Главная | стр 1стр 2 ... стр 6стр 7
![]() Общий объем – 65 стр.
СОДЕРЖАНИЕ 1. Нормативно-правовое обеспечение государственной политики в области духовно-нравственного воспитания 2. Цели, задачи и принципы построения курса «Основы религиозных культур и светской этики» 3. Тематическое и поурочное планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики» 4. Содержательные аспекты изучения отдельных модулей курса 5. Образовательные технологии, формы и виды учебной деятельности в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»
6. Проектирование учебных занятий на основе комплексного учебного плана курса «Основы религиозных культур и светской этики» 7. Внеурочная работа по курсу ОРКСЭ 8. Организация взаимодействия с родителями, членами семей обучающихся в процессе преподавания курса «Основы религиозной культуры и светской этики» 9. Требования к итоговым работам слушателей курсов повышения квалификации Приложение
Авторы-составители: Клемешова И.В., Кирсанов И.Н., Лубянкина Р.Х., Серёгина А.В., Дерябина Ю.Г., Шаталова О.В., Дорошина Л.М, Чичканова Е.Л. Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Рабочая тетрадь слушателя курсов. – Тамбов, ТОИПКРО, 2010. - 146 с. Рабочая тетрадь входит в учебно-методический комплект для подготовки учителей комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», которым предстоит преподавать данный предмет в общеобразовательных учреждениях Тамбовской области. Содержание тетради включает базовый учебный материал, практические задания и упражнения, призванные помочь педагогам в освоении специфики курса «Основы религиозных культур и светской этики» и овладении навыками проектирования учебных занятий с учащимися 4-5 класса. Оно рассчитано на использование в рамках курсов системы дополнительного профессионального образования. При создании рабочей тетради использованы материалы УМК для тренеров-преподавателей курса «Основы религиозных культур и светской этики», подготовленные Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в 2010 году. © ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010 СОДЕРЖАНИЕ 1. Нормативно-правовое обеспечение государственной политики в области духовно-нравственного воспитания 2. Цели, задачи и принципы построения курса «Основы религиозных культур и светской этики» 3. Тематическое и поурочное планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики» 4. Содержательные аспекты изучения отдельных модулей курса 5. Образовательные технологии, формы и виды учебной деятельности в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» 6. Проектирование учебных занятий на основе комплексного учебного плана курса «Основы религиозных культур и светской этики» 7. Внеурочная работа по курсу ОРКСЭ 8. Организация взаимодействия с родителями, членами семей обучающихся в процессе преподавания курса «Основы религиозной культуры и светской этики» 9. Требования к итоговым работам слушателей курсов повышения квалификации Приложение
в области духовно-нравственного воспитания
Ключевые понятия:
Одним из приоритетов современной государственной политики в области образования является духовно-нравственное воспитание личности. Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в IV и V классах общеобразовательных школ следует рассматривать именно в этом контексте, т.е. как составную часть усилий, направленных на воссоздание системы нравственных ценностей российского общества. В послании Президента России Федеральному собранию Российской Федерации в 2007 году подчеркивалось: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». Озабоченность государства ролью образования в решении проблем духовной консолидации общества отразилась в ряде нормативных документов последних лет. Так, в декабре 2007 г. в Закон РФ «Об образовании» были внесены изменения, согласно которым образование, в числе прочих задач, должно обеспечивать «формирование духовно-нравственной личности». Признание приоритетного значения задач духовно-нравственного воспитания личности легло в основу работы над образовательным стандартом второго поколения. В рамках подготовки нового образовательного стандарта коллективом под руководством А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова разработан проект Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Концепция определяет:
В соответствии с Концепцией, современный национальный воспитательный идеал — это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Задачи духовно-нравственного развития детей раскрываются в Концепции следующим образом: «В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:
Сопоставив данный раздел Концепции с примерной программой курса «Основы религиозных культур и светской этики», можно заметить, что содержание данного курса отчетливо ориентировано на решение многих обозначенных здесь задач. Разработчики Концепции постарались выделить и обозначить базовые национальные ценности, освоение которых подрастающим поколением должно способствовать духовной консолидации российского общества (см. задание 2). Подразумевается, что они должны быть положены в основу уклада школьной жизни, представляющего собой целостное пространство духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Для организации полноценного функционирования такого пространства требуются согласованные усилия семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России рассматривается как одна из основ проектирования и реализации образовательного стандарта нового поколения. Ее положения получили отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (утвержден приказом Министерством образования и науки от 6 октября 2009 г. № 373). В 2010 г. ожидается принятие стандартов для основной и старшей школы. С 1 сентября 2011 года новые ФГОС в полном объеме должны вступить в действие. С точки зрения задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» следует обратить внимание на положение нового стандарта о том, что на ступени начального общего образования осуществляется: - становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; - духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; - укрепление духовного здоровья обучающихся. Новый образовательный стандарт определяет не только предметные и метапредметные, но и личностные результаты освоения основной образовательной программы. Для ступени начального общего образования они включают в себя, в частности: «1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; […]
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей». Стандарт предусматривает наличие в образовательном плане особой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на реализацию данной предметной области. Важным компонентом нормативно-методического обеспечения образовательного стандарта нового поколения является Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. В соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании» (ст. 14, пункт 5; ст. 32, пункт 7), общеобразовательное учреждение самостоятельно разрабатывает, утверждает и реализует образовательную программу. Согласно положениям нового стандарта, она в обязательном порядке должна включать не только программы отдельных учебных предметов, курсов, но и Программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся для каждой ступени образования. Данная программа, реализуемая в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, разрабатывается образовательным учреждением на основе вышеуказанной Примерной программы. Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» вполне укладывается в ее задачи и логику.
