Главная | стр 1
Муниципальное образовательное учреждение «Лицей №7» Методическая разработка на тему «Народный календарь»
Занятие в начальной школе, в старших группах детского сада
Подготовила педагог Фомичева О.Н. Электросталь 2012 г. Содержание 1. Введение….………………………………………………………………… 3 2. Теоретическая часть. История праздника……………………………….... 4 3. Основная часть. План-конспект занятия. Праздник «Сорок сороков»..... 6 4. Список литературы………………………………………………………… 10 5. Приложение (презентация) Введение Духовное наследие русского народа — это прекрасное, бесценное богатство: традиции, обычаи и праздники, связанные с земледельческим трудом, с почитанием земли-кормилицы. Во всем этом отразились глубокая мудрость и творческий потенциал трудового народа. Не менее важна и народно-педагогическая сторона аграрных обычаев и праздников. Их непосредственными участниками всегда были дети. Это был лучший способ не принуждением, а через эмоциональное влияние воспитывать будущего земледельца, который способен и радоваться, и гордиться своим великим трудом — трудом кормильца людей. Ритм человеческой жизни (детство — молодость — зрелость — старость) можно сравнить с ритмом суток (утро — день — вечер) и с ритмом чередования времен года (весна — лето — осень — зима). Люди сами решали, что считать началом годового круга. В культуре разных народов издавна существовали и существуют календари с разными точками отсчета годового времени. В зависимости от своих обычаев они по-разному отмечают начало нового года. Праздники, обычаи, рукотворная культура любого народа хороши по-своему. В них есть то общее, что объединяет всех людей, несмотря на различия. В календарных праздниках всех народов мира соединились красота, сила и доброе согласие человека и природы. Праздники народных календарей тесно связаны со сменой времен года и соответственно со сменой видов деятельности человека. Они помогают людям жить в одном ритме с природой, равномерно распределяют их общий труд и отдых. Аграрные обычаи и праздники имеют важную народно-педагогическую основу воспитания детей в семье. Праздники и обряды диктовали нормы поведения людей задолго до появления понятия «нравственность», закреплялись в памяти поколений, требуя их повторения и неукоснительного соблюдения. С помощью праздников осуществлялась связь поколений, укреплялись межличностные взаимоотношения, восполнялся дефицит общения, удовлетворялись эмоциональные и психологические потребности людей. Изучение народного календаря в общеобразовательных учреждениях имеет большое значение в духовно-нравственном воспитании будущего человека, любящего природу и живущего по ее законам, почитающего свой дом, свою Родину. «Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека. Наконец, праздник — это проявление всех форм и видов культуры данного коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией народов и исполнением традиционных песен, земледельческий праздник давал к тому же ощущение полного слияния с природой и вместе с тем утверждал власть человека над ней»
Этот день, как важный момент всего годового круговорота, отмечен множеством обычаев и примет. «С сорока мучеников — сорок утренников», — говорили люди, и хозяйки пекли из ржаной и овсяной муки 40 шариков, а затем каждый день выбрасывали по одному шарику на улицу, закликая мороз: Мороз, красный нос, Вот тебе хлеб и овес, А теперь убирайся Подобру-поздорову! В народе верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет совсем. И быстрей прилетят из чудесной страны Ирья «сорок сороков птиц», принесут на крыльях весну. Поэтому в число 40 вкладывали магический смысл, повторяя его в разных обрядовых действах. Рано утром на Сороки мальчишки старались перебросить через крышу сорок щепок, будто бы и сорока кладет в этот день на гнездо сорок палочек. Ученики подносили своему учителю связку из сорока бубликов, а на Тамбовщине до сих пор хранят традицию выпекать из ржаного теста именно сорок пичужек. Обычай готовить хлебных птичек для встречи весны бытовал в России повсеместно. Обрядовое печенье называли по-разному: жаворонки, чувилки, тетерки, кулики, скворечники, грачи, канареечки. Делали и украшали птичек тоже везде на свой лад, по местной традиции. В деревнях их пекли чаще всего из пресного ржаного теста, наряжали старинными узорами, зернышками, бумажными веточками, перевязывали цветными тряпочками, лентами. Фигурки лепили разной формы: завивали спиралью, завязывали узелком, перевивали веревкой, сажали на спинку птенцов, гнездо с яичками. Знали жаворонков и городские жители. Их готовили из сдобного пшеничного теста с разными вычурами, мазали медом, золотили головку. Таких вкусных красивых птичек продавали у храмов, в кондитерских лавках, на базарах в утеху детям. А деревенским ребятам и простые ржаные жаворонки доставляли большую радость. Воткнут птичек на палочки, привяжут к шестам, посадят на ветви плодовых деревьев в саду или на дубы, бегают с ними по деревне, заберутся на заборы, на крыши амбаров и кликают весну: Жаворонки, прилетите! Красну весну принесите! Нам зима-то надоела, И весь хлеб у нас поела, И дрова все пожгла, И солому всю пожгла, Молоко все унесла!
