Главная | стр 1
«Законы сохранения в природе» 11 класс Сведение множества к единому – в этом первооснова Красоты Пифагор.
Развивающие:
Воспитательные:
Тип урока: урок обобщения знаний. Форма урока: урок-лекция с элементами беседы и самостоятельной работы. План урока:
Подготовительная работа Готовясь к обзорной лекции по законам сохранения, нужно иметь в виду, что успешное ее проведение и эффективность во многом зависят от того, насколько активно учащиеся включатся в работу во время лекции. Поскольку на этой лекции обобщается материал уже известный учащимся, полезно перед лекцией предложить учащимся вопросы, ответы на которые требуют повторения материала из курсов химии, физики и биологии: 1.Объясните смысл законов сохранения массы, энергии и электрического заряда. Проиллюстрируйте действие этих законов примерами из физики, химии и биологии.
Ход урока I. Вступительное слово учителя, постановка целей. Мир для человека существует в качественной и количественной определенности. Понимание мира достигается благодаря открытию единых устойчивых структур, которые лежат в основе многообразия изменяющихся явлений. Открыть эти структуры помогают законы сохранения, в этом их важнейшая роль в науке. По словам швейцарского психолога Жана Пиаже, «всякое знание, независимо от того, является ли оно научным или просто вытекающим из здравого смысла, предполагает явно или скрыто – систему принципов сохранения». Сегодня мы предлагаем вам убедиться, что законы сохранения – это фундаментальные законы природы; они лежат в основе объяснения частных законов и самых разнообразных явлений природы. Наша общая задача – научиться применять небольшое число законов сохранения к неограниченному числу явлений и фактов, свести множество к единому и увидеть простоту и красоту мира! Мы постараемся законы сохранения энергии и электрического заряда, которые изучались на уроках физики, применить в других ситуациях, например в химии и биологии; а закон сохранения массы вещества, который изучался на уроках химии, применить для объяснения физических и биологических явлений. II. Закон сохранения массы в химических, физических и биологических процессах. Учитель химии: Этот закон – первый закон сохранения в истории науки, он утверждал важнейшую научную идею – идею сохранения. Это сейчас, когда открыты и утвердились в науке другие законы сохранения, он называется основным законом химии, вначале же он служил основой всего естествознания – ведь закон сохранений энергии был открыт только через 150 лет после открытия закона сохранения массы вещества. Этот закон неразрывно связан с именем выдающегося русского ученого М. В. Ломоносова. К закону сохранения материи и движения Ломоносов пришел на основе общих теоретико-философских рассуждений, развивая и конкретизируя идеи античных атомистов. Впервые мы встречаем формулировку этого закона в его письме к Л. Эйлеру от 5 июли 1748 г.: «...все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимется у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования» и дальше «Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому». Закон сохранения массы вещества был доказан М. В. Ломоносовым экспериментально на основе опытов по обжигу металлов в запаянных сосудах. Всестороннее же экспериментальное обоснование этому закону дал Антуан Лоран Лавуазье, сын парижского адвоката. В 1772 г. Лавуазье, выполнив серию опытов, пришел к правильному выводу о процессах горения, к открытию сложного состава воздуха, закона сохранения массы вещества. Лавуазье поместил алмаз в изолированный сосуд и сжег его с помощью солнечных лучей. Для этого он изготовил линзу рекордных по тем временам размеров — диаметром 75 см. Тщательно исследовав образовавшийся газ, Лавуазье пришел к выводу, что он состоит из 23,5—28,9 части углерода и 71,1—76,5 части кислорода. Из этих цифр была выведена привычная теперь для нас формула оксида углерода (IV) СО2. Лавуазье произвел анализ воды и ее синтез, доказал сложный состав воздуха. Выполнив множество опытов, связанных с окислением веществ, Лавуазье установил, что масса подвергшихся окислению тел увеличивается за счет кислорода воздуха на столько, на сколько уменьшается масса последнего, а масса реагирующих веществ остается постоянной. Так был открыт закон сохранения массы вещества. Лавуазье считал установленный им закон опытным обоснованием принципа сохранения материи, который им был сформулирован так: «Ничто не создается ни при искусственных, ни при естественных операциях, и можно принять за правило принцип, что в каждом процессе в начальный и конечный момент времени находится неизменное количество материи». Так закон сохранения массы вещества стал основой для утверждения одной из древнейших и важнейших научных идей – идеи сохранения.
