всех видов налогов, то дополнительные имеют оттенок факультативности и не обязательно представлены во всех налогах Глава 6. Правовое регулирование налога Основные функции налога: 1. Важнейшей функцией налогов является фискальная (лат. йзсиз — государственная казна). В соответствии с этой функцией налоги выполняют свое основное назначение — насыщение доходной части бюджета, доходов государства для удовлетворения потребностей общества. В период становления буржуазного государства эта направленность налогов считалась единственной. Однако к концу XIX века новая концепция налогов рассматривает их как социальный регулятор, орудие реформ, и к концу 30-х годов XX века налоги рассматриваются уже и как средство регулирования экономики, обеспечения стабильного экономического роста1 Очень важно подчеркнуть стабильность фискальной функции налогов. Последняя означает не просто формирование перечня поступлений в бюджет, а механизм этих поступлений, действующий на постоянной, стабильной основе, обеспечивающей централизованное взимание налогов. 2. Регулирующая функция служит своеобразным дополнением предыдущей и затрагивает как регулирование производства, так и регулирование погребления (например, косвенные налоги). При этом регулирующий механизм существует объективно и влияние на плательщиков осуществляется независимо от воли государства. Очень часто под регулирующей функцией понимают лишь предоставление льгот отдельным отраслям или производителям. Однако налоговое регулирование — более сложный механизм, учитывающий не только налоговое давление, но и перспективы того или иного вида деятельности, уровни доходности и т д. 3. Контрольная функция реализуется в ходе налогообложения при регламентации государством финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, получении доходов гражданами, использовании ими имущества. С помощью этой функции оценивается рациональность, сбалансированность налоговой системы, каждого рычага в отдельное'! и, проверяется, насколько налоги соответствую: реализации цели в сложившихся условиях.
См Финансовое право Учебник/Под ред гтроф ОН 1орб^новои VI. 1996 С 181-182 87 ОБЩАЯ ЧАСТЬ 1. Распредечктечышя функция представляет собой своеобразное отражение фискальной' наполнить казну, чтобы потом распределить полученные средства. Но на стадии распределения эта функция очень тесно переплетается с регулирующей, и в одном действии могут проявляться обе функции. Например, косвенные налоги, регулируя потребление, создают основы для перераспределения средств одних плательщиков в пользу других (акцизы на деликатесные виды продуктов и 1.д.) Это позволяет говорить о существовании первичного и вторичного распределения (перераспределения) с помощью налогов. 2. Стимулирующая (дестнмулирующая) функция создает ориентиры для развития или свертывания производства, дея гельности. Как и регулирующая, она может быть связана с применением механизма льгот, изменением объекта налогообложения, уменьшением налогооблагаемой базы. Иногда згу функцию рассматривают как подвид регулирующей. 3. Накопительная функция представляет собой своеобразное обобщение всех предыдущих функций и главную — с позиций реализации целей государства в налоговой системе. Наиболее обобщающей функцией налогов, с которой связано их возникновение и развитие, является фискальная. Но это только на первый взгляд Она носит временный характер, выступает этапной, реализующей насыщение бюджета на определенный период. Конечная цель налогов — не только сформировать бюджет, но и сформировать цели, интересы в распределении этих средств и иных средств плетельщиков, т.е. создать условия для накопления как юридическими, так и физическими лицами. В этом случае речь идет об активном накоплении, которое выразилось бы в увеличении мощное Iей, развитии производства и т д. Осуществить это можно путем дифференциации или снижения имущественных налогов, предоставления льгот при целевом использовании средств. Эта функция очень тесно связана со стимулирующей, но является более глобальной и обобщающей. Кроме того, если стимулирующая функция связана с процессом, деятельностью плательщиков, то накопительная ориентирована на конечный результат, определяет цель деятельное ги и имеет более статичный характер. 6.4. Соотношение налога, сбора, пошлины Законодательства многих государств не делают разграничения между этими категориями, и налоговая система характеризуе1ся как Глава 6. Правовое регулирование налога совокупность налогов и сборов. Налоговое законодательство Российской Федерации закрепляет понятие налога, которым признается обязательный взнос, имеющий безэквивалентный характер, не связанный с совершением уполномоченным органом (учреждением или должностным лицом) определенных и конкретных действий для (или в отношении) уплатившего этот взнос налогоплательщика. Естественно, у налога, пошлины, сбора существует ряд общих черт1. К ним относятся: 1. Обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты и фонды. 