Жавороночек, Принеси весну на своем хвосту, На сохе, бороне, На ржаной копне, На овсяном снопе.
При всем разнообразии обрядов значение их везде одно — призывать, «кормить» весну и ее вестников в радостном ожидании пахоты и сева, молодого новогоднего урожая. Этот смысл был заложен и в украшении обрядового печенья, и в действиях с ним. Не затем «оперяли» хлебных жаворонков, чтобы они походили на настоящих. Ряды частых ямочек, полоски на спинках и крыльях птиц не просто узоры — это знаки засеянного поля, символы борозды. Не случайно бегали дети кликать весну к хранилищам хлеба, на гумно, оставляя часть печенья птицам. В этих весенних детских забавах усматривают ученые далекие отзвуки языческих жертвоприношений, связь с аграрными обрядами Древней Руси. Мартовские народные праздники приходятся на Великий пост, семинедельное говение перед главным христианским торжеством — Пасхой. Потому великопостное время — тихое, строгое. Время воздержания от скоромной пищи, от многолюдных сборищ и гуляний. Предпасхальные запреты касались и детей. Не разрешались шумные подвижные игры, громкое пение, хохот, свист, пресекались ссоры. Однако и этот период приносил свои радости. Одновременно с проводами зимы в марте крестьяне устраивали встречу весны с угощением. С первыми приметами оттепели они зазывали, кликали ее к себе в гости. Такими приметами служили пробуждение животных от зимней спячки, возвращение птиц, цветение подснежников. На Руси единого дня или недели для празднования встречи весны не было. В каждой местности эта дата определялась по народным приметам. И получалось, что весну встречали до тех пор, пока сорок птиц не прилетят, сорок пичуг на Русь не вернутся. Так и говорили — сорок сороков. План-конспект занятия. Праздник «Сорок сороков» Тема: праздник «Сорок сороков». Творческое задание: лепка весеннего обрядового печенья «жаворонки» с использованием традиционной технологии. Цели и задачи:
Оборудование и материалы: Презентация «Встречаем весну с «жаворонками», репродукции, открытки, педагогический рисунок. Карточки, отображающие последовательность работы. Тесто (глина, пластилин), подкладочная доска, стеки, тряпочки, вода, наглядные материалы. Ход занятия I. Организационный момент. Подготовка принадлежностей для лепки. II. Вступительное слово педагога. Учитель знакомит детей с понятиями приговорка, закличка. Приговорки и заклички — составляющие части так называемого календарного детского фольклора. Закличка — поэтическое обращение к силам природы — ветру, солнцу, дождю с просьбой о перемене погоды, о милости природы к человеку. Приговорками обращаются к птицам, зверям, растениям. Люди верили, что если речь свою по-особому построить, то мир природы поймет человека. На праздник «Сорок сороков» обычно пекли жаворонков и делали их в большинстве случаев с хохолками, с распростертыми крылышками, как бы летящих. Испеченных птичек раздавали детям, и те со звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Печеных жаворонков насаживали на длинные палочки и выбегали с ними на пригорки, или насаживали птичек на шесты, на палки плетня. Сбившись в кучку, что есть силы дети кричали, закликали прилет жаворонков.
Послушайте закличку, мы ее с вами разучим. Жаворонки, прилетите, Студену зиму унесите, Теплу весну принесите. Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела! Заклички в разных местностях отличались друг от друга. Жаворонки, Прилетите! Красну весну Принесите! Нам зима-то Надоела, Весь хлеб У нас поела. Нет ни хлеба, Ни картошки, Самовар Стоит в окошке. Чай я выпил, Сахар съел, Самовар На кол надел. При всем разнообразии весенних обрядов значение их везде было одно — призывать весну и ее вестников и радостно ожидать сева зерна для нового урожая. Для этого использовали приговорки. Ay, ау, аукаем, Весну приаукиваем: Март, март — Солнцу рад. Апрель, апрель — Откроет дверь. Май, май — Сколько хочешь гуляй! А теперь давайте поиграем с нашими закличками и приговорками. Дети, (встают в круг и говорят).
Закличка повторяется 2-3 раза. Затем проводится народная игра с использованием приговорки «Селезень и утка». Играющие встают в круг и бе рутся за руки. Двое ребят, изображающих селезня и утку, выходят на середину круга. Дети, стоящие в кругу, поют приговорку: Поди, утушка, домой, Поди, серая, домой. У тя семеро детей, Восьмой — селезень, Девятая — утка. Утка — Марфутка, Селезень — Васютка, Курочка — Машка, Петушок — Игнашка! Дети, (кричат). Селезень, догони утку! Молодой, догони утку! Селезень гонится за уткой и старается поймать ее. Утка может выбегать из круга, селезня же не выпускают. Участники игры, стоящие в кругу, то поднимают, то опускают руки и поют: Утушка ныряет, По полю летает. Кич-кич, поспевай! Кря-кря, догоняй! Твои детки пищат, Они есть хотят! Когда селезень поймает утку, выбирается другая пара.