Именно представления о сохранении массы вещества, которые бытовали в науке еще до открытия закона сохранения массы вещества, помогли опровергнуть господствовавшее на протяжении многих веков в науке мнение, что земля – единственная пища растений. Сделал это голландский естествоиспытатель Гельмонт. Его знаменитый опыт длился 5 лет. В горшок насыпали тщательно просушенную и взвешенную землю. В нее посадили тщательно взвешенную ветку ивы. Горшок был накрыт крышкой, чтобы в него не попадали пыль и сор; иву поливали дождевой водой. Через 5 лет растение увеличило свою массу на 65,675 кг, а масса земли в горшке уменьшилась только на 60 г. Таким образом, земля никак не могла являться единственной пищей растений. Этот опыт дал толчок к проведению множества других опытов, благодаря которым была раскрыта сущность фотосинтеза. Фотосинтез... Деревья, цветы, травы, птицы, муравьи и мы с вами – все это существует благодаря фотосинтезу. Также благодаря ему происходит накопление живого вещества в биосфере. Сейчас ее биомасса составляет примерно 10 000 млрд. т. Сравнив эту массу с массой Земли (около 6 • 1021 т), мы увидим, что она много меньше массы Земли. Но, как сказал В. И. Вернадский, «на земной поверхности нет химической силы, более постоянно действующей, а потому более могущественной по своим последствиям, чем живые организмы, взятые в целом». Расчеты показывают, что примерно через миллиард лет вследствие жизнедеятельности живых организмов биомасса должна была бы превысить массу Земли. Жизнь существует на Земле примерно около 3 млрд. лет. Почему же этого не произошло? В биосфере происходит круговорот веществ: атомы каждого из элементов, из которых построены организмы, воспринимаются из веществ, образовавшихся вследствие разложения тел организмов, окончивших свою жизнь. Но нельзя сказать, что масса всех веществ, участвующих в жизнедеятельности организмов, остается постоянной. И не потому, что в биологических процессах не действует закон сохранения массы вещества, а потому, что биосфера – открытая система. Степень воспроизводства циклов в биогеохимическом круговороте веществ в биосфере достигает 90—98%. Часть атомов уходит в космическое пространство. Часть накапливается в земной коре. То, что мы считаем биогенными полезными ископаемыми (залежи железа, мела, угля, нефти и др.), не что иное, как бесполезные с точки зрения жизнедеятельности продукты, прошедшие цикл подземных превращений. «Открытость» биогеохимического круговорота обусловлена также и тем, что в него поступает оксид углерода (IV) из недр Земли. Этот круговорот открыт еще и потому, что он совершается с использованием солнечной энергии. Каждый год в процессе фотосинтеза растения поглощают около 1,6 • 1021 Дж энергии. А ведь энергия приходит не сама по себе, ее приносят фотоны, которые обладают массой. Воспользовавшись формулой взаимосвязи массы и энергии Е=тс2 (где Е — энергия, т — соответствующая ей масса, с — скорость света), можно вычислить, на сколько увеличится масса биосферы за счет поглощенной растениями энергии. Круговорот веществ в биосфере происходит не только вследствие жизнедеятельности организмов. Например, вода по своему процентному содержанию в теле живого организма занимает первое место. Ее молекулы служат источником кислорода, выделяемого зелеными растениями в процессе фотосинтеза. При дыхании же происходит образование новых молекул воды. За время существования биосферы вся свободная вода в географической оболочке прошла несколько циклов разложения растительными организмами и регенерации в дыхательных системах всех живых организмов биосферы. Конечно, эти процессы происходили в соответствии с законом сохранения массы вещества. Однако в круговороте воды в биосфере основную роль играет не живое вещество, а солнечное излучение (рис. 1). ![]() Рисунок 1. Благодаря ему вода испаряется с поверхности водных бассейнов и суши, атмосферная влага конденсируется, образуются облака, которые ветром перемещаются в атмосфере. При охлаждении облаков выпадают осадки, причем над сушей их выпадает больше, чем над Мировым океаном. Баланс влаги между сушей и водными бассейнами поддерживается реками. Таким образом, масса воды в географической оболочке, несмотря на агрегатные переходы, остается постоянной. Учитель химии: Но вернемся к закону сохранения массы вещества. Рассмотрим с этой точки зрения один из важнейших процессов, который происходит в каждом живом организме, в том числе и в нашем, — обмен веществ. Он представляет собой единство двух процессов: ассимиляции и диссимиляции – совокупность изменений, которые претерпевают вещества от момента их поступления в пищеварительный тракт до образования конечных продуктов распада, выделяемых из организма. Химические превращения пищевых веществ начинаются в пищеварительном тракте, где белки, жиры, углеводы расщепляются на более простые химические соединения, способные всосаться через слизистую оболочку кишечника и стать строительным материалом в процессах ассимиляции. Поступив в кровь и лимфу, эти вещества приносятся в клетки, где с ними в результате процессов ассимиляции и диссимиляции происходят различные изменения. Образовавшиеся сложные органические вещества входят в состав клеток, а энергия, выделившаяся при распаде веществ в клетках, используется для процессов жизнедеятельности организма. Те продукты обмена, которые не используются организмом, выводятся из него. Все химические и биохимические процессы происходят в согласии с законом сохранения массы вещества – ни один атом не исчезает при этом и не появляется из ничего.