2. Четкое поступление их в бюджеты и фонды, за которыми они закреплены. 3. Изъятие их на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления. 4. Принудительный характер изъятия. 5. Осуществление контроля едиными органами Государственной налоговой службы 6. Безэквивалентный характер платежей. Однако, несмотря на схожесть этих механизмов, они имеют четкие различия. Пошлина и сбор отличаются от налогов: А. По значению Налоговые платежи обеспечивают до 80% поступлений в доходную часть бюджета, остальные виды отчислений, соответственно, меньше. Б. По цели. Цель налогов -— удовлетворение потребностей государства, цель пошлин, сборов — удовлетворение определенных потребностей или затрат учреждений. В. По обстоятельства м. Налоги представляют собой безусловные платежи; пошлина, сбор выплачиваются в связи с услугой, предоставляемой плательщику государственным учреждением, которое реализует государственно-властные полномочия. Г. По характеру обязанности Уплата налога связана с четко выраженной обязанностью плательщика; пошлина, сбор характеризуются определенной добровольностью действий его и не регулируются иногда отношениями императивного характера. Д По периодичности Сборы, шшежи, пошлина часто носят разовый характер и их уплата осуществляется без определенной системы, налоги характеризуются определенной периодичностью Отличия по периодичности включают два подхода: — периодичность уплаты (сборы, пошлина — одноразовая уплата, налоги -— определенная периодическая уплата); — периодичность действий (сборы, пошлина прямо зависят от количества действий, порождающих обязательство по уплате, налоги - четко не увязываются с периодичностью действий, например, периодичность уплаты налога с владельцев транспортных средств не связывается с характером использования транспортного средства). Е Отношения возмездности характерны для пошлин, сборов (в отличие от налогов). Таким образом, в отличие от общих налоговых платежей сборы и пошлины имеют индивидуальный характер и им всегда присущи специальная цель и специальные интересы . Законодательного разграничения пошлины и сбора в Украине нет. Раньше основным критерием было поступление средств: если в бюджет — пошлина, если в пользу организации — сбор В современных условиях акценты несколько сместились: сбор — платеж за обладание особым правом; пошлина — плата за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий. Более определенную позицию в характеристике этих категорий занимает французское налоговое законодательство. Так. пошлина взыскивается государством без установления определенного соотношения со стоимостью оказанных услуг При установлении сбора фиксируется пропорция между его размером и стоимостью услуг, предоставляемых плательщику государственными органами". Налоговое законодательство Германии определяет пошлину как платеж, устанавливаемый либо в связи с индивидуальным получением выгоды, либо с целью выравнивания расходов, финансовую ответственность при этом несет индивид, взнос — платеж членов корпораций публичного права на финансирование нужд объединения; сбор -— платеж не за оказание услуг, а за предпочтение при оказании услуг государственным органом1
1. В зависимости от компетенции органа, который вводит дейс!вие налогового платежа на соответствующей территории: а) общегосударственные — нало! и и сборы, устанавливаемые Верховной Радой Украины, вводимые в действие исключительно Законами Украины и действующие на всей территории Украины; б) местные - налоги и сборы, перечень которых устанавливается Верховной Радой Украины вводятся в действие местными органами самоуправления и действуют на территории отдельных ре! ионов Украины. Необходимо иметь в виду, что использование местных налогов и сборов довольно детально регламетируется Верховной Радой Украины при определенной свободе местных органов самоуправления. Во-первых. Верховной Радой Украины устанавливается их исчерпывающий перечень (ст. 15 Закона Украины от 18 февраля 1997 года «О системе налогообложения»). Во-вюрых, этим органом государственной власти закреплен перечень обязательных к введению на всей территории Украины местных налогов и сборов (ч. 2 ст. 15 Закона Украины «О системе налогообложения»). Таких платежей — шесть (из шестнадцати) и только десять устанавливаются по усмотрению месшых органов самоуправления. Принцип компетенции органа, который