Главная | стр 1
![]() "ОБ ИНФОРМАЦИИ ПЕРСОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА" Официальные публикации: Дата первой публикации полного текста: Дата вступления в силу: Внесен депутатами Государственной Думы: Ветровым К.В., Шубиным А.В., Финько О.А., Коваленко П.И., Лебедевым И.В., Мартыновым Б.А., Клинцевичем Ц.А., Кравцом А.А. ТЕКСТ, ВНЕСЕННЫЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИНФОРМАЦИИ ПЕРСОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА Настоящий Федеральный закон устанавливает порядок работы с персональными данными в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участником которых является Российская Федерация, Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации в целях защиты основных прав и свобод человека и гражданина применительно к работе с информацией персонального характера. ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Цели настоящего Федерального закона Целями настоящего Федерального закона являются: регулирование отношений по защите прав и свобод личности при использовании информации персонального характера и по защите этой информации; определение условий законности работы с информацией персонального характера; установление порядка формирования массивов информации персонального характера федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, определяемыми Правительством Российской Федерации; определение прав и обязанностей субъектов информации персонального характера и держателей (обладателей) массивов такой информации; установление форм государственного регулирования и порядка работы с информацией персонального характера, а также условий обеспечения ее сохранности. Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона Действие норм настоящего Федерального закона распространяется на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также юридических лиц, определяемых Правительством Российской Федерации, участвующих в работе с информацией персонального характера. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при работе с информацией персонального характера независимо от применяемых средств обработки этой информации. Статья 3. Термины и определения Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные термины и определения: Информация персонального характера (персональные данные) - зафиксированная на материальном носителе информация о конкретном человеке, отождествленная с конкретным человеком или которая может быть отождествлена с конкретным человеком, позволяющая идентифицировать этого человека прямо или косвенно, в частности посредством ссылки на идентификационный номер или на один или несколько факторов, специфичных для его физической, психологической, ментальной, экономической, культурной или социальной идентичности. К персональным данным относятся: биографические и опознавательные данные, личные характеристики, сведения о семейном положении, социальном положении, образовании, навыках, профессии, служебном положении, финансовом положении, состоянии здоровья и прочее. Перечень персональных данных - список категорий данных об одном субъекте, собираемых держателем (обладателем) массива персональных данных. Массив персональных данных - упорядоченная и организованная совокупность персональных данных неопределенного числа субъектов персональных данных, независимо от вида материального носителя информации и используемых средств их обработки (архивы, картотеки, электронные базы данных и т. п.). Режим конфиденциальности персональных данных - нормативно установленные правила, определяющие ограничения доступа, передачи и условия хранения персональных данных. Субъект персональных данных (субъект) - человек, к которому относятся соответствующие персональные данные. Держатель (обладатель) массива персональных данных (держатель (обладатель)) - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также юридические лица, определяемые Правительством Российской Федерации, осуществляющие работу с массивами персональных данных на законных основаниях. Получатель персональных данных (получатель) - юридическое лицо, орган государственной власти или местного самоуправления, которому раскрываются персональные данные. Сбор персональных данных - документально оформленная процедура получения на законных основаниях персональных данных держателем (обладателем) массива персональных данных от субъектов этих данных либо из других источников в соответствии с действующим законодательством. Согласие субъекта персональных данных - свободно данное конкретное и сознательное указание о своей воле, в том числе письменно подтвержденное, которым субъект данных оповещает о своем согласии на проведение работы с его персональными данными. Передача персональных данных - предоставление держателем (обладателем) персональных данных третьим лицам в соответствии с настоящим Федеральным законом и международными договорами. Трансграничная передача персональных данных - передача держателем (обладателем) персональных данных держателям, находящимся под юрисдикцией других государств. Актуализация персональных данных - оперативное внесение изменений в персональные данные в соответствии с процедурами, установленными действующим законодательством. Блокирование персональных данных - временное прекращение передачи, уточнения, использования и уничтожения персональных данных. Уничтожение (стирание или разрушение) персональных данных - действия держателя (обладателя) персональных данных, по приведению этих данных в состояние, не позволяющие восстановить их содержание. Обезличивание персональных данных - изъятие из персональных данных той их части, которая позволяет отождествить их с конкретным человеком. Статья 4. Основные принципы работы с персональными данными 1. Персональные данные должны быть получены и обработаны добросовестным и законным образом.