Покажем, какое значение имеет этот закон, на примере обмена белков. Синтез белковых веществ в организме идет непрерывно, так как непрерывно идет их разрушение. Организм, в особенности молодой и растущий, обязательно в составе пищи должен получать белки. Уровень белкового обмена можно определить по балансу азота. «Баланс» же веществ составляется на основе закона сохранения массы вещества. Объясним термин «азотистый баланс»: азотистым балансом называется отношение массы азота, поступившего в организм с пищей, к массе азота, выведенного из него. Если массы одинаковы, то в организме наблюдается азотистое равновесие. Если белка распадается меньше, чем его поступает в организм, то создается положительный азотистый баланс, который характерен для растущего организма. Отрицательный же баланс наблюдается при заболеваниях, старении, а также при отсутствии в организме некоторых необходимых аминокислот. Учитель физики: Когда мы говорим о сохранении веществ в процессах, которые происходят в биосфере, в географической оболочке, мы имеем в виду, что число атомов, участвующих в этих процессах, не меняется, и масса каждого атома как мера его инертных и гравитационных свойств также остается постоянной. Может быть, мы, решая задачи, не всегда упоминаем о том, что при плавлении, испарении, химических реакциях, деформации и других подобных процессах масса веществ остается постоянной, но мы этим положением пользуемся. Вспомните, как решаются задачи, в которых идет речь об агрегатных переходах вещества: мы считаем, что масса льда, масса воды, из него образовавшейся, масса пара, в который превращается эта вода, одинаковы. И это не противоречит практике. Хотя мы и знаем, что всякое изменение энергии системы сопровождается изменением ее массы — вспомните закон взаимосвязи массы и энергии, открытый Эйнштейном. Но если мы подсчитаем изменение массы, например, для реакции горения 1 моль углерода (С + О2 = СО2 + 4,02 • 105 Дж), то придем к выводу, что его учесть никакими весами невозможно – оно равно 0,0000000000044 кг. В химических, биологических, тепловых, механических, электрических, магнитных явлениях, т. е. в процессах, где не происходит взаимопревращения элементарных частиц, действует закон сохранения массы вещества. Во всех же процессах, связанных с ядерными превращениями, следует учитывать изменение массы, соответствующей энергии поля — закон сохранения полной массы системы. В настоящее время, когда науке стало известно, что массой обладают не только частицы, имеющие массу покоя, но и что всякое изменение энергии сопровождается изменением массы системы, считающийся раньше незыблемым и всеобщим закон сохранения массы вещества утратил свой всеобщий характер и стал частным законом более общего закона – закона сохранения массы. Да и этот последний физики объединяют с законом сохранения энергии и считают, что в природе действует закон сохранения массы и энергии. В процессе познания человечество открывает все более общие законы, нет абсолютной уверенности, что и этот общий закон останется общим на все времена. Есть только уверенность, что процесс познания тайн природы бесконечен... Учитель химии: А теперь ответьте на вопросы и выполните задания по закону сохранения массы. Вопросы и задания по закону сохранения массы 1. Можно ли использовать для доказательства закона сохранения массы такие приборы: а) на одной чаше весов – горящая свеча, на другой – гири; б) на одной чаше весов в колбе идет реакция получения водорода из соляной кислоты и цинка, на колбу одет легко растяжимый резиновый шарик, на другой чаше – гири. Почему?
б) нет, так как водород собирается в шарике, увеличивается объем, уменьшается плотность системы. 2. Покажите справедливость закона сохранения массы на следующих явлениях: а) масса продуктов крекинга нефти не может быть больше массы взятой нефти, а масса продуктов сгорания нефти всегда больше массы сгорания нефти. б) превращение белого фосфора в красный и обратно не сопровождается изменением массы.
Ты жаждой не страдал, голодным ты не был. Ты все, чем томишься, от четырех добыл. I И каждому возвратишь ты подарок, И снова станешь тем, чем ты вначале был. «От четырех добыл» – имеются в виду четыре стихии – земля, вода, воздух, огонь, из которых, как считали во времена Омара Хайяма, состоит все сущее. Как это стихотворение сочетается с представлениями о круговороте веществ в биосфере, с законом сохранения массы вещества?
