Комитет администрации города Славгорода Алтайского края
по образованию и делам молодежи
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
посёлка Бурсоль города Славгорода Алтайского края РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей заместитель директора по УВР директор МКОУ «СОШ №9»
литературы и истории «____»_____августа________2012г. «___»_____________ 2012 г. «____»____________ 2012 г. _____________________ ___________________
Протокол № _______ Мелихова В.А. Глебова В.С.
_______
Рабочая программа поистории
для 6 класса
Составлена на основании программы: 1. Всеобщая история 5-9 классы, 2. История 6-11 классы
Авторы программы: 1. Л.Н. Алексашкина, 2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина Издательство: 1. Мнемозина,2009 г., 2.Просвещение, 2009 г.
Срок реализации: 2012 — 2013 учебный год
Составитель:
Шик Ольга Николаевна,
учитель истории
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и примерной программы Л. Н. Алексашкиной «Всеобщая история.История средних веков» 2009 г., а также авторской программы к учебнику «Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс».
Особенностью программы является ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Цель изучения курса «История средних веков» – это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, учитывая небольшой объем времени, выделяемый на всеобщую историю, делается акцент на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь понять и объяснять современный мир. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.
Цель преподавания курса«Истории России с древнейших времен до конца XVI века»– детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Соответственно изучение зарубежной истории, помогает нам понять место России в общем потоке истории человечества, увидеть наши особенности и то, что нас сближает с другими.
Цели курса:
Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху средневековья, связывая различные факты и понятия Средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:
Задачи курса:
Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать их общие черты и различия;
Охарактеризовать наиболее яркие личности России и мира, их роль в истории и культуре;
Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
Требования к уровню подготовки учащихся в 6-м классе Знать/Понимать:
Основные даты и ключевые события истории России и мира в эпоху средневековья;
Факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;
Взаимосвязь и особенности истории России и мира;
Уметь:
связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
полемизировать и отстаивать свои взгляды;
самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
работать с исторической картой;
оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
предоставления результатов изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, доклада, других творческих работ;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Используемые УМК:
1.Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. – М.: Просвещение, 2007.
2.Данилов А.А. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2009.
3.Атлас. История России с древнейших времен до конца XVIII века 2009 г. 4.Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. – М.: Дрофа, 2007.
5.Ю. И. Максимов Тесты по истории Средних веков 6 класс М.: Экзамен,2010 г.
№ урока
Дата
Тема урока
Кол. час
Элементы содержания темы
Понятия
Требования к уровню подготовки учащихся
Тип урока
Вид деятельности уч-ся
Д/З
П.
Ф.
История средних веков - 32 часа.
1
Введение. Живое средневековье
1
Понятие «средние века»;
Место ИСВ в ист. Челов-ва;
Хрон. Рамки средневековья;
Исторические источники.
Архив
Хроники
Воспроизводят информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя;
Называют хронологические рамки средневековья;
Определяют по ленте времени хронологические рамки средневековья
Урок изуч. Нов. Материала
инд.задан.; работа с нов. понятиями;
раб.с лент.времени
Введение
с 5-11.
Становление средневековой Европы (VI–XI века) - 6 часов
2
Древние германцы и Римская империя
1
Велик. Пересел. Народов;
Герман. Племена;
Падение Западной Римской империи;
Гунны.
Знать
Герцог
Народ. Ополчен.
Дружина
Гунны
Готы
Работают с контурной картой;
Выявляют сходства и отличия обществ германцев и римлян. определяют на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
Комбинированный
Мини-соч. «Что германцы и римляне могли перенять друг у друга»
§1
Зад.раб.тетр
3
Королевство франков.
1
Франки: рассел., занятия, хоз. И обществ. Устр-во;
Появление гос-ва; Король Хлодвиг;
Король
Граф
Феодал
Выявляют отличия власти короля от власти вождя; работа с картой.
Комбинированный
Сравн.таб. «Власть короля и власть вождя»
§2 с.18-23
4
Христианская церковь в VI – VIII веках
1
Христ. Церковь;
Монастыри
Миряне
Монастырь
Папа
Аббат
Работают с историческими докум.; описывают устройство Христианской церкви.
Контурная карта
§2 23-28
5
Возникновение и распад империи Карла Великого.
1
Карл Великий;
Франкская имп. и её распад; междоусоб.войны, феод. лестница
Авары
Титул
Феод.раздроб.
