Главная | стр 1
школьный этап всероссийской олимпиады школьников 7 класс
8. Соотнесите возраст человека и возникающие в связи с ним права и возможности:
Запишите в таблицу выбранные цифры
9. Соотнесите названия видов чувств и их определения:
Запишите в таблицу выбранные цифры
10. Соотнесите понятия и их определения:
Запишите в таблицу выбранные цифры
11. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их. 1. Сангвиник, Холерик, Флегматик, Меланхолик. 2. Страх, Любовь, Радость.
Дыхание, питание, общение, движение, воспроизводство рода. 13. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». 1. В процессе общения очень важно уметь слушать собеседника; 2. Лидер должен уметь заинтересовать и организовать людей; 3. Одаренные дети отличаются послушанием и хорошей дисциплиной; 4. Искусство общения является обязательной чертой лидера.
1. К…нф…рмизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей. 2. Л…г…тимность – законность. 3. Стр…т...ф..кация – расположение социальных слоев на социальной лестнице. 4. Гл..б…л…зация – один из процессов, происходящих в современном мире.
А. индивидуальная точка зрения Б. физическая картина мира, построенная на основе современных естественнонаучных знаний В. система представлений о мире, человеке, его месте в мире и обусловленные этим основные жизненные позиции и ценности людей Г. настроения, чувства, эмоции человека
А. единобожие Б. многобожие В. двоеверие Г. безверие
А. стремление к великим идеям, высоким идеалам Б. презрение к материальным благам, мирским заботам и утехам В. глубоко религиозный способ жизни человека Г. поведение человека в обществе
5. Вставь пропущенное слово в текст: «Древние китайцы говорили «Хороший климат не сравнится с плодородной землей, плодородная земля не сравнится с согласием». Уже давно люди поняли, что конфликты и ссоры не доведут до добра. Вместе с тем в своей жизни человек вынужден достаточно часто вступать в различные _____________________» 6. Впиши правильный ответ: « _________________ - это высшая форма переживания, связанная с теми людьми, событиями, предметами, которые для данного человека являются значимыми (любовь, страх, дружба, зависть, вражда, месть) 7. Соотнести понятие и характеристику:
8. В какой стране существовала классическая всеобъемлющая кастовая система: А. Греция В. Китай Б. Индия Г. Россия
А. сословие В. профессия Б. класс Г. интеллигенция
А. доиндустриальное общество В. аграрное общество Б. традиционное общество Г. индустриальное общество
А. диктатурой В. монархией Б. тиранией Г. олигархией
А. политическая В. электоральная Б. представительская Г. экономическая
А. разрешение гражданам всего, что не запрещено законом Б. запрещение гражданам всего, что не разрешено законом В. запрещение гражданам всего, что не запрещено законом Г. разрешение гражданам всего, что не разрешено законом
А. при демократическом политическом режиме парламент может являться высшим органом власти Б. принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную утвердился во второй половине XX века В.первые демократические режимы появились в Западной Европе в средние века Г. диктатура – есть переходная форма от тоталитарного режима к демократическому
_______________________________________________________________________ 16. Форма правления, при которой глава государства избирается населением или специальной избирательной коллегией А. демократия В. республика Б. государство Г. федерация
А. свод всех законов государства Б. единый и единственный закон государства В. высший и основной закон государства Г. политическая декларация
А. закон В. обычай Б. судебный прецедент Г. нормативно-правовой акт
А. право на свободу собраний Б. право на личную неприкосновенность В. право на участие в выборах и референдумах Г. право на свободу слова
А. президентство В. правоспособность Б. гражданство Г. подданство
22. Экономическая теория изучает
23. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает
24. Верны ли следующие суждения о функциях государства в условиях рыночной экономики? А. Государство в условиях рынка организует необходимые гражданам общественные работы, за которые из-за отсутствия выгоды не берутся частные предприниматели. Б. Государство в условиях рынка заинтересовано в защите экономических интересов предпринимателей и потребителей.