Закон сохранения энергии (его называют также первым законом термодинамики) — один из наиболее важных законов природы. Он гласит: энергия не возникает из ничего и не исчезает бесследно, а только переходит из одной формы в другую. Энергия может проявляться в самых разных видах. Например, в механике это может быть энергия летящей пули или потенциальная энергия груза, поднятого на некоторую высоту. В физике мы встреча емся также со световой, электрической, магнитной и другими видами энергии. В общем случае энергия складывается из трех основных видов: кинетической энергии движения системы в целом; потенциальной энергии, обусловленной положением системы в каком-либо внешнем поле (например, гравитационном пол Земли); внутренней энергии. При рассмотрении химических реакций, как правило, несущественны потенциальная и кинетическая энергия системы в целом. Действительно, химики не швыряют пробирки и колбы с ре агентами, чтобы заставить реакции идти, а используют другие способы. Но даже если кинуть колбу со всей силой со скоростью 10 м/с, то при массе реагентов 1 кг они приобретут дополнительно энергию, равную всего лишь mu2 = 50 Дж = 0,05 кДж. Это по сравнению с изменением внутренней энергии в ходе химической реакции ничтожно малая величина. Видов внутренней энергии довольно много. Это и кинетическая энергия движения атомов, молекул, ионов, и энергия их взаимного притяжения и отталкивания, и внутримолекулярная энергия взаимодействия ядер и электронов друг с другом, и внутриядерная энергия... Мы даже не знаем всех видов внутренней энергии тел. Для химических реакций наиболее важна энергия, связанная с движением электронов в атомах. Именно этот вид энергии (вернее, лишь небольшая его часть) отвечает за образование химических связей, за протекание разнообразных химических реакций и обычно называется просто химической энергией. Она, например, определяет, почему фтор или нитроглицерин химически более реакционноспособны, чем азот или метан. Кинетическую энергию движения молекул в целом, а также энергию колебаний атомов в молекуле называют тепловой энергией. Мерой тепловой энергии является температура тела. Различные виды энергии сравнительно легко могут переходить в тепловую энергию (приведите примеры). Если химическая энергий продуктов реакции меньше энергии исходных веществ, то избыточная энергия может выделиться, например, в виде световой энергии, но чаще она выделяется в виде теплоты. Внутренняя энергия атомных ядер еще больше. Например, в ядерной реакции, в которой один атом лития и один атом водорода превращаются в два атома гелия: 7Li + 1Н -> 2 4He, превращение 1 г лития сопровождается выделением 240 миллионов килоджоулей тепловой энергии, что эквивалентно энергии, выделяющейся при сжигании 8 т каменного угля! Учитель химии: Рассмотрим возможности применения закона сохранения и превращения энергии в химии. Тепловые эффекты химических реакций. Известно, что химические реакции бывают экзотермическими (с выделением энергии) и эндотермическими (с поглощением энергии). Количество теплоты, выделяемое или поглощаемое в процессе реакции, определяется изменением внутренней энергии реагирующих веществ. При химических реакциях происходит перестройка химических связей частиц реагирующих веществ. Во время экзотермических реакций химические связи перестраиваются таким образом, что внутренняя энергия реагирующих веществ уменьшается, на столько же увеличивается внутренняя энергия тел окружающей среды. При эндотермических реакциях внутренняя энергия реагирующих веществ возрастает за счет уменьшения на такое же значение энергии объектов, окружающих реагирующие вещества. Таким образом, тепловой эффект химической реакции – это изменение внутренней энергии реагирующих веществ. Учитель решает на доске задачу: Для примера вычислим тепловой эффект при взаимодействии 1 моль цинка с разбавленной серной кислотой при температуре 20 °С. При этом учтем, что вследствие изменения химических связей выделяется энергия, равная 143,092 кДж. Запишем уравнение химической реакции: Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2↑ + ∆Е Как видим, в процессе реакции выделяется 1 моль водорода, система расширяется, при этом ею выполняется работа. Внутренняя энергия системы изменяется вследствие выполнения системой работы и выделения энергии: ∆Е = А + Q. Вычислим работу расширения образовавшегося водорода: А = p(V — Vо); так как vq = 0, то А = pV. Использовав уравнение Менделеева — Клапейрона, можно записать: pV = RT, откуда
F = RT = 8,31Дж/(моль-К)-293 К-1 моль = 2,438 кДж; ∆Е = 143,092 кДж +2,438 кДж = 145,53 кДж. Таким образом, тепловой эффект химической реакции – это изменение внутренней энергии системы реагирующих веществ вследствие перестройки химических связей между частицами и вследствие изменения объема системы.