Сеньор
Вассал
Барон
Рыцарь
Умеют использовать текст исторического источника при ответе на вопрос. Оценивают деятельность исторических личностей (на прим. Карла Великого);
Урок изуч.нов. материала
Пробл.з.-в чем причины периода феод. раздроб.
§3 с.29-36
6
Западная Европа в IX – XI веках.
1
Слабость королев. Власти во Франц.;
Свящ.Рим.имп.;
англосаксы и норманн.завоев.
Норманны
Викинги
Замок
Указывают на контурной карте завоеванные норманнами земли;
Умеют объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории.
Комбинированный
Пробл.з.-можно ли счит. Свящ.Рим.имп. гос-вом и почему?
§ 4
Зад.раб.тетр
7
Культура Западной Европы в раннее Средневековье.
1
Представления людей о мире;
Каролингское Возрождение;
Иск-во, лит-ра.
Капелла
Пергамен
Инициалы
Заставки
Житие
Эпос
Жонглер
Называют существенные черты представлений средневекового человека о мире:
Умеют работать с различными источниками дополнительной информации
Урок-практикум
Сравн. таблица. «отличия обучения в монастыр. Школе и соврем. Школе»
Тестирование.
§5
Зад.раб.тетр
Византийская империя и славяне в VI – XI веках - 3часа
8
Византия при Юстиниане.
1
Терр., хоз-во, гос. Устр-во Византии;
Визант. Имп-ры;
Юстиниан и его реформы;
Войны Юстин.;
Вторж. Слав. И арабов.
Скипетр
Право
Алтарь
Крестово-купрльный храм
Канон
Смальта
Икона
Сравнивают управление государством (Византии и империи Карла Великого); Составляют описание произведений искусства;
Умеют анализировать и сравнивать исторические факты.
Урок изуч.нов. материала
Тесторование
Фронталь опрос
§6
Зад.раб.тетр
Индивид. Задания
§7
9
Культура Византии.
1
10
Образование славянских государств
1
Создание Болгарского царства, образование Чехии, Польши.
Глаголица, кириллица.
Сравнивают образ жизни и занятия германцев и славян, высказывают своё отношение к деятельности Кирилла и Мефодия.
Урок-практикум
Зад.раб.тетр
§8
Арабы в VI – XI веках. -2 часа
11
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.
1
Рассел., занятия араб. племен;
Мухаммед и рождение ислама;
Роль ислама в объед. Арабских племен;
Распространение ислама.
Бедуины
Аллах
Мусульманин
Коран
Шариат
Паломничество
Халиф
Везир
Эмир
Работают с контурной картой;
Раскрывают систему у4правления арабами;
Объясняют объединительную роль ислама;
Знают основы вероучения ислама и обязанности.
Урок изуч.нов. материала
Индивид.задан.
Фронт. Опрос
Раб. по карте
§9
Зад.раб.тетрРаб.контур. кар.
12
Культура стран халифата.
1
Культура арабов: образование, литература, искусство, медицина
Медресе
Фарси
Альгамбра
Мечеть
Арабески
Минарет
Рассказывают о развитии культуры в странах халифата;
Используют иллюстрации и текст учебника при описании феодала и рыцаря;
Умеют раскрывать суть феодальных отношений;
Описывают условия и образ жизни, занятия средневекового феодала
Урок-практикум
Рассказ «День феодала» Индивид.задан.
Фронталь опрос.
§11
Зад.раб.тетр.
14
Средневековая деревня и её обитатели.
1
Феод. землевл-е;
Феодальная знать;
Жизнь, быт кр-ян;
Крест. хозяйство;
Феод. завис-ть и повинности;
Крест. община.
Вотчина
Барщина
Оброк
Лично завис. крестьянин
Называют существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян);
Описывают условия и образ жизни, занятия средневекового зависимого человека.
Урок-практикум
Сравн. таблица. «Жизнь и быт раба, колона, зависимого крестьянина»;
Тестирование
§12
Зад.раб.тетр
Средневековый город в Западной и Центральной Европе - 2 часа
15
Формирование средневековых городов.
1
Возник. Городов;
Города – центры ремесла, торговли, культуры;
Цехи и гильдии.
Сырье
Коммуны
Самоуправление
Бургомистр
Патриции
Устав
Устанавливают причинно-следственные связи (на примере возникновения городов);
Описывают облик средневекового города;
Раскрывают систему управления средневекового города
Комбинированный
Индивид.зад.