В представлении наших предков-славян пернатые гости из жарких стран на своих крыльях приносили весну. Вот почему и дети, и взрослые звали птиц, зазывали весну, просили ее не задерживаться в теплых краях. Печенье «Жаворонки» вешали на колья, нанизывали на вилы и поднимали высоко к небу. Люди ходили по улицам с румяными птичками и, подбрасывая их высоко вверх, пели зазывные песни-веснянки. Дети влезали на крыши, забирались на холмы, пригорки и оттуда кричали: «Весна, Весна красная! Приди, Весна, с радостью, с великой милостью!» IV. Практическая часть. Лепка печенья «Жаворонки». Пояснение к выполнению задания. Скатаем из глины (пластилина) шарик и расхлопаем его в круглую лепешку толщиной в мизинец, утолщенную с одного края. Из этого утолщения вытянем короткую шейку с головкой, слепим гребешок, похожий на коронку. Теперь сделаем ножом четыре сквозных надреза. Двумя чуть закругленными надрезами отсекаем с обеих сторон крылышки. Отступим на палец и еще двумя прямыми косыми надрезами прорезаем расширяющийся книзу хвост. Клинья, образовавшиеся между крыльями и хвостом, «нагружаем», загибаем на спинку — это «ноша». Осталось «оперить» жаворонка. Острым кончиком стеки наносим ряды углублений на крыльях и хвосте. Узор из вдавленных точек, расположенных ритмично, раньше означал засеянное поле. Лезвием стеки или спичкой нарежем гребешок зубчиками, проткнем глазки — и получился летящий жаворонок. Фигурка птички, вписанная в круг без единой прилепленной детали, — замечательный образец народной пекарской скульптуры. Пока жаворонки не засохли, их можно посадить на заостренные палочки: с ними удобно бегать и играть. Для палочек разумнее всего использовать ветки деревьев и кустарников, которые обрезают как раз в это время года. Карточка «Лепим жаворонка»
![]() ![]() V. Практическая работа учащихся. Дети выполняют творческое задание самостоятельно: лепят печенье. VI. Итог занятия. Просмотр работ детей. Анализ выполненной работы. В конце занятия дети проигрывают со своими птичками заклички.
Обращение к тысячелетней истории народной культуры поможет учащимся лучше понять национальные особенности развития народов России. Земельно-календарные и народные праздники создают сквозную тему всего учебно-воспитательного процесса. Ребенок воспитывает в себе уважение к труду как основному средству своего существования, изучение семейно-бытовых обрядов и участие в них учит ребенка нормам жизни и поведения, ибо обряды эти непременно заключали в себе функции нравственного, эстетического воспитания и обучения, приобщение к национальной культуре. Сложившаяся система работы по изучению народной художественной культуры в процессе непрерывного образования дает возможность сохранить национальные особенности и традиции наших предков, адаптировать эти традиции с учетом современных условий, зародить в душе детей любовь и глубокое уважение к традиционной культуре своего народа. Список литературы Дайн Г. Детский народный календарь. «Детская литература» М. 2001 Шпикалова Т. Я. Художественный труд. Методическое пособие. «Просвещение» М. 2005 Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду. Т. Ц. «Сфера» М. 2008 Воробьева О. Я. Декоративно-прикладное творчество. «Учитель» В. 2009 Афанасьев А. Н. Поэтическое воззрение славян на природу. М. 1994 Грушко К., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Н. Н. 1996 Зенцовский И. И. Поэзия народных праздников. М. 1979 Приложение Презентация «Встречаем весну с «жаворонками» Смотрите также: Контрольная работа по дисциплине «история педагогики»
248.53kb.
«Народный земледельческий календарь и православные христианские праздники»
11.23kb.
Народный календарь
124.93kb.
Народный календарь
67.56kb.
Неугасимый свет тернового венца
384.83kb.
Занятие «Что такое русский народный фольклор?»
47.93kb.
Народные знания и традиции народной медицины ханты и манси. Понятия «народные знания»
366.27kb.
Народный трибунал крымская правозащитная организация, легализована Главным Управлением Юстиции в Автономной Республике Крым 10. 08. 2011 г., №362
86.94kb.
Народный трибунал крымская правозащитная организация, легализована Главным Управлением Юстиции в Автономной Республике Крым 10. 08. 2011 г., №362
63.76kb.
Календарь бухгалтера на 2013 год
3026.42kb.
Аудиоматериалы (МР3) «Аудиоэнциклопедия для детей» (Чевостик)
104.87kb.
Конспект урока технологии в 5 классе по теме: «Русский народный костюм» Цель урока: подготовить учащихся к изучению раздела «Изготовление одежды» 53.65kb.
|