Мы рассмотрели закон сохранения энергии применительно к химическим реакциям. Этот же всеобщий закон приложим и к другим процессам, в том числе к жизнедеятельности человека. В течение всей жизни человек непрерывно совершает работу. Даже в тот момент, когда он ничего не делает, за него «работают» многочисленные органы: мышцы ритмично расширяют грудную клетку, наполняя ее воздухом, другие мышцы заставляют пульсировать сердце и кровеносные сосуды, много энергии расходуется и на работу других органов и особенно – на поддержание постоянной температуры тела. Так, теплоотдача даже спящего человека соответствует примерно мощности около 100 Вт. Из закона сохранения энергии следует, что человеку нужно иметь некоторый «запас» энергии и постоянно пополнять его. Как известно, расход энергии у человека восполняется единственным образом – питанием. Попробуем хотя бы приблизительно разобраться, сколько энергии запасено в продуктах питания и как она тратится. Организм человека — это уникальный «химический комбинат», в котором идет множество разнообразных химических реакций. Их главное отличие от тех процессов, которые протекают в колбах и промышленных реакторах, состоит в том, что в организме все реакции идут в «мягких» условиях (атмосферное давление, невысокая температура), с высоким выходом и селективностью, т.е. образуется мало вредных побочных продуктов. Пища в организме расходуется как на построение тканей, так и для выработки энергии. Три главных компонента пищи — это углеводы, белки и жиры. В результате пищеварения эти вещества превращаются в более простые, которые и разносятся кровью во все клетки. Туда же кровь доставляет кислород из легких. Окисление органических веществ в клетках организма кислородом и является основным источником энергии; конечные продукты этих реакций окисления — вода и углекислый газ (в организме образуется также и множество продуктов неполного окисления, которые выводятся из него). Рассмотрим тепловой эффект лишь одной реакции — окисления обычного сахара. Поскольку мы умеем рассчитывать тепловые эффекты разнообразных реакций, не составит труда рассчитать и тепловой эффект полного окисления сахарозы до газообразного диоксида углерода и жидкой воды (так как реакция идет при температуре около 37 °С): С12Н22О11 + 12О2 → 12СО2 + 11Н2О (ж). Необходимые для расчета теплоты образования всех участников реакции берем из таблицы и получаем, что тепловой эффект этой реакции составляет -5650 кДж (на один 1 моль сахарозы). Это очень большое значение: энергии, выделяющейся при полном окислении 1 моль сахарозы (меньше двух стаканов сахарного леска), достаточно, чтобы вскипятить большой 17-литровый бак с водой! Теперь понятно, что если бы пища окислялась в организме быстро и полностью, то уже несколько съеденных кусочков сахара вызвали бы недопустимое перегревание организма. Этого, однако, не происходит, поскольку биохимические процессы «растянуты» во времени. Так, сахароза при пищеварении сначала расщепляется на более простые сахара — глюкозу и фруктозу, которые поступают в кровь (фруктоза в печени может затем переходить в глюкозу). Уровень глюкозы в крови организм поддерживает постоянным – около 1 г/л. Если глюкоза поступает в кровь в избыточном количестве, она запасается в организме в виде гликогена и других соединений — человек прибавляет в весе. При интенсивной физической работе идет обратный процесс — недостающая глюкоза вновь поступает в кровь, а ее окисление в клетках дает энергию, которая расходуется на сокращение мышц. Превращение энергии в биосфере. Круговорот вещества в биосфере, движущей силой которого является энергия Солнца, сравнивается с колесом водяной мельницы, которое крутится под напором воды. Как же распределяется энергия Солнца, попадающая на Землю? Около 30% этой энергии отражается облаками и поверхностью Земли в космическое пространство и рассеивается в атмосфере; около 20% поглощается облаками в верхних слоях атмосферы; около 50% достигает поверхности Земли. За счет этой энергии происходит нагревание поверхности Земли, возникают ветры и текут реки, идет дождь и разрушаются горы; только десятые доли процента достигающей Земли солнечной энергии улавливаются зелеными растениями. Благодаря этой энергии и совершается круговорот веществ в биосфере. Вы обращали когда-нибудь внимание, как расположены листья на деревьях в верхних ярусах леса и на травянистых растениях под пологом леса, а также на ветвях нижнего яруса? На растениях, которые растут под сенью деревьев, и на нижних ветвях листья расположены в большинстве случаев горизонтально. Наверное, это для того, чтобы полнее использовать энергию излучения, которое попадает на них. Листья на ветвях деревьев в верхних ярусах леса расположены совершенно произвольно. Когда же солнце сильно припекает, они располагаются почти вертикально, чтобы их освещенность была как можно меньше. Листья от перегрева спасает также усиленное испарение. Энергия солнечного излучения превращается в листьях во внутреннюю энергию органических веществ, которые служат пищей как для самих растений, так и для всех живущих на Земле животных организмов. Энергетические процессы в клетке. Энергия квантов солнечного излучения, использованная зелеными растениями в процессе фотосинтеза, днем превращается в химическую энергию универсального энергетического вещества АТФ — аденозинтрифосфорной кислоты. Эта энергия в свою очередь во время темновой фазы фотосинтеза используется для синтеза органических соединений, из которых строится тело растения. В организме животного, которое питается растениями, органические соединения окисляются. Выделяющаяся при этом процессе энергия частично превращается в энергию молекул АТФ (55%), частично во внутреннюю энергию. В процессе жизнедеятельности клетки молекулы АТФ расщепляются. За счет выделяющейся при этом энергии и происходят все процессы в клетке: передача нервных импульсов, биосинтез веществ, мышечное сокращение, перенос веществ через мембраны и др. Молекулы АТФ обычно расщепляются до молекул АДФ — аденозиндифосфорной кислоты,— которые не выводятся из организма, а поступают на митохондрии (в клетках животных организмов) или хлоропласты (в клетках растительных организмов) и снова служат для синтеза молекул АТФ. Образование молекул АТФ в хлоропластах можно представить в виде такой схемы:
А ![]() хлоропласт ДФ + Н3Р04 АТФ Учитель физики: Учитель предлагает учащимся вопросы и задания для письменного ответа в тетрадях. Вопросы и задания по закону сохранения энергии 1. Как доказал связь массы и энергии А. Эйнштейн? Запишите это математическое уравнение. 2. В книге И. Халифмана «Пароль скрещенных антенн» много полезных примеров из области биологических явлений, над которыми стоит подумать. Например: чем сильнее семья пчел и чем больше объем улья, тем значительнее разность температур между центром улья и по его краям. Благодаря этому возникает движение воздуха, которое поддерживается и направляется пчелами-вентиляторницами. Почему возникает разность температур между центром улья и его крайними точками? Почему она зависит от численности пчелиной семьи? 3. В известном произведении И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» среди многих полезных советов можно найти и такой: «Дышите глубже, вы взволнованы». Попробуйте обосновать этот совет с точки зрения происходящих в организме энергетических процессов. 4. Задача. Рассчитайте, насколько нагреется камень массой 1кг при его падении с высоты 1км если половина потенциальной энергии камня пойдет на его нагрев. Теплоемкость камня принять равной 1Дж / (г • К). Ответ: Потенциальная энергия камня Е = mgh = 1кг •98 м/с2•103 м = 9,8 • 103 кг • м2/ с2 = 9,8 • 103Дж = 9,8кДж. При падении камня эта энергия переходит в кинетическую, а затем – в тепловую Q, причем Q = Е. Из равенства:
находим, что нагрев камня ∆t = 0,5Q/cm = 0,5•9,8•103/103 = 4,9К =4,9К Итак, камень нагреется примерно на 5 °С. 5. Задача. Рассчитайте, как поднялась бы температура вашего тела после стакана сладкого чая, если бы весь сахар из чая сразу бы окислился в организме до СО2 и Н2О. Считайте, что 1 чайная ложка сахара – это 10г. Теплоемкость тела примите равной теплоемкости воды. Ответ: Если положить в стакан с чаем 3 чайные ложки сахара (30г), то в организм попадет 30/342 = 0,088 моль сахарозы, полное окисление которой сопровождается выделением 5650 кДж/моль • 0,088 моль = 497 кДж. Если вся эта энергии немедленно пойдет на нагрев тела человека (примем его массу равной 60кг, а теплоемкость равной 4,2 кДж /(кг•К)), то оно нагреется на 497/60 • 4,2 = 2 градуса, т. е. с 36,6 до 38,6 °С. Реально мы перегревания после съеденной пищи (а ее может быть намного больше) не чувствуем, так как выделение тепловой энергии в организме идет медленно и компенсирует естественные затраты, в том числе и на поддержание постоянной температуры тела. IV. Закон сохранения электрического заряда Учитель физики: Закон сохранения электрического заряда был открыт Фарадеем в связи с исследованием электростатической индукции. Но Фарадей не дал четкой формулировки этого закона. Впервые утверждение о неуничтожимости и несотворимости электрического заряда встречается у Максвелла. С развитием электродинамики было найдено и математическое обоснование закона. Современная его формулировка такова: алгебраическая сумма электрических зарядов в замкнутой системе остается постоянной при любых процессах, происходящих в ней. Во всех процессах, связанных с самыми разнообразными явлениями — механическими, тепловыми, электрическими, магнитными, внутриатомными и внутриядерными, химическими, биохимическими, — закон сохранения электрического заряда действует без ограничения. Науке неизвестно ни одного случая нарушения этого закона.
Химические реакции сводятся к перераспределению электронов между частицами реагирующих веществ. Поэтому вся химия — органическая и неорганическая — сфера действия закона сохранения электрического заряда, и следует уметь применять его как при объяснении теоретического материала, так и при решении практических задач. Например, нужно составить формулу какого-либо соединения по валентности. Пусть это будет тот же оксид алюминия. Составленная формула будет справедлива в том случае, если «сумма единиц валентности атомов алюминия будет равна сумме единиц валентности атомов кислорода». Валентность — это способность атома химического элемента или группы атомов образовывать химические связи с другими атомами (группами атомов). Валентность атома определяется числом неспаренных электронов, которые способны вступать во взаимодействия с электронами других атомов, вследствие чего образуются химические связи. В молекулах, состоящих из одинаковых атомов, например в молекуле водорода, электронная пара, посредством которой и образуется ковалентная связь, в равной мере принадлежит обоим атомам. Если же электронная пара связывает два разных атома, она всегда оказывается «оттянутой» от одного атома к другому — это полярная ковалентная связь. При образовании таких связей, как и при образовании ионных связей, происходит завершение электронного слоя атомов одного элемента за счет оттягивания электронов от атомов другого