25. Государство в условиях командно-административной экономики
26. Как называется сложившееся в мировой культуре представление об истинном, беззаботном, естественном существовании общества и человека: А. Золотой Век В. Бронзовый Век Б. Серебряный Век Г. Каменный Век
«Мы во власти мятежного, страстного хмеля, Пусть кричат нам: вы красоты палачи! Во имя нашего завтра сожжем Рафаэля, Разрушим музеи, растопчем искусства цветы»: А. Нигилистическое В. Консервативное Б. Новаторское Г. Традиционное
А. Романтизм В. Рококо Б. Готика Г. Ампир
А. экономической В. политической Б. социальной Г. духовной
1. Открытие 2. Изобретение 3. Рационализаторское предложение А. Техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия и предусматривает изменение конструкции изделий, технологии производства Б. Новое достижение, совершаемое в процессе научного познания природы и общества В. Новое техническое решение задачи, поднимающее технику на новый уровень
А.исполнение оркестром симфонии П.И. Чайковского Б.тиражирование в типографии произведений А.П. Чехова В.открытие Д.И. Менделеевым периодической системы элементов Г.создание М.Ю. Лермонтовым стихотворения «Бородино»
Понятие исторического процесса включает… А. судебный процесс, вошедший в историю Б. суд над фальсификаторами истории В. цепь исторических событий, взаимосвязанных между собой Г. ход определенного исторического события 4. Верны ли суждения о самопознании: А. Чем больше реальные качества личности приближаются к «Я- идеалу», тем выше самооценка Б. Сосредоточение на недостатках других снижает самооценку
Б. верно только Б Г. оба суждения неверны 5. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». 1. Поскольку средства массовой коммуникации ориентируются на запросы и уровень аудитории, они не участвуют в формировании массовых потребностей и стереотипов. 2. Образ своего «я» формируется у человека в процессе социального взаимодействия. 3. Государство не является единственным носителем политической власти. 4. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах, что обеспечивает общеобязательность их предписаний. 5. Членораздельная речь предшествовала появлению у человека сознания и стала его предпосылкой.
А. социальная философия В. социология Б. политология Г. философия
А. Образование является важнейшим каналом социализации Б. В системе образования все большее значение приобретает тенденция к гуманизации, к учету индивидуальных особенностей школьников
Б. верно только Б Г. оба суждения неверны 8. Люмпены - это А. наемные работники низшей квалификации Б. вынужденные переселенцы из «горячих точек» В. опустившиеся на социальное «дно» выходцы из разных слоев Г. иностранная рабочая сила
А. территорию государства Б. социальные организации В. полезные ископаемые Г. растительный мир
Ц..в..л..зация Д..в..антное поведение, М..рг..нал Стр..т..ф..кация К..нф..рмизм, 11. Порядок определения результатов выборов, при котором распределение мандатов между партиями осуществляется в соответствии с количеством полученных их кандидатами голосов характеризует избирательную систему: А. мажоритарную Б. пропорциональную В. пропорционально-мажоритарную Г. смешанную
А. консерватизма В. либерализма Б. коммунизма Г. анархизма
А. голосование В. референдум Б. лоббирование Г. коррупция
А. премьер-министр В. бургомистр Б. канцлер Г. спикер
А. Гражданское общество охватывает всю совокупность политических отношений Б. Гражданское общество предполагает существование широкого круга демократических прав и свобод
Б. верно только Б Г. оба суждения неверны 16. Элемент правовой нормы, в которой содержатся меры государственного воздействия в отношении нарушителя: А. гипотеза В. диспозиция Б. санкция Г. событие
А. Административное право В. Гражданское право Б. Государственное право Г. Имущественное право
А. физические лица В. юридические лица Б. государство Г. все выше указанное
А. указ президента В. федеральный закон Б. постановление правительства Г. конституция
22. Небывало высокий урожай пшеницы привёл к снижению закупочных цен на неё. Данный факт – пример функционирования рынка
23. Сравните данные двух диаграмм, свидетельствующие о том, каковы были доли продукции предприятий различных форм собственности в 1990 и 1995 гг. Какие изменения отражают эти данные?