Статья 5. Правовые основания осуществления работы с персональными данными Работа с персональными данными может осуществляться держателем (обладателем) массива персональных данных только в случаях:
Статья 6. Правовой режим персональных данных 1. Персональные данные, находящиеся в ведении держателя (обладателя), относятся к конфиденциальной информации, кроме случаев, определенных настоящим Федеральным законом.
Статья 7. Общедоступные массивы персональных данных 1. В целях информационного обеспечения общества могут создаваться общедоступные массивы персональных данных (справочники, телефонные книги, адресные книги и т. п.).
Статья 8. Специальные категории персональных данных 1. Сбор, накопление, хранение и использование персональных данных, раскрывающих расовое или этническое происхождение, национальную принадлежность, политические взгляды, религиозные или философские убеждения, а также касающихся состояния здоровья и сексуальных наклонностей, исключительно в целях выявления этих факторов, не допускаются.
1. Субъект персональных данных самостоятельно решает вопрос о предоставлении комулибо любых своих персональных данных за исключением случаев, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона. Персональные данные предоставляются субъектом лично либо через доверенное лицо. 2. В целях реализации своих прав и свобод субъект предоставляет данные в объеме, определяемом законодательством, а также сведения об их изменениях в соответствующие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, имеющих право на работу с персональными данными в пределах их компетенции. 3. Перед предоставлением своих персональных данных субъект должен быть ознакомлен держателем (обладателем) массива персональных данных с перечнем собираемых данных, основаниями и целями их сбора и использования, с возможной передачей персональных данных третьей стороне, а также информирован об ином возможном использовании персональных данных. Статья 10. Доступ субъекта к своим персональным данным 1. Субъект персональных данных имеет право знать о наличии у держателя (обладателя) относящихся к субъекту персональных данных и иметь к ним доступ. Право на доступ может быть ограничено только в случаях, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона.
Статья 11. Внесение субъектом изменений в свои персональные данные При наличии оснований, подтвержденных соответствующими документами, субъект персональных данных вправе требовать от держателя (обладателя) этих данных внесения изменений в свои персональные данные. Изменения в персональные данные вносятся в порядке, установленном статьей 27 настоящего Федерального закона. Статья 12. Блокирование и снятие блокирования персональных данных В случае, если субъект персональных данных выявляет их недостоверность или оспаривает правомерность действий в отношении его персональных данных, он вправе потребовать от держателя (обладателя) заблокировать эти данные. Блокирование и снятие блокирования персональных данных осуществляется в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона. Статья 13. Обжалование неправомерных действий в отношении персональных данных Если субъект персональных данных считает, что в отношении его персональных данных совершены неправомерные действия, он вправе обжаловать эти действия в общем порядке, установленном действующим законодательством, либо обратиться с жалобой в уполномоченный орган государственной власти по персональным данным. Статья 14. Порядок обращения в уполномоченный орган государственной власти по персональным данным Обращение (жалоба, заявление, предложение) должно быть подано в письменной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество и адрес субъекта персональных данных, наименование и адрес держателя (обладателя) массива персональных данных, чьи действия обжалуются, изложение существа действий или решений, нарушивших, по мнению субъекта, его права. Статья 15. Возмещение убытков и (или) компенсация морального вреда В случае установления неправомерности действий держателя (обладателя) массива персональных данных при работе с персональными данными, субъект данных имеет право на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.
Статья 16. Ограничение прав субъекта на предоставление и получение своих персональных данных Ограничение прав субъекта на проедоставление и получение своих персональных данных возможно в отношении:
Статья 17. Держатели (обладатели) массивов персональных данных 1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления имеют право выступать в качестве держателей (обладателей) массивов персональных данных и на работу с персональными данными в соответствии со своей компетенцией, установленной действующим законодательством.