устанавливает налог, лежит в основе классификации налогов в Украине. Статья 14 Закона Украины от 18 февраля 1997 года перечисляет общегосударственные налоги и сборы (обяза;елыгые платежи), ст. 15 — местные налоги и сборы. Необходимо учесть, что каждая из этих статей конкретизируется в нескольких законах и подзаконных актах, касающихся отдельных налоговых отчислений, де:альнее на их характеристике остановимся в соотвектвующих разделах. Что касается указанных статей, то представляется уместным одно замечание. Статья 14 включает перечень общегосударственных налогов и сборов Видимо, целесообразно выделить в этом перечне несколько подпунктов, разбив его на две части Первая должна охватывать только налоги, в другую войдут разновидности сборов. Иными словами, такая классификация разделяет разные по характеру, методам исчисления и способам уплаты платежи в бюджет и отчисления, которые имеют относительно недавнюю историю, целевой характер, принципиально отличный от нецелевых, традиционных, имеющих многовековую практику налогов. 2. В зависимости от капала поступления. В соответствии с бюджетной системой Украины налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно разделить на закрепленные и регулированные. Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конк^едньдй^шдджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в Государственный бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонд. Регулирующие (разноуровневые) налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорциях в соответствии с бюджетным законодательством. Суммы отчислений по таким налогам, зачисляемые непосредственно в Государственный бюджет и бюджеты других уровней, определяются при утверждении каждого бюджета. Можно несколько детализировать эту группу налогов, дифференцировав их на группы: а) государственные — налоги, полностью поступающие в Государственный бюджет; б) местные — налоги, полностью поступающие в местные бюджеты; в) пропорциональные — налоги, которые распределяются между Государственным и местным бюджетами в определенной пропорции; г) внебюджетные — налоги, поступающие в определенные фонды (в некоторых случаях, правда, они должны все-таки пройти через бюджет). 3. В зависимости от плательщика: А. Налоги с юридических лиц (налог на прибыль и т.д.); Б. Налоги с физических лиц (подоходный налог, налог на промысел и т.д.); Глава 6. Правовое регулирование налога В. Смешанные — налоги, предполагающие в качестве плательщика и юридических, и физических лиц (налог с владельцев транспортных средств, земельные налоги и т.д.)- При этом смешанные налоги можно разделить на: а) налоги, которые определяются наличием определенных материальных благ (транспортные средства, участок земли); б) налоги, которые определяются деятельностью плательщиков (налог на добавленную стоимость, акцизный сбор). 4. В зависимости от, формы обложения: А. Прямые (подоходно-имущественные) — налоги, которые взимаются в процессе приобретения и аккумуляции материальных благ, определяются размером объекта обложения, включаются в цену товара и уплачиваются производителем или собственником. Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на: а) личные — налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного им дохода (прибыли) и учитывающие платежеспособность плательщика; б) реальные (англ, геа! — имущество) —- налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход1. Б. Косвенные (на потребление) — налоги, которые взимаются в процессе расходования материальных благ, определяются размером потребления, включаются в виде надбавки к цене реализации товара и уплачиваются потребителем. При косвенном налогообложении формальным плательщиком является продавец товара (работ, услуг), выступающий посредником между государством и потребителем товара (работ, услуг). Последний же представляет собой плательщика реального. Именно критерий совпадения юридического и фактического плательщика является одним из основных при разграничении налогов на прямые и косвенные. При прямом налогообложении — юридический и фактический плательщики совпадают, при косвенном — нет. Еще одно важное обязательство следует учитывать при раз-1раничении прямых и косвенных налогов — их участие в образовании цены. Если прямые налоги закладываются в цену на стадии производства, у производителя, то косвенные — только на стадии реализации и как надбавка к цене товара1. Схематично это выглядит следующим образом: МЗ + ЗП + Пр + Надб. + Пр. Н + Косв. Н Цена производителя Цена реализации МЗ — материальные затраты, ЗП — заработная плата. Пр — прибыль, Надб — различные надбавки производителя: Пр. Н — прямые налоги; Косв. Н — косвенные налоги. 