Творческ задан. Зад.раб.тетр.
§13
16
Горожане и их образ жизни.
1
Город. сословия;
Город. упр-ние;
Жизнь, быт, занят. горожан;
Средневек. гор. – республики.
Собор
Ратуша
Мастер
Ученик
Подмастерье
Шедевр
Рассказывают о возникновении ремесленных цехов и купеческих гильдий в средние века
Комбинированный
Индивид.зад. Фронталь. опрос
Тестирование
§14
Зад.раб.тет.
Католическая церковь в XI – XIII веках - 2 часа
17
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
1
Раздел. церквей;
Герман. имп-ры и церковь;
Ереси и преслед. еретиков.
Католичество
Православие
Фанатизм
Десятина
Еретик
Индульгенция
Сословия
Выявляют различия католической и православной церквей;
Объясняют причины раскола христ. церкви на католическую и православную;
Раскрывают прич. возникновения ереси.
Комбинированный
Хронолог. таблица Индивд. задания
§15
Зад.раб.тетр
18
Крестовые походы.
1
Крестовые походы и их последствия;
Борьба народов Востока против крестоносцев.
Крестоносцы
Наносят на контурную карту походы крестоносцев;
Обозначают государства крестоносцев;
Раскрывают причины и последствия крестовых походов.
Комбинированный
Определить участников всех крест. походов
Тестирование
§16
к/к
Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века) - 6 часов
19
Объединение Франции.
1
Усиление королев. Власти;
Сослов-представ. монархия;
Генеральные Штаты;
Первые успехи объединения.
Денежный оброк
Выявляют изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап);
Объясняют причины усиления королевской власти во Франции;
Перечисляют характерные черты сословной монархии.
Комбинир.
Перечислхаракт. черты полит. устр-ва Франции
§17
Зад.раб.тетр
20
Что англичане считают началом своих свобод.
1
Норманн. завоев. Генрих II, его реф; Великая хартия вольностей; Парламент; Сослов. Монархия; Экон. и социаль. развитие страны.
Баллада
Реформа
Шериф
Графство
Суд присяжных
Парламент
Сравнивают причины образования централизованного государства во Франции и Англии;
Называют особенности государственной системы централизованного государства в Англии, делают выводы.
Комбинированный
Сравнит.таблица «общее и особенное в сословно-представ. монархии Фран. и Англии»
§18
Зад.раб.тетр
21
Столетняя война.
1
Причины войны и повод к ней;
Итоги и послед. Столетней войны.
Наносят на контурную карту ход боевых действий;
Излагают причины Столетней войны;
Сравнивают армии англичан и французов, оценивают их боеспособность.
Комбиниров.
Зад.раб.тетр Хронолог.таблица
§19
Сообщ. о Жанне Д'Арк
22
Крестьянские восстания во Франции и в Англии.
1
Полож. крестьян во Фр. и Англии;
Восстание в Лондоне
Партизанская война
Народная освободительная война
Сравнивают причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии; Знают последствия крестьянских выступлений.
Комбин.
Индивид.задания Фронтальн. опрос
§20
Зад.раб.тетр
23
Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии.
1
Заверш. объедин. Франции;
Образование централиз. Гос-ва;
Война Алой и Бел. розы в Англ.;
Генрих VIII.
Постоянное войско
Ежегодный налог
Дают самостоятельную оценку историческим явлениям;
Объясняют причины укрепления централизованного государства во Франции;
Объясняют, какую роль сыграла война Алой и Белой розы в становлении и укреплении централизованного государства в Англии.
Комбинированный
Пробл.з. – определить существенные черты централизованного государства
§21
Зад.раб.тетр
24
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
1
Пиреней.гос-ва: природа, климат, условия жизни, занятия; Реконкиста; Образ. Испан. Королевства; Введ. инквизиции в Испании; Раскол в катол. церкви
Реконкиста
Кортесы
Работают с контурной картой (на примере Реконкисты); Показывают на карте государства, расположенные на Пиренейском полуострове; Объясняют понятие «реконкисты» и рассказывают о ее ходе; Знают причины образования самостоятельных государств Испания и Португалия.
Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Управление.
Племя,
индоевропейцы,
подсеч.-огневая и переложная системы земледелия;
вервь;
вече;
язычество;
народ.. ополч.