Статья 18. Обязанности держателя (обладателя) массива персональных данных 1. Держатель (обладатель) массива персональных данных обязан: получать персональные данные непосредственно от субъекта персональных данных, его доверенных лиц или из других законных источников; обеспечивать режим конфиденциальности персональных данных в предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом случаях; определять и документально оформлять порядок работы служащих организационной структуры, осуществляющих работу с персональными данными массива, а также лиц, несущих юридическую ответственность за соблюдение режима конфиденциальности и сохранности персональных данных; обеспечивать сохранность и достоверность персональных данных, а также установленный в нормативном порядке режим доступа к ним; сообщать субъекту персональных данных информацию о наличии персональных данных о нем, а также предоставлять сами персональные данные в недельный срок после поступления от него запроса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона;
Статья 19. Обязанности держателей (обладателей) персональных данных по составлению перечней персональных данных 1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, или уполномоченные ими структуры - держатели (обладатели), осуществляющие работу с персональными данными в пределах компетенции, установленной действующим законодательством, разрабатывают в соответствии со спецификой своей деятельности перечни персональных данных и руководствуются ими.
Статья 20. Обязанности держателя (обладателя) массива персональных данных по блокированию, снятию блокирования и уничтожению персональных данных 1. В случае выявления субъектом персональных данных недостоверности персональных данных или неправомерности действий с ними держателя (обладателя) массива персональных данных субъект может подать заявление держателю (обладателю) массива этих данных или обратиться к уполномоченному органу государственной власти по персональным данным. Держатель (обладатель) обязан принять к производству заявление субъекта и заблокировать его персональные данные с момента его получения на период проверки заявления.
Статья 21. Обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления при взаимном обмене персональными данными 1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут в своей деятельности использовать персональные данные, находящиеся у других государственных держателей (обладателей) персональных данных.
Статья 22. Организация государственного справочного обслуживания персональными данными 1. С целью организации справочного обслуживания физических и юридических лиц персональными данными Уполномоченный орган государственной власти ведет регистр первичного учета физических лиц, на основе данных первичного учета, хранящихся у государственных держателей (обладателей) персональных данных, полученных ими на законных основаниях.
Статья 23. Передача персональных данных 1. Держатель (обладатель) массива персональных данных вправе передавать эти данные другому держателю (обладателю) без согласия субъекта персональных данных в случаях: если цели использования персональных данных получателем этих данных находятся в сфере целей первоначального сбора данных; крайней необходимости для защиты жизненно важных интересов субъекта персональных данных;
Статья 24. Трансграничная передача персональных данных 1. При трансграничной передаче персональных данных российский держатель (обладатель) массива персональных данных, передающий данные, исходит из наличия существующего соглашения между сторонами, согласно которому получающая сторона обеспечивает адекватный российскому уровень защиты прав и свобод субъектов персональных данных и охраны персональных данных.
Статья 25. Обезличивание персональных данных Для проведения статистических, социологических, исторических, медицинских и других научных и практических исследований держатель (обладатель) массива персональных данных осуществляет обезличивание используемых данных, придавая им форму анонимных сведений. При этом режим конфиденциальности, установленный для персональных данных, снимается.
Статья 26. Хранение персональных данных 1. Персональные данные не должны храниться дольше, чем это необходимо для выполнения целей их сбора или чем это предусмотрено лицензией. Сроки хранения могут продлеваться только в интересах субъекта персональных данных или если это предусмотрено действующим законодательством.
Статья 27. Актуализация персональных данных 1. Держатель (обладатель) массива персональных данных вносит изменения в имеющиеся у него персональные данные при условии документального подтверждения достоверности новых данных:
Государство осуществляет регулирование работы с персональными данными в следующих формах: лицензирование работы с персональными данными; учет и регистрация массивов персональных данных и их держателей (обладателей); сертификация информационных систем и информационных технологий, предназначенных для обработки персональных данных; заключение межгосударственных соглашений и соглашений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с зарубежными организациями о трансграничной передаче персональных данных. Статья 29. Лицензирование работы с персональными данными 1. Лицензия на проведение работы с персональными данными выдается уполномоченным органом государственной власти по персональным данным юридическим лицам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Статья 30. Отзыв лицензии Лицензия подлежит отзыву уполномоченным органом, выдавшим лицензию, в случаях: нарушения условий лицензии;
Статья 31. Регистрация массивов и держателей (обладателей) персональных данных 1. Массивы персональных данных и держатели (обладатели) этих массивов подлежат обязательной регистрации в уполномоченном органе государственной власти по персональным данным.