5. В зависимости от способа взимания А. Долевые (количественные) — устанавливающие размер налога для каждого плательщика отдельно, учитывающие имущественное состояние плательщика и его возможности уплаты. Общая величина налога формируется как сумма платежей отдельных плательщиков. Б. Раскладочные (репартиационные) — налоги, начисляемые на целую корпорацию плательщиков, которые самостоятельно осуществляют между собой окончательное распределение налогового бремени. Исторически это первая форма взимания налогов, которая проходила несколько этапов: первый — установление общей суммы потребности государства в доходах: вюрой — распределение этой суммы между территориальными единицами; третий —• распределение ее между плательщиками Сейчас применяется на местном уровне. В России в 1885 году был установлен дополнительный раскладочный сбор, взимаемый с промышленных и торговых предприятий. Общая его сумма законодательно определялась по губерниям, в губерниях — по уездам, где уже сообразно доходности распределялась между торговыми и промышленными предприятиями.
А. Общего назначения —• налоги, используемые на общие цели, без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются (фактически это и есть действительно налоги). Б. Целевые налоги — налоги, зачисляемые во внебюджетные целевые фонды и предназначенные для целевого использования. Фактически одним из основных признаков налогов является нецелевой характер, однако подобные платежи имеют ряд положительных моментов' психологический; увязки затрат и доходов от определенных видов деятельности; определенной независимости конкретного государственного органа1. Современные налоговые законодательства широко используют систему целевых налогов. Так, на финансирование строительства и эксплуатации дорог используются дорожные налоги, начог на бензин в США В Швейцарии доход от налога на спиртные напитки и табачные изделия распределяется между кантонами и выделяются на борьбу с причинами и последствиями алкоголизма, для покрытия расходов в связи со страхованием по старое ги и в случае потери кормильца. Во Франции широко практикуются «добавочные прямые налоги». С 1 июля 1991 года по 30 июня 1992 года в ФРГ существовала «надбавка за солидарность», расходуемая на акции, связанные с присоединением к ФРГ восточногерманских земель-. 7. В зависимости от периодичности взимания: А. Разовые — налоги, уплачиваемые один раз в течение определенного времени (чаще всего — налогового периода) при совершении определенных действий (налог с владельцев транспортных средств; налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения) В большей степени данная разновидность налогов имеет характер сборов. Б. Систематические (регулярные)—налоги, взимаемые регулярно, через определенные промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика (помесячно, поквартально) 8. В зависимости от учета налогового татежа: А. Налоги, финансируемые потребителем (акциз, налог на добавленную стоимость) Б. Налоги, включаемые в себестоимость (налог с владельцев транспортных средств, земельный налог). В. Налоги, финансируемые за счет балансовой прибыли, т.е. прибыли до уплаты налога (налог на имущество, налог на рекламу). Г. Налоги, финансируемые за счет чистой прибыли, т.е. прибыли после уплаты налога (сбор за право торговли, за использование национальной символики). В отдельную подсистему можно выделить группу общегосударственных сборов, которые могут быть дифференцированы следующим образом: 1) сборы экономического характера (сбор в Государственный инновационный фонд); 2) сборы социального характера (сбор на обязательное государственное социальное страхование и т.д.); 3) сборы природоресурсного характера (сбор за специальное использование природных ресурсов и т.д.). 6.6. Правовой механизм налога и его элементы Правовое регулирование обязательных налоговых платежей определяется как особенностями компетенции органов государственной власти и управления по их установлению, изменению и отмене, так и четким закреплением всех элементов, характеризующих налог как цельный совершенный механизм. Законодательные акты по отдельным налогам и сборам отличаются относительно стабильной, традиционной структурой. В качестве составных частей ее выступают элементы правового механизма налога или сбора. С.Г. Пепеляев раскрывает их в «элементах закона о налоге». Думается, что можно использовать иной термин — «элементы правового налогового механизма». Дело в том, что правовое обеспечение налоговых рычагов осуществляется и подзаконными актами на различных уровнях и, говоря об элементах налогового закона, мы как бы абстрагируемся от налогов, введенных подзаконными актами.