Знают о происхождении славян и путях их расселения;
характеризуют быт, хозяйствен. занятия и верования;
Используют карту при рассказе о происхождении восточных славян; Работают с истор. документами
Урок изуч. нового материала
Творч. раб.:
Выполн. рисунок к п. «Верования»
(или красочную схему) Повт. о скифах и Византии ( из истории др.мир
§ 1, воп.
Индивид. зад. с.13
35
Родоплеменные отношения. Взаимоотношения с соседями
1
Жители лесной полосы Вост. Евр.
Греческие полисы и Скиф. Гос-во.
Тюрк. и Авар. каг.
Хазар. каганат.
Волж. Булг. и Виз.
колонизация, полис
архонт
плуг
хакан (каган),
дань.
Ознакомлены с народами и государствами, соседствующими со славянами;
Характеризуют их занятия и определяют их влияние на развитие славянских племен;
Продолж. формирование умений работать с ист. картой.
Комбиниров.
Индивид зад. с.19
§ 2, вопр
36
Формирование Древнерусского государства
1
Предпос. создания гос-ва у вост. славян: эконом. и политические.
Варяги в Вост. Ев.
Образ-ие гос-ых центров.
Внутр. орг-ция Древнер. гос-ва.
государство, предпосылки создания государства, конунг, князь
Выявляют предпосылки складывания государства у славян;
Характеризуют степень участия варягов в создании государства;
Продолж. формирование навыков и умений работы с историческими источниками и ист. картой;
Устанавливают причинно-следств. связи (на примере образования Древнерусского государства);
Работают с документами
Комбинированный
Тестирование
Фронталь. опрос Индивид. задан.
Зад.раб.тетр.
§ 3,
Вопр. и зад с.27,
37
Первые киевские князья
1
Хаар-ер древнер. державы.
Князь и дружина. Полюдье.
Деят-ть Олега, Игоря, Ольги по укреп. Древнер государства.
Пох. Святослава.
государство, полюдье,
урок,
погост
Анализируют процесс становления Древнерусского государства;
Характеризуют систему управления, а также внутреннюю и внешнюю политику первых русских князей.
Показывают на карте походы князей
Урок-практикум
Сообщение о князе (по выбору)по памятке «Как составить сообщ. об истор. деятеле»
§ 4, вопр с.35
38
Владимир Святославович Крещение Руси
1
Начало правления князя Владимира. Прич. принятия христианства. Крещение Руси. Знач. принятия христианства.
Государство
пантеон, христианство, церковь, монастырь, ересь,
церков. устав, митрополит
Анализируют время правления князя Владимира;
Дают личностную характеристику политическому деятелю;
Работают с исторической картой;
Определяют причины и значение принятия христианства;
Комбинир.
индивид.задан.
фронталь опрос Сообщен. о крещ. Киева
§ 5
вопр. и зад. с. 42
39
Ярослав Мудрый
1
Борьба за власть сыновей Владим. Русь при Яр. Муд: внутр. и внешняя пол-ка, упр-ние государством.
династич. брак
Дают характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); Работают с документами; Делают выводы; Формир. умения давать уст. отзыв на отв. одноклассников;
Урок с примен. ТСО
тесты к теме
Сообщ. (по желан.) об Иларионе, Кирилле и Мефод
§ 6
вопр.с.
53.
40
Политический строй и экономические отношения Древней Руси
1
Русская правда. Формир-ие древнер. народн. Земель. отношен. Основные социаль слои насел. Руси.
холоп,
рядович,
смерд,
закуп,
усобица, политика, наместник.,
Характеризуют внешнюю и внутреннюю политику Ярослава Мудрого;
Сравнивают результаты его деятельности с правлением предшествующих князей
Урок-практикум
тесты к теме индивид. задания
фронталь опрос
§ 6
вопр.с. 53
41
Культура Древней Руси
1
Особен. культуры Древней Руси. Уст. нар. твор-во. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобр. искусство. Худож. ремесло.
патриотизм, миниатюра, фреска,
икона,
скань, зернь,
перегород. эмаль
Характеризуют развитие культуры Руси IХ-ХI вв.; Выделяют факторы, повлиявшие на ее развитие; Знают о выдающихся достижениях древнерусского искусства; Формир. умение давать описание памятников культуры на основе текста и иллюстраций учебника
Творческая лаборатория
тесты к теме, зад.6,с.63
по желанию об-ся могут составить красочную таблицу по з.6
§ 7
42
Быт и нравы Древней Руси
1
Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев.