Статья 32. О вступлении настоящего Федерального закона в силу Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Статья 33. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом. Президент Российской Федерации ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ИНФОРМАЦИИ ПЕРСОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА" 1. Обоснование необходимости принятия федерального закона "Об информации персонального характера" Правовое регулирование работы с персональными данными на основе общепринятых международных норм и принципов в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации необходимо для обеспечения прав и свобод личности, связанных со сбором, обработкой и использованием персональных данных в условиях, когда широкомасштабное применение средств вычислительной техники для этих целей позволяет сделать личную жизнь граждан "прозрачной" для государственных органов. Закон призван способствовать утверждению в обществе уважения к личности, ее достоинству на основе создания и соблюдения правовых норм, направленных на защиту прав и интересов человека и гражданина, в частности, права на неприкосновенность частной жизни. Столь же важным значением закона является создание правовых условий для решения государственных задач в области управления ресурсами с целью решения социальных проблем предоставления услуг на основе сбалансированного и социально справедливого разделения государственных средств, а также реализации функций осуществления государственных учетов, необходимых для работы налоговых служб, правоохранительных органов. Выполнение этих задач связано с оперированием большим объемом персональных данных на основании формирования и использования массивов этих данных, что в условиях создаваемого правового государства должно осуществляться строго в рамках законности. Вступление России в Европейское сообщество во многом обусловлено принятием федерального закона "Об информации персонального характера", поскольку более чем в 20 странах мира существуют подобные законы и вопросы взаимодействия европейских стран в области работы с персональными данными требуют унифицированного решения. Зарубежный опыт насчитывает свыше 25 лет в решении проблемы защиты информации персонального характера. В настоящее время развивается новый этап совершенствования правового регулирования проблемы персональных данных на основе принятия Директивы Европейского Парламента и Совета Европы 95/46/ЕС от 24 октября 1995 г. "О защите личности в отношении обработки персональных данных и свободном обращении этих данных". Директива утверждена как обязательная для стран Европейского Сообщества (ст.32) и существует установка, что не позднее трех лет после ее принятия всеми странами должны быть приняты необходимые для выполнения данной Директивы юридические, организационные и административные меры. Основными целями, определяющими необходимость принятия федерального закона "Об информации персонального характера", являются: обеспечение правовой защиты граждан в условиях бурного роста баз персональных данных, создаваемых в последнее десятилетие на основе новейших информационных технологий; создание правовой основы для максимально адекватной защиты персональной информации от усиливающегося к ней интереса со стороны криминальных структур; выполнение международных обязательств России по формированию правового регулирования трансграничной передачи персональных данных в рамках международных соглашений; совершенствование организационно-правового обеспечения деятельности физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления по формированию и использованию массивов персональных данных на основе законодательного закрепления прав, обязанностей и ответственности держателей (обладателей) этих массивов; открытие внутреннего информационного рынка России для деятельности негосударственных коммерческих структур, в частности для развития прямого маркетинга в области работы с персональными данными. В настоящее время в России нормы, касающиеся регулирования проблем, связанных с информацией персонального характера, содержатся в нескольких федеральных законах. Правовая основа работы с персональными данными определена в Конституции Российской Федерации (ст.ст. 22, 23 и ст. 29 п.4). В статьях 22 и 23 содержатся нормы, провозглашающие основные права личности, касающиеся частной жизни. В них закреплено право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайны. Запрещается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. На органы государственной власти возлагается обязанность обеспечить каждому возможность ознакомления с документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" дано определение термина "персональные данные" и заложены основные принципы правового регулирования деятельности, связанной с персональными данными. В частности, статьей 11 этого Закона такие данные отнесены к конфиденциальной информации, вводится ответственность за нарушение их конфиденциальности, а также обязательность лицензирования для негосударственных организаций и частных лиц деятельности, связанной с обработкой и предоставлением персональных данных. Но эти нормы носят общий характер и подлежат дальнейшему развитию и конкретизации (например, вопросы защиты персональных данных, порядок лицензирования деятельности с персональными данными и др.). Вопросы правового регулирования работы с персональными данными затронуты в Основах законодательства Российской Федерации "Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах" (ст.20), Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности" (ст.