правовые аспекты взаимодействия В процессе преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» важно иметь четкое представление о правовых аспектах взаимодействия государства, религии и образования в Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 14), Россия является светским государством. Никакая религия в Российской Федерации не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. (Более полное и конкретное раскрытие принципа отделения религиозных объединений от государства содержится в Законе РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» - см. Приложение). Статьей 28 Конституции РФ каждому человеку (в т.ч. – не гражданам РФ) гарантируется свобода совести и вероисповедания. Свобода совести и вероисповедания включает право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. (ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях»). Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения человека к религии не допускается. В соответствии со ст.3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» «никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих». «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства […] запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом». Об этих нормах нельзя забывать в процессе преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики».
- формировать у обучающихся представление о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры; - являться основой воспитания межнациональной, межконфессиональной толерантности; - способствовать осознанному выбору мировоззрения. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» построен на основе реализации одного из этих подходов - культурологического. Вместе с тем, российское законодательство предоставляет родителям потенциальную возможность обучать детей религии на базе государственных и муниципальных образовательных учреждений вне рамок образовательных программ. В пункте 4 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» говорится: «По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы». Эта норма подкреплена приказом Минобразования России от 1 июля 2003 г. № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ». Однако этим правом религиозные объединения на сегодняшний день пользуются не очень широко. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях не допускается деятельность религиозных движений и организаций (объединений) (ст. 1 Закона РФ «Об образовании»).
С апреля 2010 года в 19 субъектах РФ начинается апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», рассчитанного на изучение в течение последней четверти IV и первой четверти V класса. Введения в школьную программу этого курса следует рассматривать в русле общих усилий государственной образовательной политики, направленных на решение проблем духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Идея курса базируется на представлении о том, что надлежащим образом организованное знакомство младших подростков с культурным наследием традиционно распространенных в России религий может оказаться полезным для формирования системы нравственных ценностей личности и консолидации на их основе многонационального народа Российской Федерации. Непосредственной нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) являются: - Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632). В документе дано поручение Правительству «обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения (с 2010 года в 18 субъектах РФ, а с 2012 года – во всех субъектах Российской Федерации) в общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики – для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей)». - Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). Документом утверждены: 1) план мероприятий по апробации в 2009 - 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики"; 2) перечень 19 субъектов Российской Федерации, участвующих в 2010 - 2011 годах в апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики". Министерству образования РФ предписано: 1) заключить соглашения о взаимодействии по вопросам апробации комплексного учебного курса с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования; 2) обеспечить координацию и контроль реализации плана.
« […] 10.Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям». Выберите любые три из перечисленных в новом стандарте личностных результатов начального общего образования и поясните, в чем, на ваш взгляд, заключается специфическая роль предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в достижении указанных результатов.
Задание 2. Познакомьтесь с системой базовых национальных ценностей, положенных в основу Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Сопоставьте этот перечень с примерной программой курса «Основы религиозных культур и светской этики» (см. Приложение 1 ). Определите, потенциал каких уроков различных модулей данного курса может быть использован для формирования обозначенных в стандарте базовых национальных ценностей (укажите номера уроков в соответствующей графе таблицы):
Задание 3. Выберите правильный вариант (варианты) ответа:
А) Лица, являющиеся государственными чиновниками, не могут являться последователями той или иной религии; Б) Лица, занимающие государственные должности, не вправе использовать особенности своего служебного положения для предоставления преимуществ какой-либо религиозной конфессии; В) На религиозные организации не могут возлагаться функции органов государственной власти и государственных учреждений Г) Государство не вправе оказывать религиозным объединениям финансовой помощи или предоставлять им налоговые льготы Д) Представители духовенства не могут участвовать в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.
А) в Российской Федерации не допускается деятельность общественных объединений, созданных по религиозному признаку; Б) официально закреплен приоритет атеистической идеологии перед любыми формами религиозных верований; В) никакая религия в РФ не может быть провозглашена в качестве государственной; Г) разрешается деятельность только тех религиозных объединений, которые исторически были представлены на территории России; Д) главные духовные лица религиозных конфессий утверждаются решениями высших государственных органов.
Свобода совести означает право человека исповедовать ____________________ религию или _________________________________________________ Задание 5. Укажите, соответствуют ли нормам российского законодательства приведенные ниже положения:
следующая >> Смотрите также: Планирование курса «основы религиозных культур и светской этики»
478.29kb.
О программе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и методикам преподавания общая характеристика учебного курса цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
115.61kb.
О программе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и методикам преподавания общая характеристика учебного курса цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
84.67kb.
Основы религиозных культур и светской этики
216.73kb.
Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики»
97.92kb.
Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики» Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики»
317.85kb.
Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики» Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики»
263.1kb.
Актуальна в связи с введением в школьную программу комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики", включающего
253.34kb.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
362.73kb.
Основные понятия
127.08kb.
Уроках «Основы религиозных культур и светской этики»
608.98kb.
Уроках «Основы религиозных культур и светской этики» 216.97kb.
|