общество, епископ,
«лихой человек»
Характеризуют слои древнерусского населения; Рассказывают об их образе жизни; Сравнивают образ жизни разных групп населения; Формир. практические умения самостоятельной работы с учебником.
Урок-практикум
Творческ. работа – сочинение по зад.5, с.71
тесты к теме
§ 8
Политическая раздробленность на Руси - 10 часов
43
От княжеских усобиц к политической раздробленности
1
Прич. раздр. Руси;
Образ. самостоят. княж. и земель;
Хар-ер полит. власти в период раздробленности;
Владим.Мономах.
Усобица;
Ростовщик;
Рать;
Уделы;
Экономика;
Эксплуатация
Описывают деятельность исторических деятелей (на примере Владимира Мономаха);
Характеризуют развитие Древнерусского государства во второй половине ХI-начале ХII в.;
Выявляют причины и последствия государственной раздробленности
Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество
1
Влад.-Суздаль кн.; хар-ер княж. вл, вн. и внеш. пол.;
Юр. Долгорукий; Борьба за Киев;
Возвыш. В.-С
княжества.
Государство;
Усобица
Показывают на карте границы русских земель;
Выявляют особенности их развития;
Знают о внутренней и внешней политике Юрия долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое гнездо;
Характеризуют деятельность русских князей.
Урок-практикум
Творч.зад.-объясните прозвища князей, подготов. Истор. загадку, ответом на котор. могли бы служить их имена
§ 10-11
Индив.задан. с. 94
45
Главные политические центры Руси. Новгородская земля
1
Новгород. земля: особенности соц. структуры и полит. устройства.
Республика;
Мятеж
Показывают на карте границы русских земель;
Выявляют особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты;
Характеризуют и сравнивают экономическое и политическое развитие Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли.
Урок-практикум
Фронталь. опрос
Работа по карте
Зад.раб.тетр
§ 10-11 Индив.задан. с. 94
46
Нашествие с Востока
1
Созд. державы Чингисхана;
Сраж. на Калке;
Вторж. в Ряз.зем.;
Разгром Владимир. кн-ва. Поход на Новгор;
Нашествие на
Ю-З Русь и Центр. Европу.
Курултай;
Фураж;
Нойон
Наносят на контурную карту направления походов Батыя;
Используют карту при рассказе о сопротивлении русских городов;
Определяют причины поражения русских княжеств от войск Батыя.
Развивают умения работы с историческими документами
Комбинированный
Фронталь опрос
Индивид.зад. с.104 Работа с докум с.105-106 и вопр. к нему
§ 12
Зад.раб.тетр
47
Нашествие с Запада.
1
Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносц.
Дружина;
Ополчение;
Боевой порядок «свинья»
Пользуясь схемами сражений, рассказывают о битвах;
Характеризуют деятельность исторических личностей (Александр Невский);
Характеризуют внешнеполитическую обстановку в Северо-Западной Руси;
Анализируют политику князя по отношению к Золотой Орде.
Комбинированный
Фронталь. опрос Индив.задан.с.113
§ 13
48
Русь и Золотая Орда
1
Образование З. О.;
Ордын. владыч.;
Повинности русс. населения;
Борьба русс. насел против орд. влад. Последствия орд. владычества.
Ярлык;
Баскак;
Агрессия;
Улус;
Владычество;
Выход
Выявляют особенности зависимости Руси от Золотой Орды;
Определяют ее последствия на развитие Руси.
Комбиниров.
Фронт.опрос. с 120
§14
Зад.раб.тетр
49
Русь и Литва
1
Формирование Лит-Русс.гос-ва;
Хаар-ер Лит-Русс государства. Значение присоединения русс. зем. к Литве.
Диалект;
Уния;
Государство
Учатся устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства);
Анализируют экономическое и политическое развитие Литовско-Русского государства
Комбинир.
Фронт.опрос с. 127 Зад.раб.тетр
Индивид.задан.
§ 15
50
Культура русских земель в XII-XIII вв.
1
Общерусское культ. единство;
Накапливание научных знаний;
Литература;
Идея единства Русской земли в произвед. кул-ры;
Зодчество;
Живопись.