24. Доход, получаемый собственником акций, называется: А. прибылью В. рентой Б. капиталом Г. дивидендом
А. Возникновение в условиях рыночной экономики монополистических объединений устраняет конкуренцию. Б. Цель антимонопольного законодательства – ограничить на рынке диктат монополий.
Б. верно только Б Г. оба суждения неверны 26. Как называется подход к изучению культуры, который основывается на идее исключительности, превосходства ценностей европейской культуры над другими: А. европеизм В. западничество Б. европоцентризм Г. славянофильство
А. слой атмосферы, лежащий над тропосферой; Б. новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития; В. нижний слой атмосферы; Г. открытое космическое пространство
А. с развитием деревенской культуры; Б. с развитием культуры полисов; В. с переходом от деревенской культуры к городской; Г. с развитием городской культуры
2. Стр…т...ф..кация – расположение социальных слоев на социальной лестнице. 3. Л…г…тимность – законность. 4. С…п…р…тизм – стремление к отделению, обособлению. 5. Гл..б…л…зация – один из процессов, происходящих в современном мире.
Для обозначения человека как представителя человеческого рода ученые используют термин «……...». Совокупность черт, отличающих человека от всех других, определяется понятием «……». При этом учитываются …… его характеристики. Понятием « ……» определяют систему …… характеристик человека как члена общества. Решающее значение имеет здесь …… как продолжающийся …… процесс усвоения культурных норм и социальных …… . Для ребенка до 10 – 12 лет решающим является мнение ……..; подростку необходимо мнение …….. .
31. Нарисуйте схему, которая отражает принципы взаимодействия государства, права и личности в демократическом правовом государстве. Используйте три термина: «государство», «право», «личность». 32. Прочитайте текст. Выполните задания к нему. Педагогический труд – один из древнейших видов интеллектуальной деятельности 1), а учительство – одна из самых крупных, устойчивых во времени профессиональных групп (2), занимающихся умственным трудом. В первобытном обществе (3) единственным, пожалуй, социальным каналом, обеспечивавшим передачу важнейших сведений и навыков, был род. Но уж в этот период община выделяла из своей среды наиболее опытных, старейших членов, на которых и возлагалась обязанность подготовки молодежи (4) к вступлению в род в качестве самостоятельных членов. В древнем мире дифференциация (5) процесса образования и воспитания зашла столь далеко, что в богатых семьях данные функции возлагались на педагогов, как правило, из рабов. Что касается учителей, то в Древней Греции имели, главным образом, были вольнонаемные граждане, в государствах Древнего Востока – жрецы (6). В средние века обязанности учителя выполняли монахи, причетники, священники, а позднее – и представители других сословий, прежде всего, горожане. Индустриальное общество (7) вызвало к жизни потребность в распространении грамотности. Среди лиц умственного труда профессия учителя стала одной из наиболее массовых. Отдельно хотелось бы остановиться на исторически сложившемся переплетении собственно образовательной и воспитательной, духовной составляющих в деятельности учителя. Исследуя процесс зарождения профессий, Г.Спенсер отмечал, что зародыш профессиональной деятельности учительства сохраняется и развивается преимущественно в религиозных институтах (8). Причина, по мнению ученого, заключается в том, что «класс жрецов, которому другие классы доставляют средства к жизни, становится мало-помалу самым праздным. Освобожденные от необходимости работать ради поддержания существования, жрецы могут посвящать свою энергию и свой досуг тому умственному труду и тем специальным упражнениям, которые необходимы для профессиональной деятельности. Иначе говоря, наличие у жрецов времени, свободного от обязательной для других работы, и практическая востребованность их знаний стали одной из предпосылок объединения просвещенческой и духовной деятельности. 1. Дайте определение всем выделенным курсивом и пронумерованным терминам. 2. Автор пишет о первобытности и древности. Назовите известные вам признаки, отличавшие древность от первобытности. 3. Что вы знаете о жизни и научных взглядах Г.Спенсера?