ст. 3, 5, 9, 10, 12, 21), законах Российской Федерации "О государственной тайне" (ст.5), "О средствах массовой информации" (ст.ст.41, 43, 46, 51, 57), "О федеральных органах налоговой полиции" (ст.10), "О налоговых органах Российской Федерации" (ст.ст. 7, 11), "О милиции", законодательстве о выборах. В Гражданском кодексе РФ статья 152 защищает честь, достоинство и деловую репутацию гражданина. В Уголовном кодексе РФ в статье 137 устанавливается уголовная ответственность "за незаконное собирание или распространения сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну", но применительно ко всем случаям нарушения конфиденциальности персональных данных (в том числе и средствами массовой информации) этого явно недостаточно. Таким образом в стране объективно сложилась настоятельная необходимость развития правовой основы в сфере работы с персональными данными. Федеральный закон "Об информации персонального характера" должен дать правовую основу для развития нормативной правовой базы для формирования, использования и защиты массивов персональных данных в стране. 2. Общая характеристика и основные положения законопроекта Законопроект содержит шесть глав (общие положения; условия законности работы с персональными данными; права субъекта персональных данных; права и обязанности держателя (обладателя) по работе с массивами персональных данных; государственное регулирование работы с персональными данными; заключительные положения), тридцать четыре статьи. В основу разработки проекта федерального закона "Об информации персонального характера" положены общепринятые международные принципы работы с этими данными, согласно которым персональные данные должны: быть помечены и обработаны добросовестным и законным образом; собираться для точно определенных, объявленных и законных целей; быть адекватными целям, для которых они собирались, и не избыточными в отношении этих целей; быть точными и в случае необходимости обновляться; храниться не дольше, чем этого требуют цели их сбора, и уничтожаться по достижении целей или минованию надобности в них. Не допускается объединение массивов персональных данных, собранных держателями (обладателями) в принципиально разных целях. В соответствии с названной выше Директивой Европейского Парламента и применительно к условиям нашей страны в проекте сформулированы правовые основания осуществления работы с персональными данными. Этими основаниями исчерпываются случаи законного сбора, обработки и использования персональных данных. Установление исчерпывающего типового перечня в таких случаях диктуется необходимостью обеспечить эффективную защиту прав личности в отношении персональных данных на основе выделения следующих основных приоритетов законопроекта, актуальных сегодня для нашего общества: а) защита персональных данных лиц от несанкционированного доступа к ним со стороны криминальных структур, других граждан, представителей государственных органов и служб, не имеющих на то соответствующих полномочий, путем регулирования порядка доступа субъектов персональных данных к своим данным; б) обеспечение сохранности, целостности и достоверности данных на основе: установления режима конфиденциальности соответствующих персональных данных; регламентации обязанностей, прав и ответственности держателей (обладателей) массивов персональных данных по работе с этими данными; в) обеспечение в условиях развития рыночных отношений в стране возможностей для работы с персональными данными держателей (обладателей) или третьих лиц, которым раскрыты персональные данные, имеющих лицензию на проведение работ с этими данными, в частности, на основе прямого маркетинга. В особую категорию выделяются персональные данные, получаемые в результате деятельности субъектов Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Координацию работ по формированию массивов персональных данных законопроект поручает вести Уполномоченному органу государственной власти, определяемому Правительством РФ из числа органов исполнительной власти. Этот орган обязан вести реестр массивов персональных данных, формируемых в органах государственной власти и органах местного самоуправления и исключить неоправданное дублирование в перечне этих данных. Реализация закона не потребует расходов, покрываемых за счет государственного бюджета. Работы по формированию и использованию массивов персональных данных в органах государственной власти и органах местного самоуправления по мере внедрения норм закона будут освобождаться от неоправданного дублирования за счет использования Реестра персональных данных. Получаемая экономия бюджетных средств будет компенсировать затраты на ведение указанного Реестра в Уполномоченном органе государственной власти. Смотрите также: Закон РФ "об информации персонального характера"
319.2kb.
«Волшебный компьютер» (35 часов)
127.28kb.
Закон «Об информации, информатизации и защите информации»
229.29kb.
Закон «Об информации, информатизации и защите информации»
398.89kb.
«Состав персонального компьютера»
14.88kb.
Закон об информации, информационных технологиях и о защите информации
224.21kb.
Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
297.73kb.
Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
220.96kb.
Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
315.35kb.
Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
241.6kb.
Закон неуничтожимости информации и корреляционное исчисление 22 Парадоксы времени 27 Парадоксы пространства 31
641.34kb.
Вопросы для подготовки к итоговому тесту 15.84kb.
|