Архитектурный ансамбль;
Аскетизм;
Канон
Выделяют особенности развития культуры;
Составляют описание достижений культуры;
Характеризуют главную идею литературного творчества;
Знакомы с выдающимися памятниками архитектуры и иконописи ХII-ХIII вв.;
Анализируют влияние монгольского нашествия и ордынского владычества на русскую культуру
Урок с примен. ТСО
фронт. Опр. с. 136
Сообщение о 2-3 памятниках культуры
(оформление творческой работы по теме)
§16 Сост. кроссворд по теме
51
Родной край в древности
1
Урок изуч. нового материала
52
ПОУ по теме «Политическая раздробленность Руси»
1
Причины и последствия
раздробленности Руси.
Главные политические центры Руси и их особенности.
Обобают знания по истории развития государств на территории нашей страны в XIII-ХIV вв.
Повторит-обобщ. урок
Тестирование
Раб.по карте Раб. с термин.
Творч. задан
Русь Московская - 15 часов
53
Предпосылки объединения русских земель Причины возвышения Москвы
1
Соц.-экон. и полит. развитие С-В Руси. Прич. и предпос. Объед. Русс. земель. Борьба Моск.вы и Твери.
Правление Ивана Калиты.
Причины возвышения Москвы.
политическая система,
вотчина
Анализируют предпосылки возвышения Москвы и усиления Московского княжества
Анализируют внутреннюю и внешнюю политику Ивана Калиты;
Определяют причины и предпосылки создания единого государства
Урок изуч. нового материала
Фронт.опрос с.146
Индивид. зад Творч.работа «Иван Калита»
§17
Зад.раб.тетр.
54
Москва – центр борьбы с ордынским владычеством
1
Борьба Москвы за полит. первенство. Взаимоотн. Москвы с З. Ордой и Литвой.
темник,
хан,
князь,
Определяют факторы, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель
комбинированный
Фронт.опрос с.155
Индивид. зад
§18
Зад.раб.тетр
55
Куликовская битва
1
Куликовская битва и её значение. Дмитрий Донской.
рать
Рассказывают о ходе и значении Куликовской битвы;
Используют схему при рассказе о битве;
Характеризуют деятельность истор. личностей (Дмитрий Донской).
Урок-практикум
Фронт.опрос с.155
Индивид. зад Рассказ о Дмитрии Донском
§18
Зад.раб.тетр
56
Московское княжество и его соседи
1
Василий I. Московская усобица, её значение.
Распад З. Орды. Союз Литвы и Поль. Грюнвальд. битва.
Образование русс., украин. и белорус. народностей.
централизованное государство,
поместье,
усобица,
диалект,
уния
Анализируют внутреннюю политику Василия I, ход и итоги междоусобной войны второй четверти ХIV в.;
Характеризуют взаимоотношения русских земель с соседями (Ордой и Литвой);
Используют карту при рассказе об объединении русских земель
комбинированный
Фронт.опрос с.164
Индивид. зад
§19
Зад.раб.тетр
57
Создание единого русского государства Свержение ордынского ига на Руси
1
Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоед. Твери. Василий III.
Заверш. объед. русских земель Конец ордынского ига.
скипетр,
держава,
шапка Мономаха,
Боярская Дума,
централизованное гос-во,
общество
Характеризуют развитие Российского государства в конце ХV века;
характеризуют основные направления внутренней и внешней политики Ивана III.
Работают с исторической картой (показывать территории, присоединенные к Москве);
комбинированный
Фронт.опрос с. 173
Индивид. зад
§20
Зад.раб.тетр
58
Московское государство в конце XV- первой половине XVI в.
1
Усиление великокняж. власти. Местничество. Система кормлений. Преобра. в войске. Огранич. свободы крестьян.
Появление казачества.
самодержец,
поместье,
вотчина,
трехполье,
Юрьев день,
пожилое,
черносошные крестьяне,
Боярская дума,
кормление,
местничество,
окольничий
Ознакомлены с системой управления, которая сложилась в этот период;
Анализируют Судебник 1497 г.;
Определяют причины и последствия формирования крепостного права.
Выявляют новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке.
комбинированный
Индивид. зад Зад.раб.тетр.
§21
59
Церковь и государство в конце XV- начале XVI века.
1
Попытка создания унии Католической и Православной церквей, взаимоотношения Церкви и великих князей, церковь и ереси, избрание митрополита.