А. объект познания Б. преобразование предметного содержания В. истина Г. социальные ценности
А. Гераклита В. Аристотеля Б. Анаксагора Г. Ксенофонта
А. Бекон Ф. В Кант И. Б. Декарт Р. Г. Гегель Г.
2. «Знание – сила» 3. «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе»
А. Мифологическое мировоззрение Б. Религиозное мировоззрение
2. образность и фантастичность 3. синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни 4. символизм и знаковость 5. Что из ниже перечисленного не типично для национализма: А. идеология, в которой патриотизм является центральной ценностью Б. лояльность по отношению к своей нации, как основная идея В. соединение государства с национальной культурой Г. настаивание на исключительности своей нации
А. женщины В. народность Б. касты Г. классы
А. рабство В. касты Б. сословия Г. классы
А. Индустриальное 1. приоритет экстенсивного труда Б. Постиндустриальное 2. развитие наемного труда на производстве В. Аграрное 3. информатизация 9. Какие из предложенных определений характеризуют понятия: 1. Расизм 2. Этноцентризм 3. Ассимиляция А. постепенное слияние группы меньшинства с доминирующей культурой Б. положение, при котором группа, принадлежащая к другой расе, подвергается дискриминации, эксплуатации, угнетению В. Тенденция оценивать другие культуры через призму собственной
А. военнослужащих В. государственных служащих Б. эмигрантов Г. крестьян
А. федерализм В. демократизм Б. унитаризм Г. парламентаризм
А. тэтчеризм В. терроризм Б. макиавеллизм Г. сепаратизм
А. патриархальной В. социально-экономической Б. теологической Г. общественного договора
А. отменен заградительный барьер для прохождения политических партий в представительные органы власти Б. отменен порог явки избирателей В. отменена графа «против всех» Г. отменены одномандатные округа на выборах в Государственную Думу 15. Способы поддержки избирателями политических партий при их регистрации: А. только денежный залог Б. только сбор подписей В. либо денежный залог, либо сбор подписей Г. денежный залог и сбор подписей
А. административная В. гражданская Б. дисциплинарная Г. публичная
А. в арбитражном суде В. в гражданском суде Б. в Конституционном суде Г. в суде общего назначения
А. президент В. верховный суд Б. прокуратура Г. конституционный суд
1. Производство, ………, распределение, потребление. 2. Буржуазия, класс; кшатрии, каста; дворянство, …… 3. Преступления небольшой тяжести, до двух лет лишения свободы; преступления средней тяжести, …………; тяжкие преступления, не более 10 лет; особо тяжкие, более 10 лет. 20. Что является лишним в каждом ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили. 1. Республика, монархия, федерация. 2. Административное право, гражданское право, семейное право.
1. «Наставница всех добродетелей», «высшее утешение измученных душ», «провозвестница истинного света» (Боэций). 2. «Не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство» (Р.Рейган). 3. «Институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги» (К.Макконнелл, С.Брю). 22. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». 1. Вопросы, относящиеся к авторскому праву и личным неимущественным правам граждан, регулируются нормами трудового права. 2. Характерная черта демократического режима – конституционное закрепление какой-либо идеологии в качестве государственной. 3. Акционеры, не отвечая по обязательствам акционерного общества, не несут никаких убытков, связанных с его деятельностью. 4. Вопросы приобретения гражданства регулируются нормами гражданского права РФ.