элемента. Одни атомы теряют электроны, другие их принимают, но в молекуле соединения число электронов, потерянных одной группой атомов, равно числу электронов, принятых другой группой атомов: ни один электрон при их перераспределении во время образования соединения не может «потеряться» или появиться ниоткуда. При образовании оксида алюминия из кислорода и алюминия перераспределение электронов между атомами этих элементов происходит следующим образом: атом алюминия может потерять три электрона, атом кислорода — приобрести два электрона. «Молекула» АlO невозможна, так как она будет иметь общий положительный заряд и притягивать к себе отрицательные ионы кислорода. Невозможна и «молекула» А1О2, так как она будет иметь общий отрицательный заряд. Соединение будет устойчивым (не будет к себе притягивать положительные или отрицательные ионы) только в том случае, если его общий заряд станет равным нулю. А это условие будет выполнено, если число электронов, потерянных одной группой атомов в соединении, будет равняться числу электронов, принятых другой группой атомов в том же соединении. Образование химических веществ подчиняется одному из фундаментальных законов природы — закону сохранения электрического заряда. Атом нейтрален. Одно из условий его устойчивости — равенство числа положительных и отрицательных зарядов. Это равенство не нарушается до тех пор, пока атом — замкнутая система. Нарушение его запрещается законом сохранения электрического заряда. Если происходят какие-то химические изменения, вследствие которых из одних веществ образуются другие, то проявляется действие этого закона. Например, при смешивании раствора хлорида кальция и нитрата серебра образуются новые вещества. Как записать уравнение этой реакции и расставить в нем коэффициенты? Са2+ + Сl- + Ag+ + NO3- → Ag Сl↓ + Са2+ + NO3- Рассуждаем так: раствор образуется из нейтральных веществ, значит, до и после реакции его общий заряд должен быть равен нулю (в замкнутой системе при любых процессах алгебраическая сумма электрических зарядов остается неизменной). Если в левой части уравнения перед ионом хлора не поставить коэффициент 2, то согласно уравнению раствор до реакции будет иметь положительный заряд. Из тех же соображений следует поставить коэффициент 2 перед ионом NO3- в правой части уравнения. Согласно закону сохранения массы вещества следует поставить коэффициенты перед ионом Ag+ и молекулой AgCl: Са2+ + 2С1- + 2Ag+ + 2NO3- = Ca2+ + 2NO3- + 2AgCl Окислительно-восстановительные реакции во время электролиза также происходят с учетом законов сохранения электрического заряда и массы вещества. С помощью этих законов можно объяснить формулу закона Фарадея: ![]() Согласно закону сохранения электрического заряда через электролитическую ванну за время t прошел такой же заряд, как и через провод, соединяющий ее с источником тока, поэтому заряд можно определить по формуле q = It, измерив силу тока амперметром. Постоянную Фарадея можно выразить следующимобразом: ![]() Подставив постоянную Фарадея в формулу закона Фарадея, получим: ![]() ![]() Здесь Рассмотрим более подробно процессы, которые происходят во время электролиза, например, расплава поваренной соли. При диссоциации хлорида натрия NaCl образуются ионы, общий заряд которых равен нулю:
Ионы хлора перемещаются к положительному электроду, где, «отдав» по одному электрону, окисляются, образуя нейтральные атомы, соединяющиеся в молекулы: С1- - lē= С10; С1° + С1°= С12↑(2C1- —2ē→Cl2 0↑) Ионы натрия перемещаются к отрицательному электроду и, получив от него по одному электрону, восстанавливаются до нейтральных атомов: Na+ + ē→Na° Число электронов, которые перешли на анод от ионов хлора, равно числу электронов, которые забрали ионы натрия от катода. Из нейтрального вещества снова образовались нейтральные вещества. Учитель биологии: Зубы покрыты эмалью — самой твердой тканью человеческого тела; по твердости она приближается к кварцу. На 93% эмаль состоит из неорганического вещества апатита Са5(РО4)зОН. В кристаллическую решетку этого вещества могут проникать посторонние ионы, оно не кислотоупорно. И хотя мы не употребляем с пищей сильных кислот, но если не выполнять правила гигиены ротовой полости, на зубах появляется кислота, которая и разъедает эмаль. Кислота вырабатывается микроорганизмами, для них ротовая полость — «настоящий рай». Здесь тепло, влажно и много пищи. На неухоженных зубах появляются бактериальные наросты — кариозные бляшки. Они и начинают свою разрушительную работу. Микроорганизмы составляют более половины зубного налета, в одном его грамме находится около 300 млрд. живых существ — бактерий, микроскопических грибков, амеб. Под действием бактерий сахар, попадающий в ротовую полость, сбраживается и превращается в кислоту, после чего начинается разрушение зуба. Учитель химии: Ионы водорода, которые появляются в слюне вследствие диссоциации кислот, вытесняют из молекулы апатита ионы кальция, в результате чего эмаль растворяется: Са5(Р04)з ОН + Н+ → Са2+ + НРО42- + Н2О Чтобы увидеть, каково соотношение между разрушающей кислотой и эмалью, следует в этом уравнении расставить коэффициенты. Учитываем, что при любых перераспределениях ионов в замкнутой системе алгебраическая сумма зарядов должна оставаться постоянной. Знак равенства в уравнении можно поставить в