представление о содержании налогового механизма. Отсутствие какого-либо из основных элементов правового механизма налога не позволяет однозначно определить тип этого платежа и делает налоговый механизм неопределенным. К основным элементам правового механизма налога и сбора относятся: а) плательщик налога или сбора; б) объект налогообложения; в) ставка налога или сбора. 2, Дополнительные элементы правового механизма налога детализируют специфику конкретного платежа, создают завершенную и полную систему налогового механизма. Следует учитывать, что дополнительные элементы так же обязательны, как и основные, и не имеют факультативного характера. Цельный правовой механизм налога возможен только как совокупность основных и дополнительных элементов, и отсутствие хотя бы одного из дополнительных элементов не позволит законодательно закрепить отдельный налог или сбор (например, невозможно представить налог, непонятно куда поступающий: в какой вид бюджета, в бюджет или целевой фонд?). Совокупность дополнительных элементов правового механизма налога достаточно многообразна (в зависимости от степени детализации налогового механизма). Однако эта совокупность состоит из двух групп: — дополнительные элементы правового механизма налога, детализирующие основные или связанные с ними (предмет, база, единица налогообложения — категории, прямо зависящие от объекта налогообложения); — дополнительные элементы правового механизма налога, имеющие самостоятельное значение (налоговые льготы, методы, сроки и способы уплаты налога; бюджет или фонд, куда поступают налоговые платежи). Таким образом, к дополнительным элемешам правового механизма налога относятся: а) налоговые льготы; б) предмет, база, единица налогообложения; в) источник уплаты налога; г) методы, сроки и способы уплаты налога; д) особенности налогового режима; е) бюджет или фонд поступления налога (сбора): ж) особенности налоговой отчетности.
1 Понятие обязатетьного платежа налогового характера 2 Понятие налога 3 Признаки налога 4 Функции налога 5 Соотношение налога, пошлины, сбора. 6 Классификация налогов и сборов 7 Правовой механизм налога X. Основные и дополнительные Э1ементы правового механизма налога. Смотрите также: Правовое регулирование налога
289.89kb.
Правовое регулирование хозяйственной деятельности
269.5kb.
Российская академия наук
2851.11kb.
Правовой и управленческий аспекты
2502.57kb.
Семинар № Гражданско-правовое регулирование общества с ограниченной ответственностью Цель
10.56kb.
Правовое регулирование частных и публичных интересов
92.31kb.
1. Нормативно-правовое регулирование процесса банкротства градообразующих предприятий 3
133.48kb.
Местный референдум: понятие, правовое регулирование, принципы проведения
28.93kb.
Тема Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности
177.91kb.
Развитие и правовое регулирование защиты прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества 6
776.57kb.
Уроков. № Класс Тема урока предмет 1 11
66.89kb.
Программа спецкурса «Правовое регулирование обязательств по оказанию услуг» 548.53kb.
|