24. Проанализируйте с точки зрения трудового законодательства данную ситуацию. Продавец Иванов перешел из государственного магазина на работу в частное торговое предприятие. Через 11 месяцев летом Иванов попросил предоставить ему очередной отпуск, на что владелец магазина сказал: «Сейчас самая горячая работа. Так что в отпуск пойдешь осенью». На попытку Иванова сослаться на трудовое право ответил: «Это в государственном магазине ты мог «качать права», а здесь я хозяин, и для тебя мое решение – закон» ……………………………………………………………………………………………………
1. Виновность. 2. Деяние. 3. Противоправность. 4. Умысел. 5. Бездействие. 6. Правонарушение. 7. Неосторожность. 8. Действие. 9. Признаки. 10 Общественная опасность. 26. Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков. 1. К…нф…рмизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей. 2. М…н…т…ризм – экономическая теория. 3. Д…в…рс…фикация – распространение хозяйственной деятельности фирмы на новые отрасли. 4. Д…в…ден… – доход, выплачиваемый акционерам. 5. …кси…логия – учение о ценностях. 27. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином. 1. Времена кризиса нередко сопровождаются снижением покупательной способности денежной единицы. 28. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение. 2 10 1 9 4 7 8 3 5 6 11 12 13 По горизонтали. 1. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, моральной и правовой ответственностью. 3. Тот, кого опрашивает социолог. 4. Одно из правомочий собственника. 5. Ощущение нужды в чем-либо. 6. Всенародное голосование, одна возможных из форм принятия законов. 7. Устойчивая система социально значимых качеств индивида. 8. Соответствие мысли предметы познания. 9. Высшая форма психического отражения, свойственная человеку. 10. Причина, движущая сила какого-либо процесса. 11. Мера положительного или отрицательного воздействия. 12. Человек, покинувший один социальный слой и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другого. 13. Один из типов этнической общности. По вертикали. 2. ………………………….. – ……………………………………….
Автор, к сожалению, не сумел отделить аргументы и оценки, отражающие одну позицию, от аргументов и оценок, отражающих иную позицию. Ваши задачи: 1) перерисовав таблицу, озаглавить ее колонки; 2) вписать в них порядковые номера предложений, отражающих соответствующие позиции; 3) предположить, какие социальные интересы выражает каждая позиция; 4) перечислить известные вам формы (типы) безработицы.
30. Перед вами формула, известная экономистам как уравнение Фишера. MV = PQ, где М – количество денег, V – скорость обращения денег или число оборотов денег; P – средний уровень цен на товары и услуги; Q – совокупный объем товаров и услуг. Считают, что оно позволяет объяснить причины инфляции.
1. Если скорость обращения денег и объем товаров и услуг останутся прежними, а количество денег увеличится, цены вырастут. 2. Если скорость обращения денег увеличится, а количество денег и объем товаров и услуг останутся неизменными, цены вырастут. 3. Если скорость обращения денег вырастет в 3 раза, количество денег увеличится в 1,5 раза, объем товаров и услуг останется прежним, цены вырастут. 31. Представьте себе такую ситуацию. Вам нужно убедиться в том, что социальные нормы, с которыми вы ознакомились, являются правовыми. Сформулируйте пять вопросов, которые позволят вам убедиться в этом. Смотрите также: Олимпиада по обществознанию школьный этап всероссийской олимпиады школьников 7 класс
270.82kb.
Школьная олимпиада по обществознанию 2010-2011 учебный год 10-11 класс Время выполнения -1час. 20 мин. Задания с рядами
92.41kb.
Школьный этап Всероссийской предметной олимпиады школьников
174.58kb.
1(школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2011-2012 учебном году
100.77kb.
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по праву 2012-2013 учебный год 9 класс максимальный балл – 105 Задание 1
82.77kb.
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2009/2010. Школьный этап. 6-7 Класс
246.04kb.
Олимпиада по обществознанию (школьный этап) 8 класс
155.67kb.
Олимпиада по обществознанию (школьный этап) 6 класс
106.45kb.
Методические рекомендации для организации и проведения школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе
174.33kb.
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности 9 класс
47.17kb.
11 класс Время выполнения работы – 120 минут I тур Задание 1
64.5kb.
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников 2011/2012 учебный год 71.42kb.
|