том случае, если заряд ионов водорода, заместивших ионы кальция в Са5(РО4)3ОН, будет равен алгебраической сумме зарядов ионов Са2+ и НРО42-, образовавшихся после реакции: Са5(РО4)3ОН + 4Н+ = 5Са2+ + 3 НРО42- + Н2О; + 4 = ( + 10) + (—6); +4= +4 Алгебраическая сумма электрических зарядов в растворе, окружающем зуб, до и после реакции остается одной и той же: в нем уменьшилось число ионов водорода, но увеличилось число ионов кальция. С точки зрения закона сохранения электрического заряда все осталось по-прежнему, но с точки зрения человека, страдающего кариесом, произошли существенные изменения: ведь кислота, содержащаяся в слюне, частично растворила эмаль (соотношение 4:1): на зубе появились белые пятнышки. Но не все еще потеряно: если бляшки регулярно удалять зубной щеткой и не «кормить» бактерии сладостями, вымытые из эмали ионы кальция Са2+ и НРО42- снова будут проникать в кристаллическую решетку эмали зуба: Са2+ + НРО42-+ Н2О→Са5(Р04)3ОН + Н+ Если бляшки не удалять, то бактерии проникнут под эмаль, где находится дентин — менее твердое вещество, чем эмаль, и менее сопротивляющееся действию кислот. Можно сказать, что все превращения в микромире происходят с учетом закона сохранения электрического заряда (рис. 2, 3). ![]() Рисунок 2. ![]() Рисунок 3. Учитель биологии: Известный ученый Альберт Сент-Дьердьи, автор книг «Биоэнергетика» и «Биоэлектроника», говорит, что удивительно тонкие биохимические реакции, по всей вероятности, представляют собой реакции очень мелких, лабильных частиц, каковыми являются электроны. Вспомните хотя бы реакции фотосинтеза. Посмотрите, сколько вокруг зелени, сколько электронов покидают молекулы хлорофилла в этот миг, получив квант света! Что было бы, если бы некоторые из них «потерялись»? Молекулы хлорофилла выключились бы из «работы». Но такого не случается, так как действует закон сохранения электрического заряда. Молекула хлорофилла, потеряв электрон, приобретает положительный электрический заряд, иначе говоря, в ней есть место для электрона, называемое в физике дыркой. Долго оно не остается вакантным. Его занимает электрон иона гидроксила, образовавшегося при диссоциации молекулы воды, и молекула хлорофилла снова готова принять следующий квант. Покинувший ее электрон и ион водорода, образовавшийся вместе с ионом гидроксила при диссоциации молекулы воды, попадают в ферментную систему, где происходят реакции фотосинтеза. Ни один электрический заряд из бесчисленного множества участвующих в биохимических реакциях зарядов не пропадает. Вот у кого учиться бережливости — у природы... И снова умрешь, и появишься снова, Год ли спустя, миллион ли годов — Частный случай на вечной основе, Который мгновенно возникнуть готов. Да, я родился, проживу до ста, Чтобы затем навсегда умереть. Но я — электронов случайная доза, А эта случайность возможна и впредь. И. Сельвинский
А теперь ответьте на вопросы: 1. Как применить закон сохранения электрического заряда к объяснению законов последовательного и параллельного соединения проводников? 2. Какова роль источника электрического тока? Образуются ли в нем электрические заряды? 3. Примените закон сохранения электрического заряда при решении задачи: «Почему два проводника с токами одинакового направления притягиваются, а два параллельных электронных пучка отталкиваются?» V. Заключение. Сегодня на уроке мы обсудили возможности применения законов сохранения для объяснения явлений природы. Давайте попытаемся проанализировать работу на занятии (памятка самоанализа) Самоанализ деятельности 1. Сегодня на уроке мне удалось… 2. При выполнении заданий мне пригодились знания… 3. В ходе работы на уроке мне пригодились умения… 4. При ответах на вопросы я испытывал затруднения… 5. Ценность знаний, полученных на уроке, для меня заключается в… Литература 1. Ильченко В. Р. Перекрестки физики, химии и биологии: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. 2. Химия в школе, №1-2, 1992. 3. Леенсон И. А. Химические реакции: Тепловой эффект, равновесие, скорость. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. Смотрите также: Лекции по законам сохранения, нужно иметь в виду, что успешное ее проведение и эффективность во многом зависят от того, насколько активно учащиеся включатся в работу во время лекции
298.69kb.
Проблема профессионального психологического отбора для обучения стоматологическим специальностям
146.43kb.
Лекции по философии истории перевод А. М. Водена Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. Спб.: Наука, 1993, 2000. 480с. С. 57-480
6268.35kb.
"Офисные технологии" – методическая разработка
80.91kb.
Лекции (см также раздел лекции-концерты). Любые программы по тематике музея. Романсы Н. А. Римского-Корсакова
10.81kb.
Лекции По истории философии Лектор Девятова Светлана Владимировна Лекции 1 философия древней индии 2
538.3kb.
Учебные пособия по части курса (частично освещающие курс); лекции
42.55kb.
Лекции №4 и №5 Преподаватель
23.26kb.
Лекции Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками на лекции
292.34kb.
Лекции: каждая по 90 минут 45 /-5 мин перерыв-/ + 45 Лекции во втором
419.31kb.
Статья по решению проблемы перекрестного субсидирования за счет гэс. Данный материал интересен, но, на мой взгляд, имеет ряд недоработок и существенных слабых мест
47.28kb.
Текст лекции введение 141.55kb.
|